Краснодарский край, Белоглинский район, станица Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза
В.И.Литвинова Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)
Алфим
ова
Татьян
а
Василь
евна
Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский
край, L=ст.Успенская,
T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.27 09:37:12+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от_30 августа 2023 года протокол №92
Председатель ____________/Т.В. Алфимова /
Подпись руководителя ОУ
Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
практикум по геометрии
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класс (ФГОС)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 9
Учитель Медведева Елена Владимировна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС
МБОУСОШ №32, приказ №92 от 30.08.2023
УМК Л.С. Атанасян
На основе Примерной рабочей программы элективного курса «Практикум по
геометрии, 9 класс», на основе Реализация курса «Практикум по геометрии, 9 класс»:
учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО
Краснодарского края. - 2021, 2016.
1. Планируемые результаты освоения элективного курса.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, соответствующих требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и примерной
программе воспитания.
Личностные результаты:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических
принципов в деятельности учёного
2) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и
прикладных сферах
3) Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических
принципов в деятельности учёного.
4) Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические
закономерности в искусстве
5) Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической на уки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития
и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и
математической культурой как средством познания мира; овладением
простейшими навыками исследовательской деятельности
6) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка
рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека
7) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей
8) Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение понимать и использовать математические средства наглядности
(графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимостьих
проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действоватьв
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи с применением математической терминологии и символики,
использовать различные языки математики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и
изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулыдля
нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения
задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения,
градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их
элементов, равенство фигур;
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять
элементарные операции над функциями углов;
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решениизадач
на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности,
градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя
формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадейфигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов,
трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических
величин, используя при необходимости справочники и технические средства.
Обучающийся научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
• извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную
на чертежах в явном виде;
• применять для решения задач геометрические факты, если условия их
применения заданы в явной форме;
• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам
или алгоритмам;
• оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные
фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность
прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная,проекция;
• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
• применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях,когда
все данные имеются в условии; применять теорему Пифагора, базовые
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в
простейшихслучаях;
• изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве отруки и с
помощью инструментов;
• выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов
математических задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практическогосодержания;
• использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в
реальной жизни;
• вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях,
площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в
повседневной жизни;
• выполнять простейшие построения на местности, необходимые вреальной
жизни.
Обучающийся получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства:
методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического
аппарата при решении геометрических задач;
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более
прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношенияравновеликости
и равносоставленности.
2. Содержание курса
Раздел 1. Углы (2 часов)
Сумма углов треугольника. Внешние углы
треугольника Углы в
равнобедренном, равностороннем треугольниках. Углы в четырехугольниках.
Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (5.ч)
Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Диагонали и
высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя
линия трапеции. Отрезки и прямые, связанные с окружностью. Касательная и
секущая к окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Теорема Пифагора.
Теорема, обратная теореме Пифагора. Треугольники и четырехугольники на
клетчатой бумаге.
Раздел 3. Площади фигур (2 ч)
Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь
квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника.
Основные
направления
воспитательной
деятельности**
Универсальные
учебные действия
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции,
межпредметные
понятия
Материальнохническое оснащение
(оборудование)*
Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне учебных
действий)
Дата (факт)
Дата (план)
Темы
№ занятия
3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса
Раздел 1. Углы 2 часа
Углы в
1
равнобедренном,
равностороннем
треугольниках
Формулировать теорему о сумме углов
треугольника и её следствие о внешнем угле
треугольника, знать свойства углов в
равнобедренном и равностороннем
треугольниках. Формулировать утверждение о
сумме углов выпуклого многоугольника, знать и
применять свойства углов в параллелограмме,
прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции
2
Углы в
четырехугольниках
Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 5 часов
Формулировать и применять признаки равенства
Признаки равенства
треугольников, в том числе и прямоугольных.
3 треугольников
Изображать и распознавать многоугольники на
чертежах; в том числе на клетчатой бумаге,
11
Личностные: формирование стартовой
мотивации к обучению;
положительного отношения к учению,
желания приобретать новые знания,
умения.
Регулятивные: уметь
исследовать ситуации,
требующие оценки действия в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: строить
логические цепи
1, 2,
рассуждений.
3, 4, 5, 6, 11
Коммуникативные: умение
оформлять мысли в устной и
письменной речи с учетом речевых
ситуаций.
ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно находить
информацию в информационном поле;
2) анализировать информацию.
Межпредметные понятия:
утверждение, свойства, сравнение,
схема, классификация
2, 5,
8
Личностные: формирование волии
1, 2, настойчивости в достижении цели.
3, 4, 5, 6, 11 Регулятивные: самостоятельно
находить и
2, 5,
8
4
Диагонали и высоты в
параллелограмме,
ромбе,
прямоугольнике,
квадрате, трапеции
Прямые,связанные с
окружностью.
Касательная, секущая
5
6
Теорема Пифагора
7
Треугольники и
четырехугольники на
клетчатой бумаге
показывать элементы : высоты, диагонали
параллелограмма, трапеции, равнобедренной и
прямоугольной трапеций, прямоугольника,
ромба, квадрата; формулировать утверждения об
их свойствах и признаках; решать задачи на
вычисление, построение, связанные с этими
видами четырёхугольников. Знать определение и
свойства средней линии трапеции. Исследовать
взаимное расположение прямой и окружности;
формулировать определение касательной к
окружности; формулировать теоремы: о свойстве
касательной, о признаке касательной, об
отрезках касательных, проведённых из одной
точки; Уметь формулировать теорему Пифагора
и обратную ей; решать задачи на вычисления,
связанные с теоремой Пифагора. Находить
элементы треугольника на клетчатой бумаге.
12
формулировать учебную проблему,
составлять план выполнения работы.
Познавательные: сопоставлять
характеристики
объектов по одному или нескольким
признакам, выявлять сходства и
различия объектов Коммуникативные:
умение при необходимости отстаивать
свою точку зрения, аргументируя ее,
подтверждая аргументы фактами.
ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно находить
информацию в информационном поле;
2) осуществлять образовательное
взаимодействие в информационном
пространстве образовательной
организации.
Межпредметные понятия:
расстояние, свойства, масштаб, вид,
сравнение, схема, аналогия,
классификация
Раздел 3. Площади (2 ч)
8
9
Площадь
параллелограмма,
прямоугольника,
ромба, квадрата,
трапеции
Площадь
треугольника
Объяснять, как производится измерение
площадей треугольников, многоугольников;
формулировать основные свойства площадей,
знать и применять формулы площадей
прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции; решать задачи на
вычисления, связанные с формулами площадей.
13
Личностные:
формирование нравственноэтического оценивания усваиваемого
содержания.
Регулятивные: самостоятельно
находить и
формулировать учебную проблему,
составлять план выполнения работы.
Познавательные:
выполнять учебные задачи, не
1, 2,
имеющие однозначного решения.
3, 6, 11, 12,
Коммуникативные: воспринимать текст
13, 14
с учетом поставленной учебной задачи,
находитьв тексте информацию,
необходимую для ее решения.
ИКТ-компетенции:
1) умение сравнивать и
сопоставлять информацию из
нескольких источников;
2) умение интерпретировать
и представлять информацию.
1, 2,
5
Межпредметные понятия: сравнение,
схема, площадь, формула,аналогия,
классификация
Итого
*Материально-техническое оснащение (оборудование)1.Интернетресурс:
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2
2. Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.
3. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса«Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского
края, 2021.
4. Классный набор чертежных инструментов (линейка классная, угольник классный, циркуль классный, транспортир классный)
5. Доска магнитно-маркерная или меловая.
6. Проектор мультимедийный с креплением
7. Компьютер (ноутбук) педагога.
8. Компьютер (ноутбук) обучающегося.
9. Система голосования (при наличии в ОО).
10. Интерактивная доска (при наличии в ОО).
11. Индивидуальный набор чертежных инструментов обучающегося (линейка, угольник, транспортир).
12. Ножницы.
13. Клей.
14. Цветная бумага, картон.
**Основные направления воспитательной деятельности
2. Патриотическое воспитание.
4. Эстетическое воспитание
5. Ценности научного познания.
8. Экологическое воспитание.
14
15