Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района» имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича (наименование образовательного учреждения) Алфим ова Татьян а Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 10:59:01+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ №32 МО Белоглинский от 30 августа 2023 года приказ № 92 Председатель _______ Т.В.Алфимова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)» Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс Количество часов: всего ___17__ часов. Учитель: _Цыганкова Ксения Сергеевна_ Разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения 2023 – 2024 учебный год 1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём (математическая грамотность)» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочаяпрограмма предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: формирование основ математической грамотности обучающихся. Задачи курса: научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель; использовать математические знания при решении практических задач; интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций. Формы и виды деятельности: экскурсия (виртуальная экскурсия); практическая работа; игра; беседа; решение задач; мини-проекты; групповая и парная работа. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; 2 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. Метапредметные результаты: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение. Предметные результаты: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в соответствии с 3 правилами; сравнение чисел; овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура,точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний; развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни. Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим планированием. III.Содержание курса Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени. Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом. 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий Развлечения. Парк Никольский Туристический поход Путешествие Точка Роста Школьный двор. Экскурсия Школьный двор. Обработка результатов измерений Благоустройство школьной территории Школьный музей Футбол. Футбольные мячи Футбол. Экипировка Школьный стадион Школьная форма Выполнять сложение, 1,2,3 вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть 5 Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия Материальнотехническое оснащение (оборудование)* Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Дата (факт) Дата (план) Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17 часов) Темы № занятия IV. Личностные: формирование стартовойи устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс, оценивать результат. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: воспринимать текстс учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками длядостижения поставленной задачи. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) анализировать информацию; 3) составлять план обобщенного характера. Межпредметные понятия: таблица, сравнение, 14 15 16 17 Строительство. Бассейн Отдых в Сочи Новая школа. Школьная библиотека Итоговое занятие Итого понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. 17 6 схема, расстояние, признаки,свойства, классификация V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ (ОБОРУДОВАНИЕ)* 1. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Читаем, решаем, живём, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021 2. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., к.п.н., Краснянская К.А., к.п.н, Москва, Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2006. 3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA2021 https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978