Краснодарский край, Белоглинский район, ст.Успенская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова
Белоглинского района»
Алфим
ова
Татьяна
Василь
евна
Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 10:52:36+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2023 года протокол №1
Председатель педсовета
_____________
Т.В.Алфимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«По противодействие экстремизма
10-11 класс
Составитель: Бойченко А.В.
преподаватель-организатор ОБЖ
Ст.Успенская
2023 г.
Пояснительная записка
Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться одним из основных факторов,
дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации. В
последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодѐжных организаций,
спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций,
нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к
социальной напряжѐнности и ведѐт к усилению экстремистских проявлений. Молодѐжь может
быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут
столкнуться с вредным контентом. В связи с эпидемиологической ситуацией, возникшей в нашей
стране, и возможным переходом на дистанционное обучение ранее реализуемые программы
противодействию террористической и экстремистской деятельности среди обучающихся школы
возникла необходимость перестроить для возможности их дальнейшей реализации. Данная
программа мероприятий на учебный год может быть использована и при очном, и при
дистанционном обучении. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные
меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности,
патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым
проявлениям экстремизма и терроризма. Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения
уровня подготовки обучающихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе
в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на
формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к
восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном
учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных
предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их
ненасильственными средствами. В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и
молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия,
интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа
жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной
степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма,
шовинизма и экстремизма. Программа мероприятий по профилактике террористической и
экстремистской деятельности среди обучающихся общеобразовательной школы с учѐтом
возможного перехода на дистанционное обучение призвана укрепить основы и систематизировать
методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Цель программы: организация антитеррористической деятельности, противодействие
возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на
основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской
идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи программы:
Формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной
атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод
человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
Достижение необходимого уровня правовой культуры учащихся как основы
толерантного сознания и поведения.
Общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства
любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и
конфессиональной почве.
Повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике
терроризма и экстремизма.
Проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками
школы, направленной на предотвращение экстремистской и террористической деятельности,
воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.
Использование Интернета в воспитательных и профилактических целях, размещение
на сайте школы информации, направленной на формирование у молодѐжи чувства патриотизма,
гражданственности, а также этнокультурного характера.
Организация
волонтѐрского
движения
по
реализации
мероприятий,
противодействующих молодѐжному экстремизму.
Повышение занятости молодѐжи во внеурочное время.
Ожидаемые результаты программы:
Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия
и толерантности.
Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских
молодежных группировок.
Противодействие проникновению в общественное сознание идей религиозного
фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.
Повышение уровня компетентности обучающихся образовательного учреждения в
вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды и
противодействия экстремизму.
Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:
проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности,
и профилактике экстремизма и терроризма;
проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры,
ценностей и традиций народов России и мира;
проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в
школе, участие в районных и городских мероприятиях и акциях;
организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры
Планируемые результаты освоения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
1.1. Личностные результаты:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в общественных
местах.
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие духовного мира;
-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
1.2. Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности) устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и но аналогии) и делать
вводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
1.3. Предметные результаты
-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
-понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
-формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
-знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
-умение оказать первую помощь пострадавшим;
-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
Введение курса «Профилактика экстремизма в молодежной среде» призвано интегрировать
учащихся в непосредственно близкое к ним правовое пространство, ознакомить с методами,
тренингами, способами организации профилактики экстремизма в молодежной среде,
сформировать понимание рациональности правовых ограничений и осознать меру
юридической ответственности за собственные поступки, т.е. осуществить правовое
воспитание и просвещение, а также выработать практические навыки по осуществлению
процедуры защиты прав молодежи.
Дисциплина соответствует требованиям ФГОС.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
• ценностно-смысловых
• общекультурных
• учебно-познавательных
• информационных
• коммуникативных
• социально-трудовых
• компетенций личностного самосовершенствования
Формы организации и виды деятельности
Формы и методы проведения занятий
типовое занятие;
собеседование;
консультация;
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навык
учебная игра.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
деятельностный;
эвристический;
исследовательский.
Виды деятельности:
исследовательская, проектная, трудовая, социальное творчество, проблемно – ценностное
общение.
Режим занятий
Общее число – 35 в год. Продолжительность одного занятия 40 минут. При необходимости
проведение занятий возможно в режиме реального времени при помощи
телекоммуникационных систем.
Формы представления результатов
собеседование;
тест.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Экстремизм: причины возникновения и факторы распространения.
Экстремизм как социально-политическое явление. Понятие «экстремизм». Экстремальность
и экстремизм. Сущность экстремизма. Причины возникновения экстремизма и факторы его
распространения. Виды экстремизма. Понятие социального конфликта. Экстремизм как
форма разрешения конфликтных ситуаций.
Тема 2. Экстремизм в межэтнических и межконфессиональных отношениях.
Этнос. Этничность. Этническая самоидентификация. Свои - чужие. Понятие этнического
экстремизма. Формы этноэкстремизма. Межнациональные отношения как вид социальных
отношений. Межнациональные отношения в современной России. Основные направления
национальной политики Российской Федерации.
Тема3. Организационно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности
Организационно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности Уголовноправовая и криминологическая характеристика экстремизма в России. Реформирование
российского законодательства, направленного на противодействие экстремизму на
федеральном уровне и в Калужской области. Юридический анализ состава преступления,
посягающих на внутреннюю безопасность Российской Федерации (статьи 280, 282, 282.1,
282.2 УК РФ). Криминологическая характеристика экстремисткой деятельности в
молодежной среде.
Тема 4. Психология молодежного экстремизма
Психология экстремизма. Экстремизм как форма социальной девиации. Психология
деструктивного поведения. Учет психологических факторов в проектировании
профилактики экстремизма. Молодежный экстремизм, его признаки и особенности.
Экстремизм как «неодобряемая» социализация. Социология молодежи об экстремизме:
исследование ценностных установок и мотивов поведения современной молодежи.
Молодежные сообщества и субкультуры как институты трансляции экстремизма в обществе.
Тенденции и социальные последствия молодежного экстремизма.
Тема5. Специфика экстремистских символов и текстов
Знак. Значение. Смысл. Символ как определение скрытого смысла. Кодирование смысла.
История и настоящее символа. Специфика экстремистской символики. Нацистская
символика и запрет на ее использование. Граффити как способ выражения экстремистских
идей. Изобразительная сатира как поле экстремистских идей. Текст. Структура текста.
Подтекст. Контекст. Смысл и значение терминов. Экстремистская терминология.
Тема 6. Изучение ценностных установок молодежи как основа профилактики экстремизма.
Ценность как обозначение значимого. Аксиологические исследования молодежи: история и
современность. Методы социологических исследований ценностей молодежи. Результаты
исследований. Мониторинг. Изучение социально - политических установок населения как
основа профилактики экстремизма: методы и формы.
Тема 7. Виды и формы профилактической работы в молодежной среде.
Понятие профилактики в социальном управлении. Законодательная и нормативно-правовая
база профилактики экстремизма в РФ. Формы и методы профилактики экстремизма.
Системный подход в организации профилактики экстремизма.
Тема 8 Формы и методы взаимодействия в профилактической работе.
Проектирование работы по профилактике экстремизма в межэтнических и
межконфессиональных отношениях. Социальный проект. Структура, формы и виды
проектов в профилактической и воспитательной работе. Специфика профилактики
экстремизма в молодежной среде. Организационно-правовые меры противодействия
экстремисткой деятельности в молодежной среде. Виды и формы профилактической работы
в молодежной среде. Криминологическая профилактика экстремизма в молодежной среде.
Специфика профилактической работы с молодежью в образовательных учреждениях.
Тема 9. Патриотическое воспитание как превентивное противодействие экстремизму.
Патриотизм и национализм. Понятие и сущность патриотического воспитания. Роль
патриотического воспитания в профилактике конфликтов в национальных отношениях.
Тема 10. Толерантное сознание и поведение как альтернатива экстремизму: пути
формирования.
Понятие и сущность феномена толерантности. Толерантность – понимание и принятие
других. Границы толерантности. Толерантное сознание и поведение как альтернатива
межэтническому экстремизму. Методологические и методические подходы к формированию
толерантности. Молодежь как целевая группа формирования толерантности. Толерантность
в структуре ценностных установок современной молодежи. Проблемы изменяемости
толерантности, оценка социальной дистанции.
Тема 11. Основные подходы к организации взаимодействия органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, правоохранительных органов, национальных
общественных объединений по профилактике межэтнических конфликтов.
Социальное взаимодействие, социальные отношения. Взаимодействие в социальном
управлении. Взаимодействие в управлении национальными отношениями. Взаимодействие
как способ предотвращения конфликтов в национальных отношениях. Организация
взаимодействия субъектов профилактики межэтнических конфликтов. Основные субъекты в
профилактической деятельности, соотношение их целей и задач. Взаимодействие субъектов
как условие эффективности профилактики межэтнических конфликтов. Формы
взаимодействия в профилактике межэтнических конфликтов.
Тема 12. Освещение проблем профилактики экстремизма в СМИ.
Организация работы с информационными потоками по профилактике экстремизма.
Основные подходы к освещению проблем профилактики экстремизма в СМИ.
Взаимодействие
государственных
и
муниципальных
служащих,
работников
правоохранительных органов, специалистов системы образования с работниками СМИ по
вопросам профилактики экстремизма
Тема 13. Использование ресурсов Интернет в обучении профилактике экстремизма.
Феномен экстремизма в сети Интернет. Экстремизм как пространство коммуникации
различных социально-демографических групп. Протестный электорат – «ворчащие онлайн».
Организационные ресурсы сети Интернет: блогосфера, социальные сети, форумы. Методика
и результаты мониторинга молодежной коммуникации на электронных площадках
(информационных порталах).
Тематическое планирование
№
п/п
1
Наименование раздела
Экстремизм: причины
возникновения и факторы
распространения.
2
3
4
5
Экстремизм в
межэтнических и
межконфессиональных
отношениях.
6
7
8
9
Организационно-правовые
меры противодействия
экстремистской
деятельности.
10
11
Психология молодежного
экстремизма.
Тема
Экстремизм как социальнополитическое явление. Понятие
«экстремизм». Экстремальность и
экстремизм.
Сущность экстремизма. Причины
возникновения экстремизма и факторы
его распространения
Виды экстремизма. Понятие
социального конфликта
Экстремизм как форма разрешения
конфликтных ситуаций
Этнос. Этничность. Этническая
самоидентификация.
Свои - чужие. Понятие этнического
экстремизма. Формы этноэкстремизма.
Межнациональные отношения как вид
социальных отношений.
Межнациональные отношения в
современной России.
Основные направления национальной
политики Российской Федерации.
Организационно-правовые меры
противодействия экстремистской
деятельности Уголовно-правовая и
криминологическая характеристика
экстремизма в России. Юридический
анализ состава преступления,
посягающих на внутреннюю
безопасность Российской Федерации
(статьи 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ).
Криминологическая характеристика
экстремисткой деятельности в
молодежной среде.
Психология экстремизма. Экстремизм
как форма социальной девиации.
Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
Специфика
экстремистских символов и
текстов
15
16
17
Изучение ценностных
установок молодежи как
основа
профилактики
экстремизма.
18
19
Виды и формы
профилактической работы
в молодежной
среде.
20
21
Формы и методы
взаимодействия в
профилактической
Психология деструктивного поведения.
Учет психологических факторов в
проектировании профилактики
экстремизма.
Молодежный экстремизм, его признаки
и особенности. Экстремизм как
«неодобряемая» социализация.
Социология молодежи об экстремизме:
исследование ценностных установок и
мотивов поведения современной
молодежи
Молодежные сообщества и
субкультуры как институты трансляции
экстремизма в обществе. Тенденции и
социальные последствия молодежного
экстремизма
Знак. Значение. Смысл. Символ как
определение скрытого смысла.
Кодирование смысла. История и
настоящее символа. Специфика
экстремистской символики. Нацистская
символика и запрет на ее
использование.
Граффити как способ выражения
экстремистских идей. Изобразительная
сатира как поле экстремистских идей.
Текст. Структура текста. Подтекст.
Контекст. Смысл и значение терминов.
Экстремистская терминология
Ценность как обозначение значимого.
Аксиологические исследования
молодежи: история и современность.
Методы социологических исследований
ценностей молодежи
Результаты исследований. Мониторинг.
Изучение социально - политических
установок населения как основа
профилактики экстремизма: методы и
формы.
Понятие профилактики в социальном
управлении. Законодательная и
нормативно-правовая база
профилактики экстремизма в РФ.
Формы и методы профилактики
экстремизма. Системный подход в
организации профилактики
экстремизма.
Проектирование работы по
профилактике экстремизма в
межэтнических и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
работе.
22
23
межконфессиональных отношениях.
Социальный проект. Структура, формы
и виды проектов в профилактической и
воспитательной работе.
Специфика профилактики экстремизма
в молодежной среде. Организационноправовые меры противодействия
экстремисткой деятельности в
молодежной среде. Виды и формы
профилактической работы в
молодежной среде.
Криминологическая профилактика
экстремизма в молодежной среде.
Специфика профилактической работы с
молодежью в образовательных
учреждениях.
1
1
24
Патриотическое
воспитание как
превентивное
противодействие
экстремизму.
Патриотизм и национализм. Понятие и
сущность патриотического воспитания.
Роль патриотического воспитания в
профилактике конфликтов в
национальных отношениях.
1
25
Толерантное сознание и
поведение как
альтернатива экстремизму:
пути формирования.
Понятие и сущность феномена
толерантности. Толерантность –
понимание и принятие других. Границы
толерантности. Толерантное сознание и
поведение как альтернатива
межэтническому экстремизму.
Методологические и методические
подходы к формированию
толерантности.
Молодежь как целевая группа
формирования толерантности.
Толерантность в структуре ценностных
установок современной молодежи
Проблемы изменяемости
толерантности, оценка социальной
дистанции
Социальное взаимодействие,
социальные отношения.
Взаимодействие в социальном
управлении. Взаимодействие в
управлении национальными
отношениями. Взаимодействие как
способ предотвращения конфликтов в
национальных отношениях.
1
26
27
28
Основные подходы к
организации
взаимодействия органов
исполнительной власти,
органов местного
самоуправления,
правоохранительных
органов, национальных
общественных
объединений по
профилактике
межэтнических
конфликтов.
1
1
1
29
30
31
Освещение проблем
профилактики
экстремизма в СМИ
32
33
Использование ресурсов
Интернет в обучении
профилактике
экстремизма.
34
ИТОГО:
Организация взаимодействия субъектов
профилактики межэтнических
конфликтов. Основные субъекты в
профилактической деятельности,
соотношение их целей и задач.
Взаимодействие субъектов как условие
эффективности профилактики
межэтнических конфликтов. Формы
взаимодействия в профилактике
межэтнических конфликтов
Организация работы с
информационными потоками по
профилактике экстремизма. Основные
подходы к освещению проблем
профилактики экстремизма в СМИ.
Взаимодействие государственных и
муниципальных служащих, работников
правоохранительных органов,
специалистов системы образования с
работниками СМИ по вопросам
профилактики экстремизма
Феномен экстремизма в сети Интернет.
Экстремизм как пространство
коммуникации различных социальнодемографических групп. Протестный
электорат – «ворчащие онлайн».
Организационные ресурсы сети
Интернет: блогосфера, социальные сети,
форумы. Методика и результаты
мониторинга молодежной
коммуникации на электронных
площадках (информационных
порталах).
1
1
1
1
1
1
34 ч.