Рабочая программа Теория литературы 10- 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района»

Алфимова
Татьяна
Васильевна
Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна
Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна
Васильевна
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.27 09:40:57+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

РАССМОТРЕНО
Кафедра гуманитарного
цикла
________________________
Спесивцева И.С.
приказ №92 от 30 августа
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
школы по УВР
________________________
Петрикина Ю.А.
Приказ №92от 30 августа
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУСОШ№32
________________________
Алфимова Т.В.
Приказ №92от 30 августа
2023 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный курс)
«Теория», по предмету «Литература»
Базовый уровень, среднее общее образование, 11 класс, 17 часов
Рабочая программа составлена на основе
1. Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования», с изменениями и дополнениями от 08.01.2021 г.)
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (в редакции протокола от 28 июня 2016 г. №2/16-з
федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
3 Рабочей программы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа п. Пионерский» Лисицыной Татьяны Николаевны.
Составитель: Спесивцева И.С,
учитель русского языка и литература
Ст Успенская , 2023 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Теория литературы» задумана как подготовительно-тренировочный курс и адресован учащимся 1011 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, и сочинение по литературе в 11 классе. Данная программа
поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов
в знаниях.
Основной целью изучения программы является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и
формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой. Данная программа достигает цели, сформулированной в
Стандарте образования по предмету «Литература».
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных
терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой
культуры учащихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу
художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство
самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают
индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы минисочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным
вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного предмета должен стать литературный текст,
отобранный в соответствии со школьной программой.
1. Планируемые результаты
1.1Личностные результаты:
В результате изучения курса «Теория литературы» на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;


осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;



принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;



готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;



готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;



умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;



готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности.

2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;


ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;



идейная убеждѐнность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;


сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;



способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;



осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;



ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.

4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;


способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;



убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного, в том числе словесного, творчества;



готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по русскому языку.

5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;


потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;



активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;


готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;



интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;



готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;


планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;



расширение опыта деятельности экологической направленности.

8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;



совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;



осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том
числе по русскому языку, индивидуально и в группе.

1.2. Метапредметные результаты:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной
картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
10 класс
Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:
1. Фольклор.
2. Литературные роды. Жанры литературы.
3. Художественный образ.
4. Художественное время и пространство (хронотоп).
5. Содержание и форма литературного произведения.
6. Историко-литературный процесс.
7. Авторская позиция.
8. Тема, идея и проблематика художественного произведения.
9. Сюжет и фабула произведения.
10. Конфликт.
11. Композиция.
12. Пафос.
13. Стадии развития действия в художественном произведении.
14. Автор. Персонаж. Характер. Тип.
15. Система образов.
16. Сказ. Говорящая фамилия. Ремарка.
17. Деталь. Символ. Подтекст.
18. Психологизм.
19. Язык художественного произведения.
20. Изобразительно-выразительные средства (тропы).
21. Стихотворный размер.
22. Рифма.

11 класс
Содержание

Виды деятельности

Понятие литературоведческого и стилистического
анализа художественного текста.

Лекция учителя, семинар, проектыпрезентации, диагностические работы по
системе Статград, тренинги дыхательной
гимнастики, лингвистическая викторина,
блиц-турнир, олимпиада, тестирование в
формате ЕГЭ.

Сущность литературоведческого анализа
прозаического и поэтического текста: сюжет и
композиция, пространство и время, структурные
мотивы, субъектная организация литературного
произведения.

Формы
организации
деятельности
Факультативные занятия

Сущность стилистического анализа. Определение
словесных средств художественной изобразительности:
тропов (метафора, метонимия, гипербола,
олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур
(анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.);
звуковых средств художественной изобразительности
(благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы,
звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма,
строфа).
Основные направления анализа прозаического текста
Сюжет и композиция как важнейшие структурные
принципы организации произведения. Внешняя и
внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая
лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П.
Казаков «Двое в декабре»
Пространство и время литературного произведения.
Причинно-следственные связи между временем и
пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи
NN». Художественное время и пространство в рассказе
А.П. Чехова «Вор».Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»
Структурные мотивы художественного произведения.

Лекция учителя, семинар, проектыпрезентации, диагностические работы по
системе Статград, тренинги дыхательной
гимнастики, лингвистическая викторина,
блиц-турнир, олимпиада, тестирование в
формате ЕГЭ.

Факультативные занятия

Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон».
Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три
смерти». Роль художественной детали в рассказе А.
Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр»
Субъектная организация литературного произведения.
А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить».
Приемы создания художественного образа. И.С.
Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица».
Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»
Основные направления анализа поэтического текста
Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое
своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов
«Элегия». С.Я. Надсон «Певец».
Особенности лирического героя произведения,
выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер
«Поэзия – явление иной…»
Художественно-выразительные средства поэтической
речи. Ритмико-интонационная организация
стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий
«Прохожий».
Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б.
Пастернак «Зимняя ночь».
Лексические средства выразительности художественной
речи. Е. Боратынский «Весна»
Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»

Лекция учителя, семинар, проекты- Факультативные занятия
презентации, диагностические работы по
системе Статград, тренинги дыхательной
гимнастики, лингвистическая викторина,
блиц-турнир, олимпиада, тестирование в
формате ЕГЭ.

3.Тематическое планирование
10 класс
№

Тематика учебного курса

Кол-во
часов

1

Фольклор.

1

2

Литературные роды. Жанры литературы.

5

3

Художественный образ.

1

4

Художественное время и пространство
(хронотоп).

1

5

Содержание и форма литературного
произведения.

2

6

Историко-литературный процесс.

2

7

Авторская позиция.

1

8

Тема, идея и проблематика художественного
произведения.

2

9

Сюжет и фабула произведения.

1

10

Конфликт.

1

11

Композиция.

1

12

Пафос.

1

13

Стадии развития действия в художественном
произведении.

1

Примечание

14

Автор. Персонаж. Характер. Тип.

2

15

Система образов.

1

16

Сказ. Говорящая фамилия. Ремарка.

1

17

Деталь. Символ. Подтекст.

2

ИТОГО

17

11 класс
№ п/п

Название раздела

1

Понятие литературоведческого и
стилистического анализа
художественного текста (1 ч.)

2

Основные направления анализа
прозаического текста (12 ч.)

Количество
часов
1

Модуль «Школьный урок

12

День солидарности в борьбе с
терроризмом
День здоровья
Поведение при ЧС дома и в
школе
Неделя
безопасности
дорожного движения
День учителя.
Всероссийский
урок
безопасности в интернете
Профилактика ЗОЖ.
День народного единства
Международный
день
толерантности

День знаний

Развитие речи

Контрольные работы

День матери
День волонтера.
День героев России и День
неизвестного солдата.
Новогодние традиции России.
3

Основные направления анализа
поэтического текста (5 ч.)

Поведение при ЧС дома и в
школе
Неделя безопасности дорожного
движения
Международный женский день.
«Космос – это мы. Гагаринский
урок».
Казанцевские чтения.
Уроки памяти. Бессмертный
полк.
Праздник Последнего звонка.

5

4. Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Раздел/ Тема урока

1
1
2

2
Фольклор.
Литературные
роды.
Жанры литературы.
Эпические жанры.
Лирические жанры.
Драматические жанры.
Лиро-эпические жанры.
Художественный образ.
Художественное время и
пространство (хронотоп).

3
4
5
6
7
8

Колво
часов

Дата проведения

Примеча
ние

По плану

Фактич

3
1
1

4
1 неделя
2 неделя

5

1
1
1
1
1
1

3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

6

9

10

11

12

13
1415

16
17

Содержание и форма
литературного
произведения.
Авторский замысел и
художественный
вымысел. Фантастика.
Историко-литературный
процесс.
Классицизм.
Сентиментализм.
Романтизм.
Реализм.
Модернизм.
Постмодернизм.
Авторская позиция.
Тема,
идея
и
проблематика
художественного
произведения.
Сюжет
и
фабула
произведения.
Конфликт.

№ п/п № по
теме

1

9 неделя

1

10 неделя

1

11 неделя

1

12 неделя

1
2

13 неделя
14 неделя
15 неделя

1

16 неделя

1

17 неделя

Тема уроков

Дата проведения Примечание
План

Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста
1
2
4
5
6
7
8
9

1

Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста

1
2
3
4
5
6
7
8

Основные направления анализа прозаического текста.
Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения
Принцип организации рассказа А. Грина «Зеленая лампа»
Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти»
Пространство и время литературного произведения
Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон»
Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти»
Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас»
Субъектная организация литературного произведения. А.П.Чехов «Спать хочется»

Факт

10
11
12
13

9
10
11
12

14

1

15
16
17

2
3
4

Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти»
Практикум В.В. Набоков «Нежить»
Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы»
И. Бунин «Красавица»
Основные направления анализа поэтического текста
Особенности жанра, композиция, идейно-тематическое своеобразие текста. Н.А.
Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец»
Художественно-выразительные средства поэтической речи. Н. Заболоцкий «Прохожий»
Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания».
Поэтическая фонетика. Н. Заболоцкий «Журавли», Б. Пастернак «Зимняя ночь»
ХЛ

предм
ет
Теори
я
разде
л

класс

вариант

11

Теория литературы

Описание
раздела

Тема урока

1
2

Понятие
Проза
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Лирика
2
3
4

Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста
Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения
Принцип организации рассказа А. Грина «Зеленая лампа»
Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти»
Пространство и время литературного произведения
Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон»
Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти»
Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас»
Субъектная организация литературного произведения. А.П.Чехов «Спать хочется»
Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти»
Практикум В.В. Набоков «Нежить»
Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы»
И. Бунин «Красавица»
Особенности жанра, композиция, идейно-тематическое своеобразие Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец»
Художественно-выразительные средства поэтической речи. Н. Заболоцкий «Прохожий»
Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания».
Поэтическая фонетика. Н. Заболоцкий «Журавли», Б. Пастернак «Зимняя ночь»

3

Колво
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».