Рабочая программа практикум по геометрии 9 класс (2)

Краснодарский край, Белоглинский район, станица Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза
В.И.Литвинова Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

Алфим
ова
Татьян
а
Василь
евна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский
край, L=ст.Успенская,
T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.27 09:37:12+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от_30 августа 2023 года протокол №92
Председатель ____________/Т.В. Алфимова /
Подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

практикум по геометрии
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класс (ФГОС)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 9
Учитель Медведева Елена Владимировна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС
МБОУСОШ №32, приказ №92 от 30.08.2023
УМК Л.С. Атанасян
На основе Примерной рабочей программы элективного курса «Практикум по
геометрии, 9 класс», на основе Реализация курса «Практикум по геометрии, 9 класс»:
учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО
Краснодарского края. - 2021, 2016.

1. Планируемые результаты освоения элективного курса.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, соответствующих требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и примерной
программе воспитания.
Личностные результаты:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических
принципов в деятельности учёного
2) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и
прикладных сферах
3) Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических
принципов в деятельности учёного.
4) Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические
закономерности в искусстве
5) Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической на­ уки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития
и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и
математической культурой как средством познания мира; овладением
простейшими навыками исследовательской деятельности
6) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,

ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка
рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека
7) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей
8) Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение понимать и использовать математические средства наглядности
(графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимостьих
проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действоватьв
соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи с применением математической терминологии и символики,
использовать различные языки математики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и
изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулыдля
нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения
задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения,
градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их
элементов, равенство фигур;
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять
элементарные операции над функциями углов;
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решениизадач
на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности,
градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя
формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадейфигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов,
трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических
величин, используя при необходимости справочники и технические средства.
Обучающийся научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
• извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную
на чертежах в явном виде;
• применять для решения задач геометрические факты, если условия их
применения заданы в явной форме;
• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам
или алгоритмам;
• оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные
фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность
прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная,проекция;
• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
• применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях,когда

все данные имеются в условии; применять теорему Пифагора, базовые
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в
простейшихслучаях;
• изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве отруки и с
помощью инструментов;
• выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов
математических задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практическогосодержания;
• использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в
реальной жизни;
• вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях,
площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в
повседневной жизни;
• выполнять простейшие построения на местности, необходимые вреальной
жизни.
Обучающийся получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства:
методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического
аппарата при решении геометрических задач;
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более
прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношенияравновеликости
и равносоставленности.
2. Содержание курса
Раздел 1. Углы (2 часов)
Сумма углов треугольника. Внешние углы
треугольника Углы в
равнобедренном, равностороннем треугольниках. Углы в четырехугольниках.
Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (5.ч)
Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Диагонали и
высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя
линия трапеции. Отрезки и прямые, связанные с окружностью. Касательная и
секущая к окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Теорема Пифагора.
Теорема, обратная теореме Пифагора. Треугольники и четырехугольники на
клетчатой бумаге.
Раздел 3. Площади фигур (2 ч)
Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь
квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника.

Основные
направления
воспитательной
деятельности**

Универсальные
учебные действия
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции,
межпредметные
понятия

Материальнохническое оснащение
(оборудование)*

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне учебных
действий)

Дата (факт)

Дата (план)

Темы

№ занятия

3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса

Раздел 1. Углы 2 часа
Углы в
1
равнобедренном,
равностороннем
треугольниках

Формулировать теорему о сумме углов
треугольника и её следствие о внешнем угле
треугольника, знать свойства углов в
равнобедренном и равностороннем
треугольниках. Формулировать утверждение о
сумме углов выпуклого многоугольника, знать и
применять свойства углов в параллелограмме,
прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции

2
Углы в
четырехугольниках

Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 5 часов
Формулировать и применять признаки равенства
Признаки равенства
треугольников, в том числе и прямоугольных.
3 треугольников
Изображать и распознавать многоугольники на
чертежах; в том числе на клетчатой бумаге,

11

Личностные: формирование стартовой
мотивации к обучению;
положительного отношения к учению,
желания приобретать новые знания,
умения.
Регулятивные: уметь
исследовать ситуации,
требующие оценки действия в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: строить
логические цепи
1, 2,
рассуждений.
3, 4, 5, 6, 11
Коммуникативные: умение
оформлять мысли в устной и
письменной речи с учетом речевых
ситуаций.
ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно находить
информацию в информационном поле;
2) анализировать информацию.
Межпредметные понятия:
утверждение, свойства, сравнение,
схема, классификация

2, 5,
8

Личностные: формирование волии
1, 2, настойчивости в достижении цели.
3, 4, 5, 6, 11 Регулятивные: самостоятельно
находить и

2, 5,
8

4

Диагонали и высоты в
параллелограмме,
ромбе,
прямоугольнике,
квадрате, трапеции
Прямые,связанные с
окружностью.
Касательная, секущая

5

6

Теорема Пифагора

7

Треугольники и
четырехугольники на
клетчатой бумаге

показывать элементы : высоты, диагонали
параллелограмма, трапеции, равнобедренной и
прямоугольной трапеций, прямоугольника,
ромба, квадрата; формулировать утверждения об
их свойствах и признаках; решать задачи на
вычисление, построение, связанные с этими
видами четырёхугольников. Знать определение и
свойства средней линии трапеции. Исследовать
взаимное расположение прямой и окружности;
формулировать определение касательной к
окружности; формулировать теоремы: о свойстве
касательной, о признаке касательной, об
отрезках касательных, проведённых из одной
точки; Уметь формулировать теорему Пифагора
и обратную ей; решать задачи на вычисления,
связанные с теоремой Пифагора. Находить
элементы треугольника на клетчатой бумаге.

12

формулировать учебную проблему,
составлять план выполнения работы.
Познавательные: сопоставлять
характеристики
объектов по одному или нескольким
признакам, выявлять сходства и
различия объектов Коммуникативные:
умение при необходимости отстаивать
свою точку зрения, аргументируя ее,
подтверждая аргументы фактами.
ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно находить
информацию в информационном поле;
2) осуществлять образовательное
взаимодействие в информационном
пространстве образовательной
организации.
Межпредметные понятия:
расстояние, свойства, масштаб, вид,
сравнение, схема, аналогия,
классификация

Раздел 3. Площади (2 ч)
8

9

Площадь
параллелограмма,
прямоугольника,
ромба, квадрата,
трапеции
Площадь
треугольника

Объяснять, как производится измерение
площадей треугольников, многоугольников;
формулировать основные свойства площадей,
знать и применять формулы площадей
прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции; решать задачи на
вычисления, связанные с формулами площадей.

13

Личностные:
формирование нравственноэтического оценивания усваиваемого
содержания.
Регулятивные: самостоятельно
находить и
формулировать учебную проблему,
составлять план выполнения работы.
Познавательные:
выполнять учебные задачи, не
1, 2,
имеющие однозначного решения.
3, 6, 11, 12,
Коммуникативные: воспринимать текст
13, 14
с учетом поставленной учебной задачи,
находитьв тексте информацию,
необходимую для ее решения.
ИКТ-компетенции:
1) умение сравнивать и
сопоставлять информацию из
нескольких источников;
2) умение интерпретировать
и представлять информацию.

1, 2,
5

Межпредметные понятия: сравнение,
схема, площадь, формула,аналогия,
классификация
Итого

*Материально-техническое оснащение (оборудование)1.Интернетресурс:
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2
2. Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.
3. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса«Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского
края, 2021.
4. Классный набор чертежных инструментов (линейка классная, угольник классный, циркуль классный, транспортир классный)
5. Доска магнитно-маркерная или меловая.
6. Проектор мультимедийный с креплением
7. Компьютер (ноутбук) педагога.
8. Компьютер (ноутбук) обучающегося.
9. Система голосования (при наличии в ОО).
10. Интерактивная доска (при наличии в ОО).
11. Индивидуальный набор чертежных инструментов обучающегося (линейка, угольник, транспортир).
12. Ножницы.
13. Клей.
14. Цветная бумага, картон.
**Основные направления воспитательной деятельности
2. Патриотическое воспитание.
4. Эстетическое воспитание
5. Ценности научного познания.
8. Экологическое воспитание.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».