Краснодарский край, Белоглинский район, ст.Успенская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» Алфим ова Татьян а Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 10:51:16+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30.08.2023 года протокол №1 Председатель педсовета _____________ Т.В.Алфимова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по кружку Уровень образования (класс) Количество часов Учитель «Школа безопасности» основное общее образование 6-7 класс 68 Бойченко Алексей Васильевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №32 Программа разработана в соответствии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897). С учетом: Предметная линия учебников 5-7 классы под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.; программ образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», «Просвещение» 2015 г С учетом УМК : под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.; программ образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», «Просвещение» 2015 г 1.Пояснительная записка Программа разработана в соответствии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897). С учетом: Предметная линия учебников . 5-7 классы. под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.; программ образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», «Просвещение» 2015 г С учетом УМК : под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.; программ образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», «Просвещение» 2015 г - Основной образовательной программы ФГОС среднего общего образования МБОУ СОШ № 32, протокол педсовета №1 от 30.08.2021 г. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6-7 классах: 1. Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и и социального характера. 2. Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности. 3. Принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти. 4. Антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека. 5. Отрицательное отношение учащихся к приѐму психоактивных веществ, в том числе наркотиков. 6. Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни. Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Личностные результаты: Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов; Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции; Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; Умение оказывать первую помощь пострадавшим; Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников; Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. 3. Содержание курса внеурочной деятельности. 6 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. 25ч Раздел 1. Основы комплексной безопасности. 25ч Тема 1: «Подготовка к активному отдыху на природе».6ч Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего местоположения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода. Тема 2: «Активный на природе и безопасность». 5ч Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы и безопасность туристов. Тема 3: «Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности.6ч Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Железная дорога-это зона повышенной опасности Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Тема 4: «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде».4ч Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Тема 5: «Опасные ситуации в природных условиях».4ч Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».10ч Раздел 2: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».4ч Тема 6: «Первая помощь при неотложных состояний».4ч Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Оказание первой помощи при травмах Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Раздел 3: «Основы здорового образа жизни».5ч Тема 7: «Здоровье человека и факторы, на него влияющие»5ч Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. 7класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.26ч Раздел 1. Основы комплексной безопасности.16ч Тема 1: «Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера».3ч Различные природные явления Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Селфи на железной дороге-риск для жизни Тема 2: «ЧС геологического происхождения».3ч Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов. Тема 3: «ЧС метеорологического происхождения»2ч Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи. Тема 4: «ЧС гидрологического происхождения».5ч Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины. Тема 5: «Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения».3ч Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС».8ч Тема 6: «Защита населения от ЧС геологического происхождения».3ч Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. Тема 7: «Защита населения от ЧС метеорологического происхождения».1ч Защита населения от последствий ураганов и бурь. Тема 8: «Защита населения от ЧС ситуаций гидрологического происхождения».3ч Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков. Защита населения от цунами. Тема 9: «Защита населения от природных пожаров».1ч Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».2ч Тема 10: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму».2ч Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».9ч Раздел 4. «Основы здорового образа жизни».3ч Тема 11. «Здоровый образ жизни и его значение для гармонического человека».3ч Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Раздел 5. «Основы здорового образа жизни».6ч Тема 15: «Первая помощь при неотложных состояниях».6ч Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при наружном кровотечении (практическое занятие). Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Оказание первой помощи при ушибах и переломах (практическое занятие). Общие правила транспортировки пострадавшего. Класс 6 Модуль, раздел Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности. Колво Темы часов 25 25 КолОсновные виды во деятельности часов Подготовка к активному отдыху на природе 6 Активный отдых на природе и безопасность 5 Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Опасные ситуации в природных условиях 6 4 4 Личностные: Анализируют место человека в природе Регулятивные: Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения в природе, Познавательные: Характеризуют основные основные способы ориентирования на местности Коммуникативные Работают в парах с картой Основные направления воспитательной деятельности Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Раздел 2: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» Раздел 3: «Основы здорового образа жизни». Первая помощь при неотложных состояний 4 Здоровье человека и факторы, на него влияющие 5 9 4 5 Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Комуникативные : умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; 7 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности. 26 16 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера ЧС геологического происхождения ЧС метеорологического происхождения ЧС гидрологического происхождения Природные пожары и ЧС биологосоциального происхождения 3 3 2 5 3 Личностные: Анализируют природные явления Регулятивные: Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при ЧС природного характера, Познавательные: Характеризуют основные ЧС природного характера Коммуникативные Работают в парах Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС 8 Раздел 3: «Основы противодействия 2 терроризму и экстремизму в РФ Модуль 2 «Основы медицинских 8 знаний и здорового образа жизни». Раздел 4. «Основы здорового образа жизни». 3 Защита населения от ЧС геологического происхождения Защита населения от ЧС метеорологического происхождения Защита населения от ЧС ситуаций гидрологического происхождения Защита населения от природных пожаров 10.Духовнонравственные основы противодействия терроризму и экстремизму 3 1 3 1 2 Личностные Характеризовать общие правила оказания первой медицинской помощи. Познавательные: 11.Здоровый образ жизни и его значение для гармонического человека 3 Применять приемы оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах . Применять приемы транспортировки пострадавшего Регулятивные Самостоятельно ставить цели и задачи при изучении темы Анализировать обобщать, систематизировать приобретѐнные знания Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Раздел 5. «Основы здорового образа жизни». 5 12. Первая помощь при неотложных состояниях СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 32 от 30 августа_2023 г. №_1_ Руководитель МО __________ _И.С. Спесивцева________ 6 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Ю.А.Петрикина подпись Ф.И.О ______________ 2023___ года