Рабочая программа по ОПК 9 класс (2)

Краснодарский край, Белоглинский район, ст.Успенская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
№32

Рудакова Н.А. ________________________ ________________________
Приказ № 92 от «30»
Петрикина Ю.А.
Алфимова Т.В.
августа 2023 г.
Приказ № 92 от «30»
Приказ № 92 от «30»
августа 2023 г.
августа 2023 г.

Алфимо
ва
Татьяна
Василье
вна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна
Васильевна, SN=Алфимова,
CN=Алфимова Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.27 09:38:58+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Уровень образования (класс): основное общее
Количество часов: 9

9класс

Учитель: Ефремова Ольга Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
-на основе Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС МБОУ СОШ №32, протокол
№ 1 от 30. 08.2018 г.;
авторской программы А.В. Бородиной культурологического курса для общеобразовательных школ «Основы
православной культуры и история христианства», в соответствии с Федеральным государственным стандартом
(второго поколения), основная школа (5-9 классы). Москва, МОФ «ОПК», 2018г.
1.Пояснительная записка
Цель учебного курса «Основы православной культуры» - совершенствование школьного образования средствами
включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и еѐ духовнонравственного воспитывающего ресурса.
Задачи курса:
- организация систематического изучения основ православной культуры;
- организация систематического изучения истории христианства;
- духовно-нравственное развитие школьников;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- приобщение школьников к духовным основам и истории русского (государственного) языка;
- обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- ознакомление с православными святынями мира: формирование представлений о единстве православной культуры
мира;
- создание условий для реализации прав школьников на убеждения;
- формирование целостного восприятия мира;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций
культуры Отечества;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- воспитание патриотизма: формирование представлений о культурном и историческом единстве России и
российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные
убеждения;
- обогащение языка школьника путѐм включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического
значения;
- оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;
- укрепление православных основ семьи;
- формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
- творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребѐнка на основе знаний об отечественной
культуре и истории;
- формирование потребности школьников в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка,
природыи созидании культуры Отечества.
Согласно учебного плана школы программа рассчитана на 0,25 часа.
Программа построена с учѐтом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с
целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного
уровня образования.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
- осознающий свою гражданскую идентичность;
- осознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться,
уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;
- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых
ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием , имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
- обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религии;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своѐ мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- имеющий представления о традиционных нравственных установках;
- имеющий нравственные установки на безопасный , здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное
отношение к здоровью, природе, всему живому;
- уважительно относящийся к святыням;
- владеющий основами умения учиться;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьѐй и обществом;
- способный к творческому труду;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков,
характеризующих ученика следующим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ
осуществления;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации; определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в
ситуации неуспеха;
- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
- умеющий использовать знаково-символические средства информации;
- активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпреьации информации в
соответствии с задачами учебного предметаи соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета
(подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинноследственных связей, построения рассуждения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения;
- умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности,
адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

- имеющий ценностные установки и
знаниевые основания для осознанной мотивациик нравственному
совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраиваниикоструктивных
отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
имеющий представления о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о
церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения
Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до
настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещенияна протяжении более
чем тысячелетней истории русского православия;
- овладевший в наиболее общем объѐме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским
языком: графическими, лексическим, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний
русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей
на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском
языке;
- овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о еѐ роли в
становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных
народов России;
- имеющий знания о христианстве как самой распространенной мировой религии, его роли во всемирной истории, о
влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их
истории,мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру и быт;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости,
святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
- имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов священного Писания,
раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

- знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной
истории;
- знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- знающий особенности православной культуры, еѐ видов и жанров в литературе, живописи.архитектуре, скульптуре,
музыке, декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое
шитьѐ и др.);
- овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестанизме);
- имеющий установку поступатьсогласносвоей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе
и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни;
- нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.

3. Содержание учебного предмета, курса
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 9 « ХРИСТИАНСТВО В XI-XX вв.» - 9 часов
Тема 1. « ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ» - 3 ч.
Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские
общины и храмы на территории России.

Крещение Руси. Москва – Третий Рим.
Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в1589 г. Постановление Патриархом
Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси.
Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к
преодолению раскола Русской Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном
соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви.
Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на поместном соборе в августе
1917 – сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. « Об
отделении Церкви от государства и школы от Церкви», «Показательные процессы» над духовенством.
Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси.
«Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).
Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века.
Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь.
Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Возрождение
церковной жизни в России к концу XX века. Укорененность православия в культурной жизни России.
Тема 2. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV – XVI вв.» - 2 ч.
Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных
нравов. Св. Бернардин Сиенский.Св.Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи
гуманизма в западной
культуре.
Тема 3. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНСКОЙ ТРАДИЦИИ» - 2 ч.
Сбор средств на строительство храма Св.Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание
таинств католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения.
«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологииВиттенбергского университета
Мартина Лютера (1483-1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и
переводческая деятельность М. Лютера.
Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в
г.Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.
Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставление в христианской
вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно
протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и
реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь.
«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа,
свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости.
Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII в. Распространение
протестантизма среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня - по всему миру. Термины
«протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям.
Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских
движений, Церквей, общин и сект.
Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных
языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый свет в ходе европейской
иммиграции в Америку. Новые американские Церкви, секты, объединения.
Формирование протестантских Церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции: 1)
единственный источник вероучения – Священное Писание, отрицание авторитета священного Предания; 2)
достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и
Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей,
алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой
иерархической структуры Церкви и верховной власти Римского папы.
Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения
XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную
профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.
Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее – на
философию либерализма, в XX веке – на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.
Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий.
Экуменизм. Протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели.
Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты.
Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища. Искусство
протестантского Запада.

Тема 4. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» - 1 ч.
Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы. Результат
миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX-XX вв. – широкое географическое
распространение Римско-католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах.
Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации.
Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа)
в Париже.
Возникновение ордена иезуитов.
Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.
Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г.,
принцип
«Чье правление, того и религия».
Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления.
Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско- католической Церкви в XIX веке.
Ватиканский собор 1869-1870 гг. Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви.
Последствия Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского
государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини папской области в 1929 г., создание
государства Ватикан.
Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской
традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов
местных культур и обычаев.
Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и
множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962-1965 гг. Практическое
воплощение нового курса Римско- католической Церкви папой Павлом VI (1963-1978).
Римский папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма,
критика коммунизма.
Римско-католическая Церковь как уникальная иерархическая религиозно-политическая, социальноэкономическая структура. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство,
литературу.
Особенности латинского вероучения, обрядовости,церковного искусства.

Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, сирийского, коптского.
Тема 5. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» - 1 ч.
Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения Владимира. Предложение
антипапыКлиментаIII воссоединения Церквей в 1091 г.
Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви.
Латинские церкви XII-XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.
Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем
Андреем (1214-1219). Переговоры с Римским папой во время монголо-татарского ига. Борьба северной
Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской
унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном.
Попытки ввести католичество в России в Смутное время.
В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772
г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей.
Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.

3. Тематическое планирование

К-во

К-во

Раздел
час

Темы

часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне универсальных
учебных действий)

IХ КЛАСС
Раздел 9.

9

ХРИСТИАНСТВО
В ХI – ХХ вв.
Тема 1. Православие на Руси

3

Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать нравственные
формы
поведения,
сопоставляя
их
с
нормами православной
культуры.

Учатся к толерантному
отношению
к
представителям разных
мировоззрений
и
культурных традиций.

Тема 2.Развитие религиозной мысли в 2

Западной Европе в ХV – ХVI вв.
Тема 3. Возникновение и развитие
2
протестантской традиции
Тема
4.
Распространение
римско- 1
католической церкви
Тема 5. Католицизм в России
Итого

9

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».