Рабочая программа ОПК 10-11 класс 2023 год

Краснодарский край, Белоглинский район, ст.Успенская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.ЛитвиноваБелоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023года протокол № 1
Председатель ___________ Т.В.Алфимова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Уровень образования (класс): среднее общее

10 – 11 классы

Количество часов: по 17 в каждом классе
Учитель: Рудакова Наталья Александровна
Программа разработана в соответствии и на основе:
-на основе Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС МБОУ СОШ №32, протокол
№ 1 от 30.08.2023 г.;
авторской программы А.В. Бородиной История религиозной культуры : программа историкокультурологического курса
для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий : 10-11 классы / А. В. Бородина.— Изд. 4-е, стер. — М.: МОФ «ОПК»,
2017 г.

Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273 –ФЗ
 Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О
рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического
планирования»
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»


Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 27.05.2015 года № 08-761. по
изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно нравственной культуры народов России»

 Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ № 32, утвержденная решением педагогического совета
(протокол №1 от 30. 08. 2023 года)
 Авторская программа А.В. Бородиной
История религиозной культуры : программа историкокультурологического курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий : 10-11 классы / А. В.
Бородина.— Изд. 4-е, стер. — М.: МОФ «ОПК», 2017 г.
Цель учебного курсаИстория религиозной культуры» — совершенствование школьного образования
средствами включения в содержание образования систематических знаний о религиозных культурах и духовнонравственного воспитывающего ресурса религиозно-познавательного образования.
Задачи курса:
систематическое по организации и системное по методике и содержанию изучение основ православной культуры;

систематическое по организации и системное по методике и содержанию изучение основ традиционных религиозных
культур;
ознакомление с древними религиозными культурами;
духовно-нравственное развитие, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, на
духовных традициях народов России;
становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России, овладение
духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
знакомство с нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;
формирование понимания значения нравственности, веры в жизни человека и общества, религиозных основ
формирования культуры;
приобщение к художественно-эстетическим традициям;
ознакомление с религиозными памятниками и святынями мира;
ознакомление с христианской культурой народов мира;
создания условий для реализации прав школьников на убеждения;
формирование целостного восприятия мира;
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
формирование культуры общения;

развитие этического сознания; выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на
основе традиций культуры Отечества;
предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям каждого человека;
овладение духовной и историко-культурологической лексикой;
оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре и в мире;
творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний о религиозных
культурах и их истории.
Программа рассчитана на 17 урока, по 1 часу в неделю первое полугодие
Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с
целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного
уровня образования.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности;
духовно-нравственному воспитанию на основе российских традиционных ценностей;
осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

осознающий свою национальную принадлежность;
патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и пользоваться ими, уважающий
права других людей на убеждения, веру, национальную культуру, родной язык;
обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством;
осознание базовых ценностей общества: дара жизни, здоровья, человеческой личности, семьи, Родины;
обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
имеющий внутреннюю установку поступать согласно своей совести и убеждениям и в соответствии с нормами
поведения в обществе .и правовыми нормами;
нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
доброжелательный, умеющий высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий права других людей на иные мнения, убеждения;
владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;

отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
имеющий представления о традиционных нравственных установках;
уважительно относящийся к святыням;
умеющий учиться, нравственно относящийся к знанию;
способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
способный к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков,
характеризующих ученика следующим образом:
владеющий способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в
соответствии с задачами учебного предмета, соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета
(подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением); умеющий использовать знаковосимволические средства информации; .
освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в
ситуации неуспеха;

освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синте
за,

обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;

готовность слушать собеседника, вести диалог;
умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия,
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному
совершенствованию и духовному саморазвитию;
владеющий нормами светской и религиозной морали, понимающий их значение в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе;
понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
знающий историю формирования отечественной культуры;
имеющий представление о религиозных культурах народов мира;
владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;

овладевший основными религиозными понятиями;
имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в
становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных
народов России;
имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о
влиянии христианства на формирование отечественной и западной культуры; об основных направлениях в христианстве,
их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;
имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности; понимающий
религиознофилософские основы православной культуры;
имеющий представление о Священном Предании, его содержании;
знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной
истории;
знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
• - имеющий представления о таинствах Церкви;
знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре,
музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография,
золотое шитье и др.);
овладевший основными понятиями сравнительного богословия;
имеющий представления о мировых религиях, их культурных традициях и распространении в мире;
имеющий представления о древних религиях, культурных памятниках и истории распространения их в мире.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Часть III (средняя школа): «РЕЛИГИИ МИРА»
10 класс
РАЗДЕЛ 10. «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» - 17 часа
Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?» — 1 ч.
Вера, роль веры в жизни человека.
Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ» — 2 ч
Историческая и общественная необходимость существования религии
Формы и элементы первобытных верований.
Тема 3. «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ» — 2 ч.
Многообразие принципов классификации религий.
Некоторые схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.
Тема 4. «МИФОЛОГИЯ» — 2 ч.
Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт.
Природные мифы, их происхождение, толкование.
Тема 5. «АНИМИЗМ» — 2 ч.
Анимизм как учение о духовных существах.
Фетишизм.

Тема 6. «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ» — 1 ч.
Религиозные обряды: их практическое и символическое значение.
Тема 7. «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ» — 3 ч.
Время существования ведийской культуры.
Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др.
Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман.
Тема 8. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» — 2 ч.
Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы.
Почитание священных растений и деревьев.
Тема 9. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА» — 1 ч.
Божества древних римлян.
Тема 10. «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» — 1 ч.
Славянское язычество.

11 класс
РАЗДЕЛ 11. «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ
КАРТИНА МИРА» - 17часа
Тема 1. «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ» — 1 ч.

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах
Тема 2. «МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 1 ч.
Тема 3. «ХРИСТИАНСТВО» — 5 ч.
История возникновения и распространения христианства
Основы христианского вероучения.
Православие.
Православный календарь.
Причины отделения Римской церкви.
Тема 4. «БУДДИЗМ» — 2 ч.
Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски.
Повествования о жизни и деяниях Будды..
Тема 5. «ИСЛАМ» — 2 ч.
Культурно-исторические условия возникновения ислама.
Языческий центр Кааба, святыня разных племён.
Тема 6. «НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 5ч.
Основные этапы формирования индуизма.
Веды. Брахманизм, учение о кастах.
. Влияние ислама в VIII—XVI вв.

Святилища и храмы индусов.
Китайские религии. Возникновение конфуцианства.
Тема7. «СЕКТАНТСТВО» — 1 ч.
История возникновения слова «секта», его значение.

4. Тематическое планирование

Раздел

Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ
РЕЛИГИЯ?»

К-во
час

К-во
Темы

часов

Основные виды
деятельности обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;

1

духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

Вера, роль веры в жизни
человека.

Тема 2.
«ВОЗНИКНОВЕНИЕ
РЕЛИГИЙ»

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

2

Историческая и
общественная
необходимость
существования религии

1

Формы и элементы первобытных верований

1

Познавательные УУД:
- анализировать(в т.ч. выделять главное, делить
текст на части) и обобщать, доказывать, делать
выводы, определять понятия;
, таблица, план, схема, тезисы
Коммуникативные УУД:
- Организовывать работу в паре, группе
(самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения
Личностные УУД:
- Осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции
Регулятивные УУД:
- Планировать деятельность в учебной и
жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя
ИКТ
Познавательные УУД:
- Сравнивать объекты по заданным или
самостоятельно определенным критериям
- Устанавливать причинно-следственные связи
– на простом и сложном уровне
Личностные УУД:
-Извлекая из истории уроки прошлого,
осознавать и проявлять себя гражданином

России в добрых словах и делах –объяснять
взаимные интересы, ценности, обязательства
свои и своего общества, страны;
Коммуникативные УУД:
-Создавать устные и письменные тексты для
решения разных задач общения – с помощью
исамостоятельно
-Понимать позицию другого, выраженную в
явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с
автором текста).
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув деятельности:
учебной и жизненно-практической (в т.ч. в
своих проектах)

Тема 3.
«КЛАССИФИКАЦИИ
РЕЛИГИЙ»

Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

2

Многообразие принципов
классификации религий

1

Познавательные УУД:
-утанавливать причинно-следственные связи –
на простом и сложном уровне
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
- корректировать свое мнениепод воздействием
контраргументов
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;

Некоторые схемы
классификации религий:
Гегеля, фон Гартмана,
Тиле, Зибека.

Тема 4.
«МИФОЛОГИЯ»

1

Познавательные УУД:
- Классифицировать(группировать,
устанавливать иерархию) по заданным или
самостоятельно выбранным основаниям
- Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч.
используя ИКТ) достоверную информацию,
необходимую для решения учебных и
жизненных задач
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами, выдвигая контраргументы в
дискуссии
Личностные УУД:
- Аргументированно оценивать свои и чужие
поступки в однозначных и неоднозначных
ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на
общечеловеческие нравственные ценности
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув деятельности:
учебной и жизненно-практической (в т.ч. в
своих проектах)
-Выдвигать версии, выбирать средства
достижения цели в группе и индивидуально
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

2

Мифология как проявление
человеческой мысли,
имеющее в основании
опыт.

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе, диалоге,

полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами

Природные мифы, их
происхождение,
толкование.

1

Познавательные УУД:
-утанавливать причинно-следственные связи –
на простом и сложном уровне
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;

Тема 5. «АНИМИЗМ»

духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

2

Анимизм как учение о
духовных существах.

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами

Фетишизм.

Тема 6. «ОБРЯДЫ И
ЦЕРЕМОНИИ»

1

Познавательные УУД:
-утанавливать причинно-следственные связи –
на простом и сложном уровне
- Анализировать(в т.ч. выделять главное, делить
текст на части) и обобщать, доказывать, делать
выводы, определять понятия; строить логически
обоснованные рассуждения - на простом и
сложном уровне
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

1

Религиозные обряды: их
практическое и
символическое значение.

1

Познавательные УУД:
-утанавливать причинно-следственные связи –
на простом и сложном уровне
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
- корректировать свое мнениепод воздействием
контраргументов
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать собственные

мировоззренческие позиции;

Тема 7.
«ВЕДИЙСКАЯ И
БРАХМАНСКАЯ
РЕЛИГИИ»

Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

3

Время существования
ведийской культуры.

1

Ведийские божества:
Адити, Митра, Варуна,
Индра, Савит, Савитар,
Вишну и др.

1

Познавательные УУД:
-утанавливать причинно-следственные связи –
на простом и сложном уровне
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;
Познавательные УУД:
- анализировать(в т.ч. выделять главное, делить
текст на части) и обобщать, доказывать, делать
выводы, определять понятия; строить логически
обоснованные рассуждения - на простом и
сложном уровне
- Классифицировать(группировать,
устанавливать иерархию) по заданным или
самостоятельно выбранным основаниям
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами, выдвигая контраргументы в
дискуссии
Личностные УУД:
- Аргументированно оценивать свои и чужие
поступки в однозначных и неоднозначных

ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на
общечеловеческие нравственные ценности
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув деятельности:
учебной и жизненно-практической (в т.ч. в
своих проектах)
-Выдвигать версии, выбирать средства
достижения цели в группе и индивидуально

Жрец-чародей и
священнослужитель
браман, брахман.

Тема 8. «РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

1

Познавательные УУД:
- Сравнивать объекты по заданным или
самостоятельно определенным критериям
- Устанавливать причинно-следственные связи
– на простом и сложном уровне
Личностные УУД:
-Извлекая из истории уроки прошлого,
осознавать и проявлять себя гражданином
России в добрых словах и делах –объяснять
взаимные интересы, ценности, обязательства
свои и своего общества, страны;
Коммуникативные УУД:
-Создавать устные и письменные тексты для
решения разных задач общения – с помощью и
самостоятельно
- Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув деятельности:
учебной и жизненно-практической (в т.ч. в
своих проектах)
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

2

Древнейшие культы и
божества: Алфей, нимфы.

1

Познавательные УУД:
- Сравнивать объекты по заданным или
самостоятельно определенным критериям
- Устанавливать причинно-следственные связи
– на простом и сложном уровне
- Личностные УУД:

-Извлекая из истории уроки прошлого,
осознавать и проявлять себя гражданином
России в добрых словах и делах –объяснять
взаимные интересы, ценности, обязательства
свои и своего общества, страны;
Коммуникативные УУД:
-Создавать устные и письменные тексты для
решения разных задач общения – с помощью и
самостоятельно
-Понимать позицию другого, выраженную в
явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с
автором текста).
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув деятельности:
учебной и жизненно-практической (в т.ч. в
своих проектах)
-Выдвигать версии, выбирать средства
достижения цели в группе и индивидуально

Почитание священных
растений и деревьев.

Тема 9. «РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕГО РИМА»

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
- планировать учебную деятельность
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;

1

духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

Божества древних римлян.

Тема 10. «РЕЛИГИИ
ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

1

Познавательные УУД:
-утанавливать причинно-следственные связи –
на простом и сложном уровне
- Анализировать(в т.ч. выделять главное, делить
текст нжном уровне
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
- Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами
- корректировать свое мнениепод воздействием
контраргументов
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и многообразия
взглядов на него, вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

1

Славянское язычество.

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе, диалоге,
полилоге),аргументируя его, подтверждая
фактами

11 КЛАСС

Раздел

«ГОСУДАРСТВО И
РЕЛИГИЯ»

К-во
час

К-во
Темы

Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

1

Государственные,
официальные и
привилегированные
религии в разных странах.

«МИРОВЫЕ И
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
РЕЛИГИИ»

часов

Основные виды
деятельности обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)

1

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных
задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе,
диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами
Познавательные УУД:
- анализировать(в т.ч. выделять
главное, делить текст на части) и
обобщать, доказывать, делать выводы

Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских

Коммуникативные УУД:
- Организовывать работу в паре, группе
(самостоятельно определять цели,
Личностные УУД:
- Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции
Регулятивные УУД:
- Планировать деятельность в учебной
и жизненной ситуации (в т.ч. проект),
используя ИКТ

Тема 3.
«ХРИСТИАНСТВО»

традиционных ценностей;

Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

5ч

История возникновения и
распространения
христианства.

Основы христианского
вероучения.

1

1

Познавательные УУД:
-утанавливать причинно-следственные
связи –на простом и сложном уровне
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе,
диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами
Личностные УУД:

Православие.

Православный календарь.

Причины отделения
Римской церкви.

1

-осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;
Познавательные УУД:
- Классифицировать(группировать,
устанавливать иерархию) по заданным
или самостоятельно выбранным
основаниям
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение(в монологе,
диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами, выдвигая
контраргументы в дискуссии
Личностные УУД:
- Аргументированно оценивать свои и
чужие поступки в однозначных и
неоднозначных ситуациях (в т.ч.
учебных), опираясь на
общечеловеческие нравственные
ценности
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув
деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах)

1

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных
задач;
Регулятивные УУД:

- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе,
диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами

Тема 4. «БУДДИЗМ»

Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

2ч

Жизненный путь Готамы
(Гаутомы), духовные
поиски.

1

Познавательные УУД:
- анализировать(в т.ч. выделять
главное, делить текст на части) и
обобщать, доказывать, делать выводы,
определять понятия;
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение(в монологе,
диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами, выдвигая
контраргументы в дискуссии
Личностные УУД:
- Аргументированно оценивать свои и
чужие поступки в однозначных и
неоднозначных ситуациях (в т.ч.
учебных), опираясь на
общечеловеческие нравственные
ценности
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув
деятельности: учебной и жизненно-

практической (в т.ч. в своих проектах)

Повествования о жизни и
деяниях Будды.

Тема 5. «ИСЛАМ»

1

Познавательные УУД:
- Анализировать(в т.ч. выделять
главное, делить текст на части) и
обобщать, доказывать, делать выводы,
Личностные УУД:
-Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции
Коммуникативные УУД:
-Создавать устные и письменные
тексты для решения разных задач
общения – с помощью и
самостоятельно
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув
деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах)
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

2ч

Культурно-исторические
условия возникновения
ислама.

1

Познавательные УУД:
- Сравнивать объекты по заданным или
самостоятельно определенным
критериям
Личностные УУД:

-Извлекая из истории уроки прошлого,
осознавать и проявлять себя
гражданином России в добрых словах и
делах - Коммуникативные УУД:
-Создавать устные и письменные
тексты для решения разных задач
общения – с помощью и
самостоятельно
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув
деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах)

Языческий центр Кааба,
святыня разных племён.

Тема 6.
«НЕКОТОРЫЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
РЕЛИГИИ»

1
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

5ч

Основные этапы
формирования индуизма

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных
задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе,

диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами

. Веды. Брахманизм,
учение о кастах.

1

. Влияние ислама в VIII—
XVI вв.

1

Святилища и храмы
индусов.

1

Познавательные УУД:
- Анализировать(в т.ч. выделять
главное, делить текст Регулятивные
УУД:
- определять цель, проблемув
учебнойДеятельности
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение(в монологе,
диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;

Познавательные УУД:
- Устанавливать причинноследственные связи – на простом и
сложном уровне
- Личностные УУД:
-Извлекая из истории уроки прошлого,
осознавать и проявлять себя
гражданином России в добрых словах и
делах Коммуникативные УУД:
-Создавать устные и письменные
тексты для решения разных задач
общения – с помощью и
самостоятельно

Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблемув
деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах)

Китайские религии.
Возникновение
конфуцианства

Тема 8.
«СЕКТАНТСТВО»

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных
задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Деятельности
-выдвигать версии
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе,
диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами
Патриотическое воспитанию и
формирование российской
идентичности;
духовно-нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

1ч

История возникновения
слова «секта», его
значение.

1

Познавательные УУД:
-находить (в учебниках и др.
источниках)достоверную информацию,
необходимую для решения учебных
задач;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблемув учебной
Коммуникативные УУД:
-Излагать свое мнение(в монологе,

диалоге, полилоге),аргументируя его,
подтверждая фактами

СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
учителей гуманитарной кафедры

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Ю.А.Петрикина

МБОУ СОШ №32
от 30 августа_2023 г. №_1_
Руководитель кафедры
_______________ И.С.Спесивцева

от 30 августа_2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».