Рабочая программы Клуб Памяти 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края

Алфим
ова
Татьяна
Василь
евна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 10:54:59+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Белоглинский район
МБОУ СОШ №32

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим
объединением

заместитель директора
по УВР

директор
________________________

Алфимова Т.В.
Спесивцева И.С.
Петрикина Ю.А. [Номер приказа] от Приказ
№92 «30» августа 2023 г.
Приказ №92 «30» августа
Приказ №92 «30» августа
2023 г.
2023 г.
________________________ ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 8 класса
Музейный клуб «Память»

Составитель: Краснова Ирина
Сергеевна, учитель истории и
общестивознания

ст. Успенская
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейный клуб Память»
составлена на основе следующей нормативно- правовой базы:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Федерального Государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009
№ 373 с изменениями и дополнениями;

Федерального Государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010
№ 1897 с изменениями и дополнениями;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;

информационного письма МОиН РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;

письма МОиН РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных образовательных программ»;

основной образовательной программы основного общего образования
(ООП ООО) МБОУ СОШ № 32

Авторской программы В.Д. Смирнова «Юные музееведы» /Примерные
программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.
Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – Москва:
Просвещение, 2011/.
Актуальность данной программы заключается в необходимости формирования у
подрастающего поколения культурной и исторической памяти, тесной связи с
прошлым, знания своих истоков. Благодаря данному курсу внеурочной
деятельности обучающиеся смогут не только найти, прочесть, посмотреть или
услышать нужную информацию, но и «прикоснуться» к прошедшей эпохе,
«потрогать ее руками», эмоционально пережить артефакты.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ее
содержание позволит:

развить практические навыки музейной работы, дать первичные навыки
современных музейных технологий;

познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и
видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

побудить обучающихся к созидательной деятельности.
Особенности данной рабочей программы:
- расширение общеобразовательного кругозора и специальных знаний
обучающихся, формирование научных интересов и профессиональных
склонностей, навыков общественно - полезной деятельности; сочетание разных
форм воспитательной работы; социализация личности;
- организация деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и
артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельный
исследовательский поиск, овладение элементарных основ научной музейной

работы;
- изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и
экспозиционной работы;
- интегрированный характер: при реализации содержания данной программы
расширяются знания, полученные обучающимися при изучении школьных курсов
изобразительного искусства, природоведения, литературы и др.;
- открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении
проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечѐнных общим делом;
- широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники для
повышения эффективности самостоятельной работы детей в процессе поисковоисследовательской работы в школьном краеведческом музее;
- значительное количество занятий направлено на практическую деятельность –
самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и
родителей: создавая свой творческий исследовательский проект (выставку,
тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую
работу), обучающийся раскрывает свои способности, самовыражается и
самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах
деятельности.
Принципы построения программы:

принцип возрастания сложности (от простого к сложному);

принцип учѐта эмоциональной сложности (создание благоприятного
эмоционального фона, формирование положительных эмоций);

принцип учѐта объѐма и степени разнообразия материала (переход к
новому объѐму материала на основе сформированности какого-либо умения,
разнообразия и увеличения материала поэтапно);

принцип интеграции и дифференциации обучения;

принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий
принцип).
Режим занятий: реализация курса внеурочной деятельности «Юные
музееведы» рассчитана на 1 год для учащихся 8-х классов, 34 часа в год, одно
занятие в неделю. Форма занятий – групповая.
Цель:
- оказать педагогическую поддержку обучающимся в их профессиональном
самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной
карьере.
Задачи:
обучающие:
- дать начальные знания об истории музейного дела, профессии «экскурсовод»;
- изучить теорию музееведения;
- расширить и углубить знания обучающихся по истории родного края и страны в
целом на основе знакомства с материалами музеев;
- познакомить с историей музейного дела и с музеями г. Самары и области;
развивающие:
- способствовать развитию интереса к музейному делу и профессии
«экскурсовод»;
- развивать мотивацию к сбору краеведческого материала;
- приобщать обучающихся к поисково-исследовательской, творческой
деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения

краеведческого материала;
- развивать самостоятельность и инициативу, познавательный интерес
обучающихся к изучению истории,
- развивать культуру речи обучающихся, умение публично выступать
воспитательные:
- воспитывать культуру общения,
-прививать интерес к деятельности школьного музея, оформлению выставок к
памятным датам;
- воспитывать у обучающихся уважение к прошлому своего народа;
ответственность за судьбу родного края и страны;
- сформировать толерантность, уважение к истории, культуре, традициям
различных народов;
- воспитывать активную жизненную позицию.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В
результате освоения программы музейного клуба «Память»
будут
сформулированы следующие
результаты,
соответствующие требованиям ФГОС общего образования и соответствующей
авторской программе:
1. Личностные результаты:

Познакомить обучающихся с основными историческими событиями
родного края, его достижениями и культурными традициями.

Привить уважение к истории родного города, культурным и историческим
памятникам.

Развить основы социально-критического мышления; патриотизм,
гражданственность,
любовь к
большой и малой Родине, уважение к личности.

Обучающиеся научатся выделять нравственный аспект поведения,
отно

Будут сформированы потребность у обучающихся в самовыражении,
самореализации, социальном признании.
2.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:

Сравнивать способ и результат своих действий с заданным эталоном,
находить отклонения и отличия от эталона.

Давать оценку своей деятельности.
- Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
проблемы; сохранять познавательную цель при выполнении учебных действий,
регулировать весь процесс их выполнения, четко выполнять требования
познавательной задачи.

Выбирать эффективные способы решения поставленных задач в
зависимости от конкретных условий.

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; применять
методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
уметь структурировать полученные знания; определять основную и
второстепенную информацию.

Использовать знаково-символическое моделирование (превращение в
модель).

Формировать осознанное высказывание в устной и письменной форме.


Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Устанавливают причинно-следственные связи.
- Коммуникативные:

Умеют слушать и слышать друг друга.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем,
учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с
собственной.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке
общей (групповой) позиции.

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решение и делать выбор.

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
Планируют общие способы работы.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и
разрешать ее как задачу через анализ условий.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности
другого, адекватное межличностное восприятие.

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление
устанавливать
доверительные отношения взаимопонимания.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других,
оказывать помощь и эмоциональную поддержку ровесникам.
Воспитательные результаты:
Результаты первого уровня
(достигаются в процессе взаимодействия с
педагогом):
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и
художественных ценностях культуры своего народа;
приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной
культуры родного края;
умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в
пространстве школы и дома.
Результаты второго уровня (достигаются в дружественной детской среде):
получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным
ценностям культуры своего народа;
получение первоначального опыта самореализации в различных видах и
формах художественного творчества.
Результаты третьего уровня (достигаются во взаимодействии с социальными
субъектами):

- участие в акциях художественно - эстетического направления.
4. Учебно-тематический план программы:
№

Название раздела, темы

1
2
3

4
5
6

7
8
9
10
11

Часы
аудиторных
занятий

Что такое музей? Музееведение как
научная дисциплина.
История музейного дела за рубежом.
Античности до конца XVIII в.).
История музейного дела в России.
Коллекционирование (конец XVII —
первая половина XIX в.).
Музейная сеть и классификация музеев.
Деятельность
музея:
поисковоисследовательская, научная
Деятельность
музея:
Выставочная
деятельность музея. Классификация
выставок.
Деятельность
музея:
культурнообразовательная.
Музеи краснодарского края.
История ст.Успенской Исторические места
краснодарского края.
Школьный музей МБОУ СОШ № 32
Топонимика улиц ст.Успенской.

Часы Общее
внеаудит кол-во
орных часов
занятий

1

2

Коллекционирование
1
2
1
2

3
(от
3
3

1
1

2
2

3
3

1

2

3

1

2

3

1
1

2
2

3
3

1
1

2
3

2
4

Календарно – тематическое планирование (4 класс)

№
п/п

1

2

3

Тема урока

Что такое музей?
Музееведение как научная
дисциплина.
Что такое музей?
Музееведение как научная
дисциплина
Что такое музей?
Музееведение как научная
дисциплина

Количество
часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

http://klass.nawod.ru/photo/4
1

1.09

1

8.09

1

15.09

http://nochevkin.vif20.ru/muzey
.htm

http://rusmuseum.ru/

4

Коллекционирование (от
Античности до конца XVIII
в.).

5

Коллекционирование (от
Античности до конца
XVIII в.).

6

Коллекционирование (от
Античности до конца
XVIII в.).

7

8

9

История музейного дела в
России.
Коллекционирование
(конец XVII — первая
половина XIX в.).
История музейного дела в
России.
Коллекционирование
(конец XVII — первая
половина XIX в.).
История музейного дела в
России.
Коллекционирование
(конец XVII — первая
половина XIX в.).

1

22.09

http://ru.wikipedia.org/wiki/Музе
й

http://klass.nawod.ru/photo/4
1

29.09

1

6.10

1

13.10

1

20.10

http://nochevkin.vif20.ru/muzey
.htm

http://rusmuseum.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://klass.nawod.ru/photo/4
1

27.10

10

Музейная сеть и
классификация музеев.

1

10.11

11

Музейная сеть и
классификация музеев.

1

17.11

12

Музейная сеть и
классификация музеев.

1

24.11

13

Деятельность музея:
поисковоисследовательская, научная

1

1.12

14

Деятельность музея:
поисковоисследовательская, научная

1

8.12

http://nochevkin.vif20.ru/muzey
.htm

http://rusmuseum.ru/

http://klass.nawod.ru/photo/4

http://nochevkin.vif20.ru/muzey
.htm

http://rusmuseum.ru/

15

16

17

18

19

20

21

Деятельность музея:
поисковоисследовательская, научная
Деятельность музея:
Выставочная деятельность
музея. Классификация
выставок.
Деятельность музея:
Выставочная деятельность
музея. Классификация
выставок.
Деятельность музея:
Выставочная деятельность
музея. Классификация
выставок.
Деятельность музея:
культурнообразовательная
Деятельность музея:
культурнообразовательная
Деятельность музея:
культурнообразовательная
Музеи краснодарского края

22

23

Музеи краснодарского края

15.12

http://klass.nawod.ru/photo/4
1

22.12

1

29.12

1

12.01

1

19.01

1

25

27

Исторические места
Краснодарского края

http://ru.wikipedia.org/wiki/

26.01

1

2.02

1

9.02

1

16.02

http://rusmuseum.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki
http://klass.nawod.ru/photo/4

1.03

http://nochevkin.vif20.ru/muzey
1

15.03

1

22.03

1

5.04

История ст.Успенской.
26

http://rusmuseum.ru/

http://nochevkin.vif20.ru/muzey

1

История ст.Успенской.
.

http://nochevkin.vif20.ru/muzey
.htm

http://klass.nawod.ru/photo/4

Музеи краснодарского края
24

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://rusmuseum.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

38

Школьные музей МБОУ
СОШ № 32

1

12.04

29

. Школьные музей МБОУ
СОШ № 32

1

19.04

http://nochevkin.vif20.ru/muzey

30

Школьные музей МБОУ
СОШ № 32

1

26.04

http://rusmuseum.ru/

31

Топонимика улиц
ст.Успенской

1

3.05

32

Топонимика улиц
ст.Успенской

http://klass.nawod.ru/photo/4

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://klass.nawod.ru/photo/4
1

10.05

33

Топонимика улиц
ст.Успенской

1

17.05

34

Топонимика улиц
ст.Успенской

1

24.05

http://nochevkin.vif20.ru/muzey

http://rusmuseum.ru/

5. Формы диагностики и подведения итогов:
• выставки творческих работ;
• фестивали;
• создание и защита проекта;
• учебно-исследовательские конференции;
• итоговое диагностирование (анкетирование) по вопросам, аналогичным
стартовой анкете.
6. Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Литература:
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся
начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) - М., 1992.
2. Голованов В.П. педагогика дополнительного образования детей. – Йошкар –
Ола, 2006.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.,2000.
4. Краеведение: пособие для учителя под ред. А.В. Даринского,- М., 1987.
5. Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т.А.Кудриной – М., 1985.
6. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для
учителя / под ред. С. Н. Чистяковой.
— М., 2006.
7. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические
рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 1974.
8. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
9. Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М.,

2001.
10. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
11. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
12. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
13. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой
работе,организации отдыха детей и молодѐжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В.
Усков. — М., 2006.
14. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 1988.
15. Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова,
Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
16. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до
современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.
17. Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
18. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
19. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной
педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.

Цифровые образовательные ресурсы:
















http://klass.nawod.ru/photo/4
http://nochevkin.vif20.ru/muzey.htm
http://rusmuseum.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Музей
http://www.sgpi.ru/wiki/index.php/Русский_музей
http://www.pushkinmuseum.ru/
http://www.opeterburge.ru/museum.html
http://www.ethnomuseum.ru/
http://www.cityspb.ru/guide/110-0-0-0/
http://www.arms-museum.tula.ru/
http://www.ivanovo.ru/mus
http://www.mosmuseum.info/
http://www.semenkovo.ru/
http://www.shm.ru/
http://www.stalingrad-battle.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».