Краснодарский край, Белоглинский район, ст.Успенская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №32 Рудакова Н.А. ________________________ ________________________ Приказ № 92 от «30» Петрикина Ю.А. Алфимова Т.В. августа 2023 г. Приказ № 92 от «30» Приказ № 92 от «30» августа 2023 г. августа 2023 г. Алфимо ва Татьяна Василье вна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.27 09:38:58+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Уровень образования (класс): основное общее Количество часов: 9 9класс Учитель: Ефремова Ольга Николаевна Программа разработана в соответствии и на основе: -на основе Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС МБОУ СОШ №32, протокол № 1 от 30. 08.2018 г.; авторской программы А.В. Бородиной культурологического курса для общеобразовательных школ «Основы православной культуры и история христианства», в соответствии с Федеральным государственным стандартом (второго поколения), основная школа (5-9 классы). Москва, МОФ «ОПК», 2018г. 1.Пояснительная записка Цель учебного курса «Основы православной культуры» - совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и еѐ духовнонравственного воспитывающего ресурса. Задачи курса: - организация систематического изучения основ православной культуры; - организация систематического изучения истории христианства; - духовно-нравственное развитие школьников; - ознакомление с особенностями церковного искусства; - приобщение школьников к духовным основам и истории русского (государственного) языка; - обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка; - ознакомление с особенностями церковного искусства; - приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; - ознакомление с православными святынями мира: формирование представлений о единстве православной культуры мира; - создание условий для реализации прав школьников на убеждения; - формирование целостного восприятия мира; - воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; - формирование культуры общения; - предупреждение возможных тупиков личностного развития; - воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; - выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; - предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; - воспитание патриотизма: формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; - формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения; - обогащение языка школьника путѐм включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения; - оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре; - укрепление православных основ семьи; - формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории; - воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости; - творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребѐнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; - формирование потребности школьников в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природыи созидании культуры Отечества. Согласно учебного плана школы программа рассчитана на 0,25 часа. Программа построена с учѐтом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования. 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика: - осознающий свою гражданскую идентичность; - осознающий свою национальную принадлежность; - патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык; - обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины; - обладающий нравственным самосознанием , имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи; - обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность; - имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; - понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека; - умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека; - доброжелательный, умеющий высказывать своѐ мнение, обосновывать свою позицию; - умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения; - владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации; - отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях; - имеющий навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - имеющий представления о традиционных нравственных установках; - имеющий нравственные установки на безопасный , здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому; - уважительно относящийся к святыням; - владеющий основами умения учиться; - способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьѐй и обществом; - способный к творческому труду; - бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом: - владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; - освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера; - умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определятьнаиболее эффективные способы достижения результата; - способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; - освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; - умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; - умеющий использовать знаково-символические средства информации; - активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпреьации информации в соответствии с задачами учебного предметаи соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением); - овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову; - овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинноследственных связей, построения рассуждения; - готовность слушать собеседника, вести диалог; - умеющий излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения; - умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика: - имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивациик нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; - владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраиваниикоструктивных отношений в семье и обществе; - понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - знающий историю формирования отечественной культуры; имеющий представления о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещенияна протяжении более чем тысячелетней истории русского православия; - овладевший в наиболее общем объѐме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическим, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке; - овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов; - владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; - овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения; - имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о еѐ роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России; - имеющий знания о христианстве как самой распространенной мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории,мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру и быт; - имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; - имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества; - знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории; - знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования; - имеющий представления о таинствах Церкви; - понимающий религиозно-философские основания православной культуры; - понимающий религиозно-философские основания православной культуры; - знающий особенности православной культуры, еѐ видов и жанров в литературе, живописи.архитектуре, скульптуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитьѐ и др.); - овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестанизме); - имеющий установку поступатьсогласносвоей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами; - осознающий ценность человеческой жизни; - нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях. 3. Содержание учебного предмета, курса 9 КЛАСС РАЗДЕЛ 9 « ХРИСТИАНСТВО В XI-XX вв.» - 9 часов Тема 1. « ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ» - 3 ч. Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские общины и храмы на территории России. Крещение Руси. Москва – Третий Рим. Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в1589 г. Постановление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси. Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви. Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на поместном соборе в августе 1917 – сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. « Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского). Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века. Укорененность православия в культурной жизни России. Тема 2. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV – XVI вв.» - 2 ч. Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский.Св.Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре. Тема 3. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНСКОЙ ТРАДИЦИИ» - 2 ч. Сбор средств на строительство храма Св.Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения. «95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологииВиттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера. Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г.Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс. Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставление в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации. Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь. «Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости. Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня - по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям. Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, Церквей, общин и сект. Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый свет в ходе европейской иммиграции в Америку. Новые американские Церкви, секты, объединения. Формирование протестантских Церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции: 1) единственный источник вероучения – Священное Писание, отрицание авторитета священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархической структуры Церкви и верховной власти Римского папы. Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация. Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее – на философию либерализма, в XX веке – на развитие экзистенциализма и диалектической теологии. Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты. Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища. Искусство протестантского Запада. Тема 4. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» - 1 ч. Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX-XX вв. – широкое географическое распространение Римско-католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах. Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации. Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже. Возникновение ордена иезуитов. Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация. Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «Чье правление, того и религия». Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско- католической Церкви в XIX веке. Ватиканский собор 1869-1870 гг. Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви. Последствия Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини папской области в 1929 г., создание государства Ватикан. Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев. Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962-1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско- католической Церкви папой Павлом VI (1963-1978). Римский папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма. Римско-католическая Церковь как уникальная иерархическая религиозно-политическая, социальноэкономическая структура. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости,церковного искусства. Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, сирийского, коптского. Тема 5. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» - 1 ч. Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения Владимира. Предложение антипапыКлиментаIII воссоединения Церквей в 1091 г. Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские церкви XII-XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге. Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214-1219). Переговоры с Римским папой во время монголо-татарского ига. Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время. В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России. 3. Тематическое планирование К-во К-во Раздел час Темы часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) IХ КЛАСС Раздел 9. 9 ХРИСТИАНСТВО В ХI – ХХ вв. Тема 1. Православие на Руси 3 Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры. Учатся к толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Тема 2.Развитие религиозной мысли в 2 Западной Европе в ХV – ХVI вв. Тема 3. Возникновение и развитие 2 протестантской традиции Тема 4. Распространение римско- 1 католической церкви Тема 5. Католицизм в России Итого 9 1