Рабочая программа Улучшим грамотность 9 класс

Алфим
ова
Татьян
а
Василь
евна

Краснодарский край
Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.27 09:41:35+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Белоглинский район

ст. Успенская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза
В.И.Литвинова Белоглинского района»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Кафедра гуманитарного
цикла

Заместитель директора
школы по УВР

Директор МБОУСОШ№32
________________________

________________________ ________________________

Алфимова Т.В.
Спесивцева И.С.
Петрикина Ю.А. Приказ №92от 30 августа
2023 г.
приказ №92 от 30 августа
Приказ №92от 30 августа
2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Улучшим грамотность»
Уровень образования (класс): основное общее, 9 класс
Количество часов
Учитель

9

Спесивцева Ирина Семёновна

Программа разработана на основе: авторской программы элективного курса «Русский
язык деловых людей» для учащихся 9 классов общеобразовательных школ . Автор:
Оберная Наталья Станиславовна 2008 год.

1Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Улучшим грамотность» разработана на
основе
- авторской программы элективного курса
Составитель

Учитель

русского

языка

и

« Улучшим грамотность».
литературы

Оберная

Наталья

Станиславовна, 2008 год;
- основной образовательной программы ФГОС среднего общего образования
МБОУСОШ№32 , протокол №92 от30 августа 2022 г
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками являются:
1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским
языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в
различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,

отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;



активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.

Метапредметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к
формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых
текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение
и письмо:
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм.

2. Общая характеристика

Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических
дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и
устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным
средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной ,
искусной и убедительной речи.
Цель - формирование и воспитание современной языковой личности,
владеющей системой норм современного русского литературного языка,
повышение уровня языковой компетентности учащихся, совершенствование их
языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских
языковых средств в различных ситуациях общения.
Данная программа представляет комплекс разно уровневых задач - от
корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации,
коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями
речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно - выразительных

средств языка и речи.
Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели профильного
обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам:
повышение общей культуры речи; выработать у учащихся языковое чутье;
научить оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в
зависимости от содержания, сферы и условий общения;
сформировать высокий уровень культуры личности в условиях современного
общества;
изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с ее основ ными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами
фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических
средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями
функционирования языковых средств в речи;
формирование системного представления о нормах современного русского
литературного языка;
формирование навыков и умений правильного употребления языковых
средств речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания,
целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и
сферой общения.
повысить уровень гуманитарного образования и гуманитарного
мышления, что в первую очередь предполагает умение пользоваться всем
богатством русского литературного языка в устной и письменной форме
при общении во всех сферах человеческой деятельности.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

- понимать назначение стилей речи;
- усвоить понятия “функциональные стили русского литературного языка”,
“жанры

стиля”,

“стилистическая

норма”;

“речевые

нарушения”,

“экспрессивно-выразительные средства языка”;

- знать средства языка и уметь ими пользоваться;
- знать орфографические, орфоэпические, пунктуационные и стилистические
нормы современного русского литературного языка;

- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с
целью

-

выявления

используемых

языковых

средств

на

всех

структуры языка;
обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.

уровнях

Касаясь технологии обучения русскому языку, следует отметить, что она
должна представлять собой естественное продолжение той системы работы,
которая

проводилась

в

базовом

звене,

однако,

учитывая

практическую

направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на
занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об
активизации

самостоятельной

практические

работы

творческого

деятельности

учащихся),

характера.

о

учащихся

расширении

Программа

носит

и

(итог

занятия

разнообразии

ориентировочный

-

заданий
характер,

предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим,
индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и
практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации
на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся,
степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).По
усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого
раздела, может быть изменено

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён
одной из важных задач филологического образования в школе - формированию
навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при
изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы,
связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде
повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам
недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы
(изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти
важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным
экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то,

чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения
общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно
осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне
подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт
учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы,

рассматриваемые

в

данном

курсе,

тесно

примыкают

к

обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный
факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию
важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет
учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно
выбрать профиль дальнейшего обучения.

Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к
собственной

письменной

речи,

преодолеть

психологические

трудности

отношению к языку.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане школы
Программам рассчитана на 7 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных
школ.

4. Содержание учебного предмета, курса.
Содержание обучения
1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском
языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении
их в словах разных частей речи.
2.0рфограммы в корнях:

-

гласные, проверяемые ударением;
гласные, непроверяемые ударением;
чередующиеся гласные;
правописание согласных в корне;
О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её
написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней,

по

обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип
орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках,
объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных,
причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- - ива—(ыва)),
существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
- буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий Цель:
закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический
разбор, обосновывать свой выбор. 5,Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании
и объяснять её написание
Правописание

сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
- дефис между частями слова в наречиях
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах,
научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

6. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель : отработать правильность написания предлогов
Правописание наречий
-Буквы о и е после шипящих на конце наречий -Буквы о и а на конце наречий

7. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель : отработать навыки правильности написания союзов
Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц,
разграничивать не и ни

5. Тематическое планирование
№ Название тем курса
п/п
1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части 1
речи в русском языке.

2.

Орфограммы в корнях
Правописание приставок
Орфограммы в суффиксах

1

Тест
Орфограммы в окончаниях.
Правописание сложных слов.

1
1

3.
4
5.
6
7

Количество часов
всего

Правописание предлогов.
Правописание наречий.
Правописание союзов.
Правописание частиц.

6. Описание материально- технического обеспечения

Технические средства:

1

1
1

1.Компьютер
2.Интерактивная доска.
3.Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».