17.06.2021
17.06.2021
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации
образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение
учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику
интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и
устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при
котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе
распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому,
духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности:
доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство
денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма,
игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и
болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных
исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во
всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным
пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за
компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый
веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам
(большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах,
избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое
увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на
эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся
навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать
культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на
гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с
компьютером:
- школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
- ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
- лучше работать за компьютером в первой половине дня;
- комната должна быть хорошо освещена;
- при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
- расстояние от глаз до монитора – 60 см;
- периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования в структуру
основной образовательной программы основного общего образования включена
программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление,
как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой
программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди
школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в
сети Интернет.
В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по
основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить
родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми
фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и
подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания;
проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности
несовершеннолетних.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний
может быть использована учебная программа
«Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами
факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,Федерального института развития
образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством
образования и науки РФ (http://detionline.com
– главная страница, http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/Book_Theorye.pdf
теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf
— практика)
Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному
использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке
онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано
методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования (г. Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и
безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с
учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в
Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов,
заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного
применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при
организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть
использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по
вопросам безопасности детей в сети Интернет.
Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного
использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей
представлены на сайте «Детионлайн»
http://detionline.com/internet-project/competence-research.
В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об
учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность»
предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта
возрастных особенностей учащихся.
http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2014_g/print.
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в
том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru),
посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
Интернет-ресурсы для педагогических работников:
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
- http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
- http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
- http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
- http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
- http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
- http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
- http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/
мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая
и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия
распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета
была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета
Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги
возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte
мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу
онлайн-мероприятий:
- Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
- Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
- Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
- Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
Рекомендации парламентских слушаний
«Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном
пространстве»: /rekomendacii.pdf
Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети
«Интернет»: /metodrec2017.pdf
Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства
«Сетевичок»: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в
Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за
нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их
прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете.
Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за
нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости
сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из
Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации.
Настаивайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей
в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров,
музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь
намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию
досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для
учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с
родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью,
своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с
учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении
Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных
технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области
защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально
относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности
интернета и мобильных сетей.