Краснодарский край, Белоглинский район, станица Успенская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) Алфим ова Татьян а Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.27 09:37:12+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от_30 августа 2023 года протокол №92 Председатель ____________/Т.В. Алфимова / Подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По практикум по геометрии (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класс (ФГОС) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 9 Учитель Медведева Елена Владимировна Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС МБОУСОШ №32, приказ №92 от 30.08.2023 УМК Л.С. Атанасян На основе Примерной рабочей программы элективного курса «Практикум по геометрии, 9 класс», на основе Реализация курса «Практикум по геометрии, 9 класс»: учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2021, 2016. 1. Планируемые результаты освоения элективного курса. Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания. Личностные результаты: Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного 2) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах 3) Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. 4) Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве 5) Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической на уки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности 6) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека 7) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей 8) Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимостьих проверки; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действоватьв соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулыдля нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство фигур; оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решениизадач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадейфигур; вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов; вычислять длину окружности, длину дуги окружности; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочники и технические средства. Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная,проекция; • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; • применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях,когда все данные имеются в условии; применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейшихслучаях; • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве отруки и с помощью инструментов; • выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практическогосодержания; • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни; • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни; • выполнять простейшие построения на местности, необходимые вреальной жизни. Обучающийся получит возможность: • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов; • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач; • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора; • вычислять площади многоугольников, используя отношенияравновеликости и равносоставленности. 2. Содержание курса Раздел 1. Углы (2 часов) Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках. Углы в четырехугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (5.ч) Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции. Отрезки и прямые, связанные с окружностью. Касательная и секущая к окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге. Раздел 3. Площади фигур (2 ч) Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Основные направления воспитательной деятельности** Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия Материальнохническое оснащение (оборудование)* Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Дата (факт) Дата (план) Темы № занятия 3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса Раздел 1. Углы 2 часа Углы в 1 равнобедренном, равностороннем треугольниках Формулировать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, знать свойства углов в равнобедренном и равностороннем треугольниках. Формулировать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника, знать и применять свойства углов в параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции 2 Углы в четырехугольниках Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 5 часов Формулировать и применять признаки равенства Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. 3 треугольников Изображать и распознавать многоугольники на чертежах; в том числе на клетчатой бумаге, 11 Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: уметь исследовать ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить логические цепи 1, 2, рассуждений. 3, 4, 5, 6, 11 Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) анализировать информацию. Межпредметные понятия: утверждение, свойства, сравнение, схема, классификация 2, 5, 8 Личностные: формирование волии 1, 2, настойчивости в достижении цели. 3, 4, 5, 6, 11 Регулятивные: самостоятельно находить и 2, 5, 8 4 Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции Прямые,связанные с окружностью. Касательная, секущая 5 6 Теорема Пифагора 7 Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге показывать элементы : высоты, диагонали параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; формулировать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, построение, связанные с этими видами четырёхугольников. Знать определение и свойства средней линии трапеции. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; Уметь формулировать теорему Пифагора и обратную ей; решать задачи на вычисления, связанные с теоремой Пифагора. Находить элементы треугольника на клетчатой бумаге. 12 формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов Коммуникативные: умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая аргументы фактами. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации. Межпредметные понятия: расстояние, свойства, масштаб, вид, сравнение, схема, аналогия, классификация Раздел 3. Площади (2 ч) 8 9 Площадь параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции Площадь треугольника Объяснять, как производится измерение площадей треугольников, многоугольников; формулировать основные свойства площадей, знать и применять формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; решать задачи на вычисления, связанные с формулами площадей. 13 Личностные: формирование нравственноэтического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не 1, 2, имеющие однозначного решения. 3, 6, 11, 12, Коммуникативные: воспринимать текст 13, 14 с учетом поставленной учебной задачи, находитьв тексте информацию, необходимую для ее решения. ИКТ-компетенции: 1) умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; 2) умение интерпретировать и представлять информацию. 1, 2, 5 Межпредметные понятия: сравнение, схема, площадь, формула,аналогия, классификация Итого *Материально-техническое оснащение (оборудование)1.Интернетресурс: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2 2. Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. 3. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса«Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. 4. Классный набор чертежных инструментов (линейка классная, угольник классный, циркуль классный, транспортир классный) 5. Доска магнитно-маркерная или меловая. 6. Проектор мультимедийный с креплением 7. Компьютер (ноутбук) педагога. 8. Компьютер (ноутбук) обучающегося. 9. Система голосования (при наличии в ОО). 10. Интерактивная доска (при наличии в ОО). 11. Индивидуальный набор чертежных инструментов обучающегося (линейка, угольник, транспортир). 12. Ножницы. 13. Клей. 14. Цветная бумага, картон. **Основные направления воспитательной деятельности 2. Патриотическое воспитание. 4. Эстетическое воспитание 5. Ценности научного познания. 8. Экологическое воспитание. 14 15