Алфимов а Татьяна Васильев на Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 10:45:25+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Краснодарский край, Белоглинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 32 Чубукина Л.Ю. _______________________ _________________Петрикина Ю.А. ___________________Алфимова Т.В. Приказ № 92 от «30» августа 2023 г. Приказ № 92 от «30» августа 2023 г. Приказ № 92 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Математическая и читательская грамотность» Уровень образования (класс) - 2-4 классы Количество часов - 34 часа (в неделю 1 час) Учитель МБОУ СОШ № 32 Белоглинского района: ЧубукинаЛ.Ю., Ефремова О.Н., Рудакова Н.А. Программа разработана на основе программ внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 1-4 классов / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. (Учение с увлечением). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Математическая и читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математик у так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 класс (34 ч) 1.Читательская грамотность (17 часов) понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; 2.Математическая грамотность(17 часов) нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. 3 класс (34 ч) 1.Читательская грамотность (17 часов) научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. 2.Математическая грамотность (17часов) нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс (34 ч) 1.Читательская грамотность (17 часов) научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. 2.Математическая грамотность (17часов) нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - осознавать личную ответственность за свои поступки; -признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; -неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: -уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: -соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: -бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. Формирование представлений о ценности научного познания: - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; -первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1.базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: ‾ сопоставления и сравнения, ‾ группировки, систематизации и классификации, ‾ анализа, синтеза, обобщения, ‾ выделения главного; -владеть приемами описания и рассуждения, в т . ч . - с помощью схем и знако-символических средств; -выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; -делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; -самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2.базовые исследовательские действия: -использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; -формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; -проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей -самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; -прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 3.Работа с информацией: -самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами; -оценивать надежность информации; -запоминать и систематизировать информацию; Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; -выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; -распознавать невербальные средства общения; -проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; -представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); совместная деятельность: -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -координировать свои действия с другими членами команды; -оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям и вклад каждого члена команды в достижение результатов Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: -выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; -самостоятельно составлять алгоритм решения задачи -составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), -делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: -владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; -давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; -объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту Предметные результаты 2 класс Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 3 класс Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: ‾ способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; ‾ способность различать тексты различных жанров и типов; ‾ умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; ‾ умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; ‾ умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: ‾ способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; ‾ способность проводить математические рассуждения; ‾ способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; ‾ способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 4 класс Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: ‾ способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; ‾ способность различать тексты различных жанров и типов ‾ умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; ‾ умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; ‾ умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме всоответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: ‾ способность формулировать, применять и интерпретировать математику вразнообразных контекстах; ‾ способность проводить математические рассуждения; ‾ способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснитьи предсказывать явления; ‾ способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Тематическое планирование 2 класс №п/ Наименованиера Количествочасов Датаизуче Видыдеятельности Виды,формыко Электронные(циф п зделовитемпрогр всего контр практи ния нтроля ровые)образовател аммы ьныересурсы раб ческиер аботы 1. Читательская грамотность ( 17 часов) 1.1 Михаил 2 0 0 Определять жанр, тему, героев произведения; обсуждение https://nsportal.ru/s Пришвин. объяснять значения выражений, встретившихся в ответов на hkola/korrektsionna Беличья память. тексте; озаглавливать прочитанный текст; находить задания yaнеобходимую информацию в прочитанном тексте; pedagogika/library/ задавать вопросы по содержанию прочитанного и 2012/03/28/ отвечать на них; давать характеристику герою произведения; различать научно-познавательный 1.2 И. Соколов- 2 Микитов. В берлоге. 0 0 1.3 Лев Зайцы. Толстой. 2 1 0 1.4 НиколайСладков. 2 Веселая игра. 0 1 1.5 Обыкновенные кроты. 0 1 2 текст и художественный; находить их сходство и различия. отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами Взаимооценка из него; составлять вопросы по содержанию текста результатов. для готовых ответов; определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация; разгадывать ребусы; устанавливать логические связи. https://infourok.ru/p rezentaciya-pookruzhayuschemumiru-vliyanie-sredina-rost-semyangoroha-i-fasoliklass-2590865.html Заполнять кластер на основе полученных сведений из Устный опрос; https://infourok.ru/p текста; определение лексического значения слова; rezentaciya-poнаходить необходимую информацию в тексте; okruzhayuschemuопределять объект на рисунке с помощью подсказки; miru-vliyanie-srediопределять последовательность действий, описанных na-rost-semyanв рассказе; различать художественный и научноgoroha-i-fasoliпознавательный текст; сравнивать авторский текст и klass-2590865.html текст из энциклопедии, находить общие сведения; определять по высказываниям информацию, полученную из текста; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Определять тип и тему текста, называть его Урок-игра. https://nsportal.ru/s персонажей; понимать, что такое «цитата», Диагностическа hkola/korrektsionna использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по я работа. yaсодержанию прочитанного текста; объяснять pedagogika/library/ лексическое значение слов и выражений; 2012/03/28/ устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме. Определять тип текста; составлять описание крота на Практическая https://infourok.ru/p основе прочитанного текста; разгадывать ребусы и работа rezentaciya-po- 1.6 Эдуард Шим. 2 Тяжкий труд. 0 0 1.7 Полевой хомяк. 2 0 0 1.8 Про бобров. 2 0 1 соотносить слова-ассоциации; соединять линиями Взаимопроверк okruzhayuschemuчасти предложений и определять их а. miru-vliyanie-srediпоследовательность в тексте; объяснять значение na-rost-semyanслова; goroha-i-fasoliсоставлять вопросы по предложенным предложениям; klass-2590865.html находить синонимы к предложенному слову; писать сочинение-рассуждение по заданной теме; определять название раздела, в котором может быть размещѐн текст. Определять книгу, в которой можно прочитать Работа с https://nsportal.ru/s предложенный художественный текст; определение текстом. hkola/korrektsionna лексического значения слова; находить необходимую Взаимоопрос. yaинформацию в тексте; находить в тексте предложение pedagogika/library/ по заданному вопросу; разгадывать ребусы и 2012/03/28/ соотносить полученные ответы со словами; определять главную мысль текста; определять, чему учит текст; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Определять вид текста составлять описание хомяка на Работа с https://infourok.ru/p основе прочитанного текста; дополнять описание текстом. rezentaciya-poхомяка на основе рисунка; придумывать сравнения; Взаимоопрос. okruzhayuschemuсоставлять вопросы по данным предложениям; miru-vliyanie-srediотвечать на вопросы на основе полученных сведений; na-rost-semyanразгадывать ребусы и объяснять значение слова; goroha-i-fasoliопределять сведения, которые удивили; составлять klass-2590865.html план при подготовке к сообщению. Определять тип текста, его тему; находить Проект. https://nsportal.ru/s выделенное в тексте словосочетание и объяснять его hkola/korrektsionna лексическое значение; находить среди предложенных Тестовое yaвариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти анкетирование. pedagogika/library/ ответы в прочитанном тексте; задавать вопросы по 2012/03/28/ содержанию прочитанного; сравнивать тексты; 1.9 Позвоночные животные. 1 0 1 Итого 17 4 2. Математическая грамотность (17 часов) 2.1 Про беличьи 2 0 1 запасы 2.2 Медвежье потомство 2.3 Про зайчат зайчиху 2 0 1 и2 0 1 определять сведения, которые удивили; составлять речевое высказывание в письменной форме. Называть группы позвоночных животных; называть Практическая признаки пяти групп позвоночных животных; работа определять название животного по описанию; выбирать признаки земноводного животного; выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; рассуждать об открытии, сделанном на занятии. Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять Практическая данные; выполнять сложение и сравнение чисел в работа пределах 100; объяснять графические модели при решении задач; анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; строить ломаную линию. Анализировать данные столбчатой диаграммы, Диагностика представленные в явном и неявном виде; дополнять недостающие на диаграмме данные; отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; решать логические задачи на практическое деление; находить периметр треугольника; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Определять количество часов в сутках; находить Практическая необходимую информацию в тексте и выполнять работа. математические вычисления; подбирать из https://nsportal.ru/s hkola/korrektsionna yapedagogika/library/ 2012/03/28/ https://multiurok.ru/ files/ https://multiurok.ru/ files/ https://multiurok.ru/ files/ 2.4 Лисьи забавы 2 0 1 2.5 Про крота 2 0 1 2.6 Про ежа 2 0 1 полевого 2 0 1 2.7 Про предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух Взаимоконтрол слагаемых, доказывать правильность выбранных ь. чисел; решать логические задачи по данному условию; составлять элементарную диаграмму. Определять дату по календарю; находить Творческая необходимую информацию в тексте и выполнять работа. математические вычисления; – записывать краткую Взаимо запись и решение задач; – решать логические задачи с контроль помощью таблицы; анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные; составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; – читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. Решать задачи логического характера; решать задачи с Практичесая использованием данных таблицы; решать задачи на работа. основе данных диаграммы; решать примеры на Взаимо основе предложенной цепочки примеров; определять контроль цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. Находить значение выражений, соотносить Творческая полученные результаты с буквами и читать название работа. насекомого определять время с помощью скорости и Взаимоконтрол расстояния; определять данные столбчатой ь. диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; отвечать на вопросы на основе полученных данных; определять последовательность маршрута на основе схемы; записывать слова с помощью кода; называть месяцы, сравнивать количество месяцев. Находить значение выражений, соотносить Практическая https://multiurok.ru/ files/ https://multiurok.ru/ files/ https://multiurok.ru/ files/ https://multiurok.ru/ хомяка 2.8 Бобры-строители 3 Итого Итого 17 34 0 1 полученные результаты с буквами и читать название работа. files/ животного; строить столбчатую диаграмму на основе Взаимоконтрол имеющихся данных; отвечать на вопросы на основе ь. имеющихся данных; находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; записывать именованные числа в порядке возрастания; строить четырѐхугольники по заданному условию. Иметь представление о диаметре окружности; Практическая https://multiurok.ru/ анализировать данные таблицы, устанавливая работа. files/ закономерности еѐ заполнения; находить Взаимоконтрол приблизительное значение диаметра окружности, зная ь. длину окружности; заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; выбирать нужные для проведения измерений инструменты; работать с чертежом; решать логические задачи. 8 12 Тематическое планирование 3 класс № Наименование Количество часов Дата Виды деятельности Виды, формы Электронные п/п разделов и тем всего контр практич изучения контроля (цифровые) программы образовательные раб еские ресурсы работы 1 Читательская грамотность (17 часов) 1.1 Про дождевого 2 0 0 Определять тип текста, дополнять предложение Устный опрос; https://multiurok.ru/ червяка словами из текста; определять периоды развития files/ дождевого червя на основе теста; находить http предложение, соответствующее рисунку; составлять ://kidsbook.narod.ru вопрос по содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в 1.2 Кальций. 2 0 1 весит 2 0 0 1.4 Хлеб – всему 2 голова. 0 1 1.5 Про мел. 0 1 1.3 Сколько облако? 2 тексте. Работать с кластером; Дополнять предложение Опросный лист словами из текста; определять, что такое минерал; Анкетирование называть стройматериалы, содержащие кальций; объяснять значение слова; выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Определять тип текста; определять, что вынесено в диагностическа заглавие – тема или главная мысль; находить ответ на я работа вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять предложения; выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; дополнять план текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; определять название книг с достоверными сведениями. Определять тип текста; определять, что вынесено в Практическая заглавие – тема или главная мысль; записывать работа пословицы о хлебе; записывать предложение, которое соответствует рисунку; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; работать с толкованием слова; определять порядок следования предложений; называть хлебобулочные изделия. Заполнять кластер о происхождении мела; составлять Опросный лист вопрос по готовому ответу; давать определение слова; Анкетирование работать с толковым словарѐм; работать с толкованием слова; соединять части предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде https://resh.edu.ru/ https://topuch.ru/ras skaz-narodnayaskazka-avtorskayaskazka-zadaniepolezuyase/index.ht ml https://resh.edu.ru/ https://topuch.ru/ras skaz-narodnayaskazka-avtorskayaskazka-zadaniepolezuyase/index.ht 1.6 Про мыло. 2 0 0 1.7 История свечи. 2 0 0 1.8 Магнит. 3 0 1 Итого 17 4 2. Математическая грамотность (17 часов) 2.1 Расходы и2 0 1 доходы бюджета вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Дополнять предложение; давать определение слова; Практическая работать с толковым словарѐм; соединять части работа предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия гербов. Давать определение слова; записывать ответ на Опросный лист поставленный вопрос; определять слово по его Анкетирование лексическому значению; называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части предложений и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; называть правила безопасности при использовании свечей; рассказывать о прочитанном произведении; отвечать на поставленный вопрос. Давать определение слова; дополнять предложение; Практическая находить ответ на поставленный вопрос; объяснять работа значение словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами; называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о прочитанном произведении. ml https://topuch.ru/ras skaz-narodnayaskazka-avtorskayaskazka-zadaniepolezuyase/index.ht ml https://topuch.ru/ras skaz-narodnayaskazka-avtorskayaskazka-zadaniepolezuyase/index.ht ml https://topuch.ru/ras skaz-narodnayaskazka-avtorskayaskazka-zadaniepolezuyase/index.ht ml Определять дефицитный и профицитный бюджет; диагностическа https://resh.edu.ru/ анализировать данные, представленные на я работа 2.2 Планируем семейный бюджет 2 0 1 2.3 Подсчитываем 2 семейный доход 0 1 2.4 Пенсии пособия. и2 0 1 2 0 1 2.5 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; выполнять вычисления по таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; составлять задачу по предложенному решению; формулировать вопрос задачи. анализировать данные, представленные в таблице, и Опросный лист по этим данным выполнять необходимые вычисления; Анкетирование выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; анализировать данные столбчатой диаграммы; выполнять умножение двузначного числа на однозначное путѐм сложения одинаковых слагаемых; выполнять чертѐж к задаче и записывать еѐ решение. Анализировать график и по данным графика тестовые заполнять таблицу; выполнять сложение круглых задания многозначных чисел; находить с помощью творческая калькулятора среднее арифметическое; сопоставлять работа таблицу и круговую диаграмму; анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; самостоятельно составлять круговую диаграмму. http://www.eduport al https://topuch.ru/ras skaz-narodnayaskazka-avtorskayaskazka-zadaniepolezuyase/index.ht ml Анализировать данные, представленные в таблице; диагностическа https://resh.edu.ru/ выполнять сложение и вычитание многозначных я работа чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определѐнный период; заполнять таблицу на основе текстового материала; подсчитывать доход семьи от детских пособий. Определять, с какой суммы и в каком размере нужно Опросный лист http://www.eduport платить налог с выигрыша; подсчитывать, чему равен Анкетирование al реальный доход от выигрыша в лотерею; под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. 2.6 Подсчитываем расходы 2 0 1 2.7 Расходы на 2 обязательные платежи 0 1 2.8 Подсчитываем сэкономленные деньги 2 0 1 2.9 Проверь себя 1 0 1 Итого Анализировать данные инфографики; находить в диагностическа таблице информацию, необходимую для выполнения я работа задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. Определять, какие налоги должна платить семья; тестовые анализировать данные диаграммы и на основе этих задания данных заполнять таблицу; подсчитывать творческая ежемесячные обязательные расходы; пользоваться работа калькулятором; объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. Под руководством учителя решать составные задания диагностическа на нахождения количества сэкономленных денег; я работа объяснять, что такое «скидка в 25%»; определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой; находить часть от числа Ориентироваться в изученных понятиях; применять тестовые полученные знания в повседневной жизни; работать задания самостоятельно; планировать и корректировать свои творческая действия в соответствии с поставленной учебной работа задачей. http://www.eduport al https://resh.edu.ru/ http://www.eduport al http://www.eduport al 17 34 Тематическое планирование 4 класс № Наименование Количество часов Дата Виды деятельности Виды, формы Электронные п/п разделов и тем всего Конт практи изучения контроля (цифровые) программы образовательные рол ческие ресурсы раб работы 1 Читательская грамотность (17 часов) 1.1 Старинная 2 0 1 Определять лексическое значение слова; Устный https://multiurok.ru/fil женская одежда озаглавливать текст; определять тему; определять опрос; es/ 1.2 Старинные 2 женские головные уборы 0 0 1.3 Старинная 2 мужская одежда и головные уборы 0 1 1.4 Жилище крестьянской семьи на Руси 2 0 1 1.5 Внутреннее 3 убранство и предметы обихода русской избы 0 2 1.6 История посуды 3 0 1 главную мысль; составлять план в виде вопросов; Практическая с помощью текста определять название женской работа одежды; с помощью рисунка вписывать в текст Тетрадь откры название старинной женской одежды; объяснять тий значение слова; приводить примеры современной женской одежды. Определять лексическое значение слова; Взаимоопрос https://nsportal.ru/dets составлять план, используя слова из текста; Лист kiysad/okruzhayushchi объяснять значения слов; определять по описанию рефлексии ymir/2022/04/25/moya названия головных уборов; приводить примеры -metodicheskayaсовременных головных уборов. kopilka-0 Определять лексическое значение слова с Практическая https://kopilkaurokov.r помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; работа u/vneurochka/meropriy вписывать пропущенные слова в текст; находить Взаимоконтро a ответ на вопрос в тексте; объяснять значение ль слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета Определять лексическое значение слова с Устный https://uchitelya.com/o помощью словаря; рассуждать и записывать своѐ опрос; Лист kruzhayuschiy-mir/ мнение о различии между предметами; отвечать на рефлексии вопросы по тексту; рассуждать, давать Практическая определение слова; называть элементы работа оформления избы. Определять лексическое значение слова с Устный https://nsportal.ru/nach помощью словаря; письменно отвечать на опрос; alnaya-shkola/tek вопросы; называть предметы печной утвари; Лист работать с толковым словарѐм; работать с рефлексии толкованием слова; рассуждать и записывать своѐ Практическая мнение о предложенном выражении; соотносить работа описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план. Определять лексическое значение слова с Практическая https://urok.1sept.ru/ar на Руси 1.7 Какие деньги 3 были раньше в России 0 1 Итого 17 7 2. Математическая грамотность (17 часов) 2.1 В бассейне 2 0 1 2.2 Делаем ремонт 3 0 2 2.3 Праздничный торт 3 0 1 помощью словаря; соотносить рисунок и его работа ticles/577720 название; работать с толковым словарѐм; Тетрадь откры рассуждать и записывать ответ на вопрос; тий записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета, называть их; определять порядок предложений в тексте; дополнять текст по заданному условию. Определять лексическое значение слова с Лист https://nsportal.ru/nach помощью Википедии; называть опорные фразы, с рефлексии alnaya-shkola помощью которых можно дать ответ на вопрос; Практическая определять тему текста; составлять план текста; работа находить информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия современных денег. Анализировать расписание занятий с целью Практическая определения свой занятости; решать задачи на работа определение стоимости покупки; определять, Взаимоконтро какая из двух покупок является более выгодной; ль решать задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи. Понимать, что такое «смета»; решать задачи на Устный расчѐт количества необходимого материала для опрос; ремонта кухни; решать задачи на расчѐт Лист стоимости необходимого материала для ремонта рефлексии кухни; читать простые чертежи и наносить на них Практическая известные размеры. работа Понимать, что такое «смета»; решать задачи на Устный расчѐт количества необходимого материала для опрос; ремонта кухни; решать задачи на расчѐт Лист стоимости необходимого материала для ремонта рефлексии кухни; читать простые чертежи и наносить на них Практическая http://www.eduportal https://nsportal.ru/nach alnayashkola/matematika/202 2/09/19/razrabotkazanyatiya-po-razvitiyufunktsionalnoy https://fioco.ru/vebinar -shkoly-ocenka-pisa. 2.4 Обустраиваем участок 3 0 1 2.5 Поход в кино 3 0 2 2.6 Отправляемся путешествие в3 0 1 Итого Итого 17 34 известные размеры. работа Работать с таблицами; подсчитывать стоимость творческая продуктов для торта; определять, какие продукты работа выгоднее купить для того, чтобы уменьшить Взаимоконтро стоимость затрат на приготовление торта; ль сравнивать цену различных товаров, выполняя Практическая необходимые преобразования; использовать работа полученные умения и навыки в практической жизни. Читать простой чертеж и определять его масштаб; Устный находить площадь и периметр участка и построек опрос; на нѐм; решать задачи с тройкой величин «цена, Практическая количество, стоимость»; использовать полученные работа умения и навыки в практической жизни. Находить заданные временные промежутки с творческая помощью календаря; решать задачи с тройкой работа величин «цена, количество, стоимость»; Взаимоконтро использовать полученные умения и навыки в ль практической жизни. http://www.eduportal https://infourok.ru/opis anie-slajdov-kprezentacii-itogovyjurok-po-funkcionalnojgramotnosti6241839.html 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ Портал Российской электронной школыhttps://resh.edu.ru/ Издательство «Просвещение»https://media.prosv.ru/fg/ Банк заданий.http://www.eduportal Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотностиhttps://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa. Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674 РАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ Единая коллекция образовательных ресурсовschool collection.edu.ru/collection/ Онлайн библиотека gostei.ru Электронная Энциклопедия о животных zooclub. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия krugosvet.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ Учебные плакаты по темам. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) Таблицы к основным разделам материла, содержащегося в программах по учебным предметам Физическая карта России. ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Классная магнитная доска. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок. Компьютер. Проектор. Экран