Рабочая программа Математическая грамотность (Читаем, решаем, живем) 8 класс

Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района»
имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича
(наименование образовательного учреждения)

Алфим
ова
Татьян
а
Василь
евна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский
край, L=ст.Успенская,
T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 10:59:52+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №32 МО Белоглинский
от 30 августа 2023 года приказ № 92
Председатель _______ Т.В.Алфимова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ
(МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 8 класс
Количество часов: всего ___17__ часов.
Учитель:

_Цыганкова Ксения Сергеевна_

Разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования второго поколения

2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка
Программа курса ориентирована на учащихся 8-ых классов и рассчитана на 17
учебных часов. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение
уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету,
выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения.
Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся
более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной
сдаче ОГЭ.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:






интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимых человеку в
современном обществе, для общей социальной ориентации и решения
практических проблем;
формирование понимания необходимости знаний для решения большого
круга задач и выполнения расчётов в реальной жизни;
показ нестандартных приёмов решения задач
повышение уровня понимания и практической подготовки учащихся для
дальнейшего обучения.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:



сформировать умения производить вычисления, необходимые для применения в
практической деятельности; решать различные практико - ориентированные задачи
приобрести определённую математическую культуру, помочь ученику оценить свой
потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обучающиеся должны:









знать широту применения вычислений в жизни, решать основные задачи на
проценты, применять формулу сложных процентов;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
уверенно находить корни квадратного трёхчлена;
применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач.
понимать роль математики в повседневной жизни;
формулировать ситуацию на языке математики;
научиться работать с различными формами информации;
отбирать данные и интерпретировать полученные результаты

Планируемые результаты освоения учебного курса «Математическаяграмотность» для
основного общего образования
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору
с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; сформированность представлений
об основах светской этики, культуры; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни
в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала.
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Эстетическое сознание, потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры.
9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Основы читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования.
Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный
и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и
социальной деятельности.
Навыки работы с информацией.
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

интерпретировать

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе:
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде опорных конспектов); заполнять и дополнять диаграммы.
.
Обучающийся получит возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные

УУД

Обучающийся научится


самостоятельно ставить цель, предлагать действия, указывая последовательность
шагов;
составлять план решения проблемы,



 самостоятельно выбирать варианты средств, ресурсы для решения задачи и
достижения цели;
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий
 оценивать продукт своей деятельности самостоятельно определенным критериям
в соответствии с целью деятельности
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха
Обучающийся получит возможность идентифицировать собственные проблемы и
определять главную проблему
Познавательные УУД
Обучающийся научится







самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;




соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
Смысловое чтение: интерпретировать текст;
Обучающийся получит возможность научиться вербализовать эмоциональное
впечатление, оказанное на него источником
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится



принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты,
гипотезы, аксиомы, теории;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя и самостоятельено;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии
Обучающийся получит возможность научиться критически относиться к собственному
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;

Предметные:
Восьмиклассник научится:
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы
вычислений, решать арифметические задачи, связанные с пропорциональностью величин,
отношениями, выполнять несложные практические расчёты;
применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближенными значениями величин;
понимать смысл терминов: выражение, тождество, тождественное преобразование;
выполнять стандартные процедуры, связанные с этими понятиями; решать задачи,
содержащие буквенные данные; выполнять элементарную работу с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и
квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил,
действий над многочленами и алгебраическими дробями;
применять преобразования выражений для решения различных задач из математики,

смежных предметов, из реальной практики;
применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с
понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;
проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с
применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система
уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.);
понимать уравнения как важнейшую математическую модель для описания и изучения
разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять неравенства для решения задач из различных разделов курса, а также из
реальной практики;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и
явлений окружающего мира, применять язык функций для описания и исследования
зависимостей между физическими величинами.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку
контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов
окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи
приближенных значений, содержащихся в информационных системах, можно судить о
погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с
погрешностью исходных данных;
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий
набор способов и приемов, применять тождественные преобразования для решения задач
из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего
значения выражения);
использовать разнообразные приемы доказательства неравенств;
применять аппарат уравнений и неравенств для решения широкого круга математических
задач, задач из смежных предметов из практики;
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с
использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более
сложные графики (кусочно-заданные, с выколотыми точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения
математических задач из различных разделов курса.

Содержание рабочей программы
№
п/п

Раздел

общее
Содержание программы
количество
часов

1

Математика
повседневной жизни

в 5

2

Геометрические задачи в 3
заданиях ОГЭ

3

Математика и общество

3

4

Задачи на чертежах

3

5

Математика
профессии

и 3

Математика как средство оптимизации
повседневной деятельности человека: в
устройстве семейного быта, в
семейной экономике, при совершении
покупок, выборе товаров и услуг,
организации отдыха и др.
Умение находить часть информации,
представленную в виде графиков,
рисунков, карт; выбирать
элементы информации, которые
сообщаются не в нужном порядке; работа
с информацией в графическом виде.
Чтение условия задачи. Выполнение
чертежа с буквенными обозначениями.
Перенос данных на чертеж. Анализ
данных задачи.
Применение математических знаний при
осуществлении основных обязанностей
гражданина: при получении основного
общего
образования, в повседневной жизни
Формирование умения читать чертеж.
Перевод информации из одного вида в
другой. Умение находить часть
информации, представленную в виде
графиков, рисунков, карт…
Математика и профессии. Применение
математики для
формирования позитивного отношения к
труду, интереса к осуществлению
различных
видов деятельности, осознания своих
интересов и профессиональной
направленности личности. Демонстрация
возможностей математики для
оптимизации
решения профессионально
ориентированных задач.

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
раздела (темы)

1

Чтение чертежей

2

Задача по теме
«Участок»
Практическая
работа по теме
«Участок»

3

Деятельность учителя

привлекать внимание обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся;
организовывать работу обучающихся с
социально значимой информацией по

количес
тво
часов
1
1
1

дата

4
5
6
7

8
9
10
11
12

13
14

15
16

17

Задача по
теме поводу получаемой на уроке социально
«Квартира»
з
значимой информации – обсуждать,
Задача по теме
высказывать мнение; инициировать и
«Путешествие»
поддерживать
исследовательскую
Задача по теме
деятельность обучающихся в рамках
«Зонт»
реализации ими индивидуальных и
Практическая
групповых
исследовательских
работа по теме
проектов, что даст обучающимся
«Зонт»
возможность
приобрести
навык
Геометрические
уважительного отношения к чужим
фигуры
идеям, оформленным в работах других
Задача по теме
исследователей
«Теплицы»
Реализовать
воспитательные
Задача по теме
возможности в различных видах
«Теплицы»
деятельности
обучающихся
со
Задача по теме
словесной
(знаковой)
основой:
«Печка»
решение
текстовых
количественных
и
Практическая работа
качественных
задач,
выполнение
по теме «Печка»
заданий по разграничению понятий.
Организовывать
индивидуальную
Задача по теме
учебную деятельность. Реализовывать
«Шины»
возможности
в
Практическая работа воспитательные
различных
видах
деятельности
по теме «Шины»
обучающихся на основе восприятия
элементов действительности
Задача по теме
«Бумага»
Практическая работа
по теме «Бумага»

Итоговое занятие

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

Список литературы
1.
Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика
(приложениек газете «Первое сентября»). - №27. – 1995.
2.
Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и
бизнесе. –М., 1997.
3.
Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическая
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие
для общеобразовательных организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.—
М.; СПб.: Просвещение, 2020 — (Функциональнаяграмотность. Учимся для жизни).
4.
Интернет-ресурсы:
сайт
ФИПИ,
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.pdf,
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/,
https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-poformirovaniyu-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html,

https://4ege.ru/trening-gia-matematika/59509-zadachi-proekta-matematicheskaya-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».