Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района» имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича (наименование образовательного учреждения) Алфим ова Татьян а Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 10:59:52+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ №32 МО Белоглинский от 30 августа 2023 года приказ № 92 Председатель _______ Т.В.Алфимова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)» Уровень образования (класс): основное общее образование, 8 класс Количество часов: всего ___17__ часов. Учитель: _Цыганкова Ксения Сергеевна_ Разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Программа курса ориентирована на учащихся 8-ых классов и рассчитана на 17 учебных часов. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем; формирование понимания необходимости знаний для решения большого круга задач и выполнения расчётов в реальной жизни; показ нестандартных приёмов решения задач повышение уровня понимания и практической подготовки учащихся для дальнейшего обучения. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи: сформировать умения производить вычисления, необходимые для применения в практической деятельности; решать различные практико - ориентированные задачи приобрести определённую математическую культуру, помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса обучающиеся должны: знать широту применения вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; производить прикидку и оценку результатов вычислений; уверенно находить корни квадратного трёхчлена; применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач. понимать роль математики в повседневной жизни; формулировать ситуацию на языке математики; научиться работать с различными формами информации; отбирать данные и интерпретировать полученные результаты Планируемые результаты освоения учебного курса «Математическаяграмотность» для основного общего образования Личностные: У обучающихся будут сформированы: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; сформированность представлений об основах светской этики, культуры; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 7. Ценности здорового и безопасного образа жизни. 8. Эстетическое сознание, потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры. 9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Метапредметные: Основы читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и социальной деятельности. Навыки работы с информацией. Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; интерпретировать • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты. Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе: представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде опорных конспектов); заполнять и дополнять диаграммы. . Обучающийся получит возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Регулятивные УУД Обучающийся научится самостоятельно ставить цель, предлагать действия, указывая последовательность шагов; составлять план решения проблемы, самостоятельно выбирать варианты средств, ресурсы для решения задачи и достижения цели; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий оценивать продукт своей деятельности самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Обучающийся получит возможность идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Познавательные УУД Обучающийся научится самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Смысловое чтение: интерпретировать текст; Обучающийся получит возможность научиться вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником Коммуникативные УУД Обучающийся научится принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя и самостоятельено; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии Обучающийся получит возможность научиться критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Предметные: Восьмиклассник научится: выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, решать арифметические задачи, связанные с пропорциональностью величин, отношениями, выполнять несложные практические расчёты; применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел; использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин; понимать смысл терминов: выражение, тождество, тождественное преобразование; выполнять стандартные процедуры, связанные с этими понятиями; решать задачи, содержащие буквенные данные; выполнять элементарную работу с формулами; выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил, действий над многочленами и алгебраическими дробями; применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики; применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений; проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.); понимать уравнения как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; применять неравенства для решения задач из различных разделов курса, а также из реальной практики; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять язык функций для описания и исследования зависимостей между физическими величинами. Восьмиклассник получит возможность научиться: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ; понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных системах, можно судить о погрешности приближения; понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных; выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов, применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения); использовать разнообразные приемы доказательства неравенств; применять аппарат уравнений и неравенств для решения широкого круга математических задач, задач из смежных предметов из практики; проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с выколотыми точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса. Содержание рабочей программы № п/п Раздел общее Содержание программы количество часов 1 Математика повседневной жизни в 5 2 Геометрические задачи в 3 заданиях ОГЭ 3 Математика и общество 3 4 Задачи на чертежах 3 5 Математика профессии и 3 Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи. Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт… Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач. Учебно-тематический план № п/п Наименование раздела (темы) 1 Чтение чертежей 2 Задача по теме «Участок» Практическая работа по теме «Участок» 3 Деятельность учителя привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по количес тво часов 1 1 1 дата 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Задача по теме поводу получаемой на уроке социально «Квартира» з значимой информации – обсуждать, Задача по теме высказывать мнение; инициировать и «Путешествие» поддерживать исследовательскую Задача по теме деятельность обучающихся в рамках «Зонт» реализации ими индивидуальных и Практическая групповых исследовательских работа по теме проектов, что даст обучающимся «Зонт» возможность приобрести навык Геометрические уважительного отношения к чужим фигуры идеям, оформленным в работах других Задача по теме исследователей «Теплицы» Реализовать воспитательные Задача по теме возможности в различных видах «Теплицы» деятельности обучающихся со Задача по теме словесной (знаковой) основой: «Печка» решение текстовых количественных и Практическая работа качественных задач, выполнение по теме «Печка» заданий по разграничению понятий. Организовывать индивидуальную Задача по теме учебную деятельность. Реализовывать «Шины» возможности в Практическая работа воспитательные различных видах деятельности по теме «Шины» обучающихся на основе восприятия элементов действительности Задача по теме «Бумага» Практическая работа по теме «Бумага» Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы 1. Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложениек газете «Первое сентября»). - №27. – 1995. 2. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. –М., 1997. 3. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.— М.; СПб.: Просвещение, 2020 — (Функциональнаяграмотность. Учимся для жизни). 4. Интернет-ресурсы: сайт ФИПИ, https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.pdf, http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/, https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-poformirovaniyu-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html, https://4ege.ru/trening-gia-matematika/59509-zadachi-proekta-matematicheskaya-