Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И. Литвинова Белоглинского района» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическое объединен Заместитель директора по УВР ие учителей ________________________ Директор МБОУ СОШ № 32 ________________________ Петрикина Ю.А. Приказ № 92 от «30» августа 2023г. Спесивцева И.С. Приказ № 92 от «30» августа 2023г. Алфим ова Татьян а Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.27 09:34:49+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ________________________ Алфимова Т.В. Приказ № 92 от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Мир географии» по географии 9 класса, основное общее образование Составитель: учитель географии Крамаренко О.В. Ст. Успенская, 2023 г. 1.Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса оставлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 32 Учебного плана МБОУ СОШ № 32 на 2023-2024 учебный год. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 32 На изучение элективного курса отводится 0,25 часов в неделю Цель: усвоение учащимися системы знаний в области географии. Задачи: -углубить и расширить знания по физической и экономической географии; -развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру; -вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии. Формы и методы проведения занятий С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С 2 Конечно, за 9 часов повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся. Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ». Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах. 2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (9 часов в год/ 0,25 часа в неделю) Название разделов и тем Количество часов для изучения Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Формы контроля 1 2 3 4 Материки, океаны, народы и страны 2 Природопользование и геоэкология 1 Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере 3 Устный опрос. Тестирование. Письменная работа Устный опрос. Тестирование. Письменная работа География России 6 Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире Устный опрос. Тестирование. Письменная работа 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название темы Количество часов 3 Материки, океаны, народы и страны 2 4 Природопользование и геоэкология 1 5 География России 6 ИТОГО Резерв 9 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 9 класса (9 часов в год/ 0,25 часа в неделю) № Тема урока урока 1 Планируе мое домашнее задание Материки, океаны, народы и страны Дата 12.01.24 4 Корректир овка КТП Дополнительные информация с учетом специфики предмета (демонстрации, лабораторный опыт и т.д.) 2 Материки, океаны, народы и страны 19.01.24 3 Природопользование и геоэкология 26.01.24 4 Особенности географического положения 02.02.24. 5 Природа России 09.02.24 6 Население России 16.02.24 7 Хозяйство России 07.03.24 8 Природно-хозяйственное районирование России 14.03.24 9 Россия в современном мире 21.03.24 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ) / ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать: картографические элементы, факты; номенклатуру; основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы; особенности природы и хозяйственной деятельности человека. Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь: определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности; определять различия в поясном времени различных территорий; анализировать статистический материал; 5 воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей; читать карты различного содержания; показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений; описывать географическое положение; определять тип объекта согласно классификации; сравнивать свойства географических объектов; определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации. Ожидаемые результаты: Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям. Предполагаемые результаты: Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, , «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов. Повышение учебной мотивации обучающихся. Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, в журнале отмечается зачет или незачет, итоговых тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный элективный курс, создают презентации географического турнира для 5 – 9 классов. 6