Алфим ова Татьян а Василь евна Краснодарский край Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.27 09:41:35+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Белоглинский район ст. Успенская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Кафедра гуманитарного цикла Заместитель директора школы по УВР Директор МБОУСОШ№32 ________________________ ________________________ ________________________ Алфимова Т.В. Спесивцева И.С. Петрикина Ю.А. Приказ №92от 30 августа 2023 г. приказ №92 от 30 августа Приказ №92от 30 августа 2023 г. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Улучшим грамотность» Уровень образования (класс): основное общее, 9 класс Количество часов Учитель 9 Спесивцева Ирина Семёновна Программа разработана на основе: авторской программы элективного курса «Русский язык деловых людей» для учащихся 9 классов общеобразовательных школ . Автор: Оберная Наталья Станиславовна 2008 год. 1Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Улучшим грамотность» разработана на основе - авторской программы элективного курса Составитель Учитель русского языка и « Улучшим грамотность». литературы Оберная Наталья Станиславовна, 2008 год; - основной образовательной программы ФГОС среднего общего образования МБОУСОШ№32 , протокол №92 от30 августа 2022 г Планируемые результаты Личностными результатами освоения выпускниками являются: 1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; 2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. Метапредметными результатами освоения выпускниками являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе; 4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. Предметными результатами освоения выпускниками являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации; • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи; • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо: • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм. 2. Общая характеристика Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной , искусной и убедительной речи. Цель - формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня языковой компетентности учащихся, совершенствование их языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения. Данная программа представляет комплекс разно уровневых задач - от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно - выразительных средств языка и речи. Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели профильного обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам: повышение общей культуры речи; выработать у учащихся языковое чутье; научить оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения; сформировать высокий уровень культуры личности в условиях современного общества; изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с ее основ ными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи; формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка; формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения. повысить уровень гуманитарного образования и гуманитарного мышления, что в первую очередь предполагает умение пользоваться всем богатством русского литературного языка в устной и письменной форме при общении во всех сферах человеческой деятельности. В результате изучения элективного курса учащиеся должны: - понимать назначение стилей речи; - усвоить понятия “функциональные стили русского литературного языка”, “жанры стиля”, “стилистическая норма”; “речевые нарушения”, “экспрессивно-выразительные средства языка”; - знать средства языка и уметь ими пользоваться; - знать орфографические, орфоэпические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка; - анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью - выявления используемых языковых средств на всех структуры языка; обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка. уровнях Касаясь технологии обучения русскому языку, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной практические работы творческого деятельности учащихся), характера. о учащихся расширении Программа носит и (итог занятия разнообразии ориентировочный - заданий характер, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого раздела, может быть изменено Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену. Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов, закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, преодолеть психологические трудности отношению к языку. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане школы Программам рассчитана на 7 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. 4. Содержание учебного предмета, курса. Содержание обучения 1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи. 2.0рфограммы в корнях: - гласные, проверяемые ударением; гласные, непроверяемые ударением; чередующиеся гласные; правописание согласных в корне; О, Ё после шипящих в корне. Цель: отработать умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, по обогащать словарный запас слов. 3. Правописание приставок: - не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии) - изменяющиеся на письме приставки: а) фонетический принцип орфографии б) написание приставок, зависящее от значения. Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора. 4. Орфограммы в суффиксах: - О, Ё после шипящих в суффиксах - правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. - правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- - ива—(ыва)), существительных (-ек, - ик) - правописание суффиксов действительных и страдательных причастий -буквы ч, щ в суффиксах существительных - различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск - буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор. 5,Орфограммы в окончаниях - О, Ё после шипящих в окончаниях слов - падежные и родовые окончания - правописание личных окончаний глаголов Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание Правописание сложных слов - сложные слова с соединительной гласной - сложные слова без соединительной гласной - сложные существительные. Слитное написание. - сложные существительные. Дефисное написание - сложные прилагательные. Слитное написание. - сложные прилагательные. Дефисное написание - дефис между частями слова в наречиях Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов 6. Правописание предлогов - правописание непроизводных предлогов - правописание производных предлогов - раздельное написание предлогов - слитное написание предлогов Цель : отработать правильность написания предлогов Правописание наречий -Буквы о и е после шипящих на конце наречий -Буквы о и а на конце наречий 7. Правописание союзов: - слитное написание союзов - раздельное написание союзов Цель : отработать навыки правильности написания союзов Правописание частиц - слитное и дефисное написание частиц - разграничение не и ни - правописание не и ни с разными частями речи Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни 5. Тематическое планирование № Название тем курса п/п 1. Опознавательные признаки орфограмм. Части 1 речи в русском языке. 2. Орфограммы в корнях Правописание приставок Орфограммы в суффиксах 1 Тест Орфограммы в окончаниях. Правописание сложных слов. 1 1 3. 4 5. 6 7 Количество часов всего Правописание предлогов. Правописание наречий. Правописание союзов. Правописание частиц. 6. Описание материально- технического обеспечения Технические средства: 1 1 1 1.Компьютер 2.Интерактивная доска. 3.Принтер.