Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района»
имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича
(наименование образовательного учреждения)
Алфим
ова
Татьян
а
Василь
евна
Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский
край, L=ст.Успенская,
T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 11:01:41+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №32 МО Белоглинский
от 30 августа 2023 года приказ № 92
Председатель _______ Т.В.Алфимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ КУБАНИ
Уровень образования (класс): 5-9 класс
Количество часов ___85_____
Разработал учитель немецкого языка Панова О.С., учитель ОБЖ Бойченко А.В.,
учитель математики Медведева Е.В., учитель физики Цыганкова К.С., учитель
географии Крамаренко О.В.
Программа разработана на основе Программы профилактики детского дорожнотранспортного травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных
школ «Безопасные дороги Кубани», утвержденной региональным учебнометодическим объединением в системе общего образования ГБОУ «Институт
развития образования» Краснодарского края (протокол от 23 марта 2022 г. № 1)
1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с
участием детей безопасность учащихся приобрела ранг наиболее значимых социальных
проблем России. Профилактика дорожного-транспортного травматизма (ДТТ) в последнее
время стала одним из основных и приоритетных направлений образования. Центральную
роль в данной работе играет школа. Как показывает многолетний педагогический опыт, в
процессе обучения и воспитания в условиях школы у обучающихся формируются знания
о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются навыки ориентирования в
дорожных ситуациях, предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная
актуальность проблемы определяет необходимость совместной системной и
продуктивной деятельности региональных органов образования, образовательных
организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики
детского ДТТ.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке
и реализации краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги
Кубани».
Основным концептуальным положением данной программы стало понимание
важности вопросов профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД),
которые рассматриваются в аспекте личной безопасности и социальной функциональной
грамотности школьника. Составляющими социальной функциональной грамотности
школьника в аспекте содержания Программы выступают:
готовность
успешно
адаптироваться
в
изменяющейся
ситуации,
приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность
корректировать ситуацию, проектировать способы поведения на дороге на основе ПДД и с
учетом конкретных условий дорожной ситуации;
- осознание важности для жизни человека элементарной правовой культуры,
проявление в повседневной жизни законопослушности, применение грамотных способов
взаимодействия и правил взаимоотношений с другими людьми;
- наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за свою
деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы
рефлексивных качеств.
Нормативная основа для разработки программы
Нормативной основой для разработки программы для учащихся 5-9 классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стали следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020), ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»;
- Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 (в ред. От 24.03.2021);
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О
Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску
транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- ПДДМАСТЕР – автомобильное законодательство в доступной форме: сайт. –
URL: https://pddmaster.ru/documents/pdd (дата обращения 21.03.2022). – Текст:
электронный.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций. / Москва, 2021 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020);
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 2024 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января
2018 г. № 1-р;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020)«О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» в рамках
национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в
достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года;
- «Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные
дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 15);
- Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (утв.
протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и
качественные
автомобильные
дороги»
от
20
декабря
2018
г.
№ 4);
- Паспорт регионального проекта Краснодарского края «Безопасность дорожного
движения» (утв. протоколом заседания регионального проектного комитета от 15 июля
2019 года № 8 (в соответствии с изменениями);
- Приказ МВД России Главного управления внутренних дел Российской Федерации
по Краснодарскому краю, министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края, от 26 декабря 2017 г. № 1143/210 «О мерах по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма в Краснодарском крае.
Программа построена с учетом следующих принципов.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает
учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и
физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к
обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов
поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине,
культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст
обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование устойчивых
привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом
определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на
светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных
регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые
двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и
воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий.
Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дороге.
Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано
появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной
стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С
другой – необходимо воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать
привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое
расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило,
легкой
отвлекаемостью,
импульсивностью,
спешкой,
заинтересованностью,
увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Необходимо формировать,
развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды,
показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они
живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция
безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет
нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или
штрафует. Правила дорожного движения необходимо соблюдать для общей безопасности,
так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для
окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Данный принцип
способствует тому, что дети достаточно легко, без сопротивления регулируют свое
поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного
движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают
рискованно и не соблюдают правил. Для подкрепления самовоспитания нужен
положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен организовать работу не
только с обучающимися, но и с родителями.
Цель программы - формирование культуры и навыков безопасного поведения на
дороге; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности
окружающих участников дорожного движения.
Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню образования (НОО,
ООО, СОО) с учетом целевых ориентиров рабочей программы воспитания ООП (2021 г.).
Так,
в воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения школьниками социально значимых знаний ПДД – знаний правил
безопасного поведения на дороге в конкретном социуме, в котором они живут;
в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценности жизни и здоровья
в ситуациях дорожного движения;
в воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, в частности,
пропаганды культуры безопасного поведения на дороге.
Задачи.
Образовательные:
•
разъяснить требования Правил дорожного движения Российской
Федерации;
•
повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного движения
Российской Федерации;
•
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного
движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
•
сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих
обучающимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
•
сформировать мотивационно-поведенческую культуру обучающихся как
основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
•
научить обучающихся ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
•
сформировать у школьников такие умения, как:
-правопослушность;
-быстрота реакции;
-внимательность и осторожность;
-предвидение ситуации;
-бдительность и сосредоточенность;
-наблюдательность;
-слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
-логическое и гибкое мышление;
-чувство опасности;
-самообладание, находчивость.
Воспитательные:
•
сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного
поведения на дороге;
•
выработать у обучающихся навыки осознанного понимания дорожных
ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся
условиях движения;
•
воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения,
которые не только сами не попадут в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать
внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;
•
сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство
ответственности за свои действия на дороге;
•
выработать у обучающихся культуру безопасного поведения в транспорте и
на дороге;
•
сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к
личной безопасности и безопасности окружающих.
В решении вышеназванных задач и достижении планируемых результатов
Программы системообразующее значение имеет применение в обучении ситуационного
подхода. Значение ситуационного подхода в обучении безопасному поведению на дорогах
состоит в развитии у обучающихся субъектного опыта принятия решений при
обеспечении собственной безопасности, безопасности других людей в современных
условиях дорожного движения. В процессе изучения Программы обучающимся
предъявляются ситуации следующих типов:
стандартная ситуация – типична для обучающегося, носит повседневный
характер, систематически повторяется при схожих обстоятельствах, имеет одинаковые
причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер (например,
переход дороги );
критическая ситуация – нетипична, неожиданна, нарушает первоначальные планы
людей, установленные нормы, наносит материальный и моральный ущерб, вредна для
здоровья, требует радикального вмешательства (например, дорожно-транспортное
происшествие).
В начальной школе не менее важно при реализации Программы исходить из
позиционного деятельностного подхода в подаче материала (я-пешеход, я-пассажир, яводитель). Деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная
направленность, удовлетворение потребности детей младшего школьного возраста в
игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности –
проверенные факторы эффективности личностного развития обучающихся.
Место программы в плане развития школы.
Программу
внеурочной
деятельности
для
учащихся
5-9
классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как
составную часть программы воспитания, которая осуществляется классным
руководителем.
Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора по
воспитательной работе. Усиленная деятельность по предупреждению ДТТ проводится в
начале учебного года в рамках «Месячника безопасности», а также перед уходом
школьников на каникулы. Обучение осуществляется классными руководителями с
привлечением учителей-предметников, сотрудников Госавтоинспекции, медицинских
работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской общественности.
Функции классного руководителя по профилактике ДДТТ и привитию навыков
безопасного поведения на дорогах:
- инструктирование обучающихся класса в целях формирования алгоритма
безопасного участия в дорожном движении;
- проведение тематических классных часов по основам БДД, в том числе с
участием сотрудников Госавтоинспекции;
- индивидуальная работа с обучающимися класса, допускающими (допустившими)
нарушениями ПДД, направленная на коррекцию их поведения, с использованием частных
бесед, в том числе бесед с их родителями, психологических тренингов;
- работа с родителями по профилактике ДДТТ, в том числе совместно с
сотрудниками Госавтоинспекции (тематические классные родительские собрания,
индивидуальные консультации, совместные профилактические мероприятия и т.д.);
- организация интерактивных форм воспитательной работы с классом,
направленной на привитие обучающимся навыков безопасного поведения на дорогах,
профилактику ДДТ (коллективные творческие дела, социальные проекты и т.д.).
Основные методы воспитательного воздействия.
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру.
Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и,
наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если
педагог использует яркие образные формы, при-водит наглядные примеры. Чтобы не
притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формировать поразному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На
обучающихся наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее понятие детьми
принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно
быть логичным, последовательным и неопровер-жимым. Его целесообразно применять
одновременно с внушением, приучени-ем, примером. В учебно-воспитательном процессе
убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются
правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быст-ро
запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Важно окружить
школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как
правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей со-блюдать правила в любой
дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся за-данный тип
поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требу-емых действий,
доведении их до автоматизма. В результате формируются не-обходимые для дорожной
безопасности качества личности, навыки и привыч-ки. В упражнениях развивается
целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий.
Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие
положительных привычек у обучающихся является основой культуры их поведения в
дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения
детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положитель-ных эмоциях, поэтому
повышает ответственность и укрепляет дисциплиниро-ванность. В этом методе
используется прием опоры на положительное в лич-ности ребенка. Одобрение его
поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это
предполагает внимательное отно-шение к успехам в овладении правилами движения и
дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах,
самостоя-тельность, чувство собственного достоинства, волю.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Безопасные дороги
Кубани»
Достигнувший уровень усвоения информации определяется не только системой
опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при
самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы будут сформированы:
Личностные результаты. 5 – 9 класс
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с
особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных
ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход,
пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от
ситуации.
Метапредметные
результаты.
Курс
способствует
формированию
метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
5 – 9 класс
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование
рефлексивных
умений
— предвидение
возможныхопасностей в реальной обстановке;
формирование
умения
планировать и
оценивать
результаты
своегоповедения;
научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с
помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в познавательную деятельность под руководством учителя;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к
общему
решению
в совместнойдеятельности.
Предметные результаты.
Курс призван к достижению
предметных результатов,
характеризующих
ученика следующим образом:
5 – 11 класс
передвигаться в группе, в колонне;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий
(машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей
части и спиной к ней;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях,
ожогах, переломах и других видах травм).
-
1.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Виды транспортных средств.
Классификация транспортных средств. Механические транспортные
средства. Роль трамваев, троллейбусов, автомобилей, сельскохозяйственных машин
и самоходного шасси в экономике страны. Транспортные и
специальные автомобили. Немеханические транспортные средства, роль и
назначение их.
Тема 2. Обязанности пассажира.
Порядок ожидания транспорта. Посадка и высадка пассажиров на маршрутные
транспортные средства. Поведение в троллейбусе, трамвае,
автобусе. Перевозка группы детей в автобусе, трамвае. Порядок перевозки детей
грузовыми автомобилями и другими видами транспорта.
Тема 3. Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и
пешеходных светофоров.
Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых
перекрестках со светофором с дополнительной секцией. Регулировщик.
Назначение жестов (сигналов) регулировщика. Порядок движения на
перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.
Тема 4. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Назначение и
роль дорожных знаков для регулирования движения.
Предупреждающие знаки и их предназначение. Дорожные знаки, связанные с
железной дорогой, водными акваториями, дорожными работами. Знаки приоритета назначение и роль при очередности пересечений проезжих
частей. Запрещающие знаки, их назначение в организации движения.
Назначение информационно-указательных знаков. Знаки сервиса. Назначение
знаков дополнительной информации (табличек).
Тема 5. Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожногодвижения.
Виды дорожной разметки. Горизонтальная разметка и ее характеристика.
Вертикальная разметка и ее характеристика.
Тема 6. Понятие об организованной пешей колонне.
Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности при
организации пеших экскурсий с детьми.
Тема 7. Обязанности водителя велосипеда.
Что запрещено велосипедисту? Неисправности велосипеда, при которых запрещена
его эксплуатация.
Тема 8. Железнодорожный переезд.
Правила движения по ж/д переезду. Сигналы остановки поезда.
Проверка знаний, изученных тем.
Тема 9. Первая помощь при кровотечениях (практическое занятие). Виды
кровотечений. Виды ран. Наложение повязок.
6 класс
Тема 1. Правила дорожного движения - единый нормативный край. Назначение
Правил. Кем и когда утверждены ныне действующие
Правила дорожного движения. Общие положения правил - понятия и термины.
Ответственность за нарушение правил.
Тема 2. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Допуск к вождению велосипеда. Передвижение в колонне. Что запрещено
велосипедисту? Движение по велосипедной дорожке. Подача предупредительных
сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.
Тема 3. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уходза ним.
Осмотр перед выездом. Подгонка велосипеда. Ежедневный осмотр.
Устройство велосипеда. Назначение и устройство основных узлов и агрегатов
велосипеда. Проведение технического обслуживания велосипеда.
Исправность тормозов, звукового сигнала и световых приборов.
Тема 4. Движение велосипедистов в колонне.
Безопасность движения в группе. Порядок проезда нерегулируемых перекрестков.
Проезд железнодорожных переездов.
Тема 5. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на
транспортных средствах.
Регистрационные знаки транспортных средств юридических лиц и граждан РФ,
транспорта войсковых частей и соединений, юридических лиц,
граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а также транспорта,
временно допущенного к участию в дорожном движении. Опознавательные знаки
транспортных средств: шины. Перевозка детей, глухой водитель.
Ограничение скорости, опасный груз, Крупногабаритный груз, длинномерное ТС,
инвалид.
Тема 6. Тормозной остановочный путь.
Время реакции водителя. Время реакции тормозных систем. Торможе- ние.
Тормозной путь. Остановочный путь.
Тема 7. Общие правила проезда перекрестков.
Проезд регулируемых перекрестков. Движение по нерегулируемому перекрестку.
Правило помехи справа. Движение по знакам приоритета.
Тема 8. Пользование осветительными приборами и звуковымисигналами.
Осветительные приборы автомобиля. Движение в темное время суток в городе и за
городом. Порядок обгона в темное время суток. Ослепление
светом и его последствия. Движение по неосвещенным улицам в городе.
Движение днем в условиях тумана, сильного дождя, снегопада.
Тема 9. Итоговое занятие.
Самостоятельная работа учащихся.
7 класс
Темы 1. Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия по повышению
безопасности движения транспорта и пешеходов. Основные причины происшествий с
учащимися. Поведение свидетелей дорожно- транспортных происшествий. Оказание
помощи работникам ГИБДД в расследовании дорожных аварий и катастроф.
Тема 2. Правила перевозки пассажиров.
Обязанности пассажиров. Перевозка пассажиров общественным и лич- ным
транспортом. Перевозка детей. Где запрещается перевозить пассажиров?
Тема 3. Движение пешеходов и транспорта вне населенного пункта.
Порядок движения пешеходов за городом. Движение транспортных средств по
загородным дорогам.
Тема 4. Проезд железнодорожных путей.
Движение через неохраняемый железнодорожный переезд. Проезд охраняемого
железнодорожного переезда. Сигналы общей тревоги,
подаваемые водителем при остановке на ж/д переезде.
Темы 5. Практические занятия по обучению езде на велосипеде.
Подготовка велосипеда к эксплуатации. Отработка навыка держать равновесие при
движении на малых скоростях. Отработка поворотов и
разворотов. Подача предупредительных сигналов рукой. Движение с торможением
на мягкой почве, изменение скорости движения. Езда с препятствиями. Отработка
глазомера в определении скорости движения ирасстояний.
Тема 6. Способы регулирования движения.
Назначение светофора. Транспортные светофоры. Регулировщик. Жесты
регулировщика как способ регулирования дорожного движения.
Назначение и виды дорожных знаков. Дорожная разметка и еехарактеристика.
Тема 7. Итоговое занятие.
Тестирование учащихся по пройденной программе.
8 класс
Тема 1. Правила движения — закон улиц и дорог.
Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения. Первые
дорожные правила. Появление первых дорожных правил в России. Единые правила
движения по улицам городов, населенных пунктов.
Утверждение правил дорожного движения РФ. Ответственность за нарушение
Правил дорожного движения. Деятельность ГИБДД по обеспечению безопасности
движения.
Тема 2. Дорога, элементы дороги.
Перекрестки и их виды. Определение дороги, улицы. Назначение
тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы,
пешеходной и велосипедной дорожек. Термин «перекресток».
Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Тема 3. Способы регулирования движения.
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
Группы дорожных знаков, назначение предупреждающих знаков и знаков приоритета.
Запрещающие знаки. Роль предписывающих знаков.
Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Назначение знаков
дополнительной информации (табличек).
Тема 4. Дорожная разметка как способ регулирования дорожногодвижения.
Виды разметки. Горизонтальная разметка. Сплошные линии разметки, наносимые
белой и желтой красой. Штрих-пунктирные линии и их
назначение. Пешеходный переход и пересечение велосипедной дорожки спроезжей
частью. Вертикальная разметка и ее назначение.
Тема 5. Автомобиль и его классификация.
Транспортные автомобили: грузовые и пассажирские. Легковые автомобили и
автобусы. Специальные автомобили, их роль в хозяйствестраны. Спортивные автомобили.
Мотоциклы и мотороллеры.
Немеханические транспортные средства.
Тема 6. Правила пользования транспортом.
Порядок ожидания трамвая, троллейбуса, автобуса. Посадка в
транспорт. Поведение пассажиров в транспорте. Что запрещено пассажиру?
Порядок выхода из транспортного средства. Правила перевозки детей в гру- зовом
автомобиле. Правила перехода улицы после выхода из транспортногосредства.
Тема 7. Мопед и велосипед с подвесным устройством.
Предупредительные сигналы, даваемые велосипедистом. Общее
устройство и назначение основных узлов мопеда. Основные требования по
обеспечению безопасной езды на мопеде (велосипеде с подвесным мотором). Ежедневный
осмотр и обслуживание. Предупредительные сигналы,
подаваемые световыми приборами и руками, повороты направо, налево (разворот),
торможение.
Тема 8. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортныхсредств.
Движение в жилых зонах. Обозначение пешеходных переходов и остановок
маршрутных транспортных средств. Порядок движения по
пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. Место ожидания
маршрутного транспорта. Дворы, жилая зона, движение транспорта и
пешеходов в жилой зоне. Дорожные знаки «Жилая зона», «Конец жилойзоны».
Тема 9. Итоговое занятие.
Проверка учащихся по ПДД методом тестирования, оказания на практике первой
доврачебной помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях: наложение жгута и тугой повязки, шин, стерильных повязок, проведение искусственного дыхания и закрытого массажа
сердца.
9
класс
Тема 1. Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и
развития.
Общие правила движения пешеходов. Правило движения Юлия Цезаря в древнем
Риме. Первые правила в России. Первые автомобильные правила во Франции.
Международная конвенция по дорожному движению. Первые
советские правила дорожного движения. Единые правила дорожного движения на
территории СССР. Правила дорожного движения РФ.
Ответственность за несоблюдение правил движения. ГИБДД — гарант
обеспечения порядка и бесперебойного движения транспорта и пешеходов.
Порядок движения пешеходов по улицам и дорогам. Организация движения
организованных пеших колонн. Правила перехода улиц и дорог. Организация движения
групп детей.
Тема 2. Элементы улиц и дорог.
Перекрестки и их виды. Правила пользования общественным транспортом. Правила
перевозки детей на общественном и личном
транспорте. Перевозка детей на грузовом транспорте. Посадка и высадка
детей, поведение в транспортом средстве. Где запрещается перевозить детей?
Тема 3. Способы регулирования дорожного движения.
Назначение сигналов светофора для регулирования движения
пешеходов и транспорта. Регулировщик — основной способ регулирования при
заторах и неисправностях светофора. Дорожные знаки как один из
способов регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и ее
характеристики. Виды дорожной разметки и ее назначение для регулирования
движения транспорта и пешеходов. Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка.
Тема 4. Тормозной и остановочный путь автомобиля.
Время реакции водителя, время реакции тормозов. Формула
остановочного и тормозного пути. Зависимость тормозного и остановочного пути
от состояния покрытия, тормозных систем, скорости движения и массы транспортного
средства. Виды светофоров. Транспортные светофоры.
Пешеходные светофоры. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигна- лам
транспортного и пешеходного светофоров.
Тема 5. Назначение и виды транспортных средств. Механические и
немеханические транспортные средства.
Механические транспортные средства в экономике страны. Полуприцепы, прицепы
и гужевые повозки. Велосипед и мопед. Специальный транспорт и особенности его
движения. Применение специальных сигналов на
транспортных средствах. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями
световыми приборами и рукой. Действия очевидцев дорожно- транспортных
происшествий.
Тема 6. Назначение и группы дорожных знаков.
Предупреждающие знаки и их роль в регулировании движения
транспорта и пешеходов, значение знаков приоритета. Запрещающие знаки.
Предписывающие знаки и их характеристика. Информационно-указательные
знаки и знаки сервиса. Предназначение знаков дополнительной информации
(табличек). Причины дорожно-транспортных происшествий. Дорожнотранспортные происшествия: по вине пешеходов, водителей, велосипедистов,
состояния дороги и погодных условий. Мероприятия, проводимые по их
устранению.
Тема 7. Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста.
Обязанности водителя. Дополнительные требования к движению велосипедов,
мопедов. Оказание первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Правила
перевозки травмированных.
Тема 8. Железнодорожный переезд.
Охраняемый и неохраняемый ж/д переезд. Правила движения по ж/д переезду
пешеходов и транспорта. Порядок въезда на ж/д переезд.
Запрещение въезда на ж/д переезд. Требования, предъявляемые к движению
гужевых повозок, к прогону скота, тихоходных транспортных средств.
Обязанности водителей транспортных средств при вынужденной остановке на
переезде. Сигналы при вынужденной остановке, подаваемые машиниступоезда.
Тема 9. Итоговое занятие.
Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей
на транспортных средствах. Меры ответственности пешеходов и во-дителей за нарушение
ПДД.
5 класс
«Безопасные дороги Кубани» - 17 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов/тем
Всего часов
Виды транспортных средств
2
Обязанности пассажира
2
Сигналы транспортных светофоров с дополнительной
секцией и пешеходных светофоров
Дорожные знаки и дополнительные средства
информации
Назначение, роль дорожной разметки в организации
дорожного движения
Понятие об организованной пешей колонне
2
2
2
1
Обязанности водителя велосипеда
2
Железнодорожный переезд
2
Первая помощь при кровотечениях
2
Итого 17 часов
6 класс
«Безопасные дороги Кубани» - 17 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов/тем
Правила дорожного движения – единый нормативный
край
Дополнительные требования к движению
велосипедистов
Технические требования, предъявляемые к
велосипеду, и уход за ним
Всего часов
2
2
2
Движение велосипедистов в колонне
2
Назначение номерных, опознавательных знаков и
надписей на транспортных средствах
2
Тормозной остановочный путь
2
Общие правила проезда перекрестков
Пользование осветительными приборами и звуковыми сигналами
1
Итоговое занятие
2
Итого 17 часов
2
7 класс
«Безопасные дороги Кубани» - 17 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов/тем
Всего часов
Повышение интенсивности движения транспорта и
пешеходов
2
Правила перевозки пассажиров
2
Движение пешеходов и транспорта вне населенного
пункта
2
Проезд железнодорожных путей
2
Железная дорога. Регулировка на железной дороге
2
Практические занятия по обучению езде на велосипеде
3
Способы регулирования движения
2
Итоговое занятие
2
Итого 17 часов
8 класс
«Безопасные дороги Кубани» - 17 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов/тем
Всего часов
Правила движения — закон улиц и дорог
2
Дорога, элементы дороги
2
Способы регулирования движения
2
Дорожная разметка как способ регулирования
дорожного движения
2
Автомобиль и его классификация
2
Правила пользования транспортом
2
Мопед и велосипед с подвесным устройством
2
Пешеходные переходы и остановки маршрутных
транспортных средств
Итоговое занятие
Итого 17 часов
2
1
9 класс
«Безопасные дороги Кубани» - 17 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов/тем
Всего часов
Назначение правил дорожного движения, история их
возникновения и развития
2
Элементы улиц и дорог
2
Способы регулирования дорожного движения
2
Тормозной и остановочный путь автомобиля
2
Назначение и виды транспортных средств
2
Назначение и группы дорожных знаков
2
Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста
2
Железнодорожный переезд
1
Итоговое занятие
2
Итого 17 часов
Список литературы:
1.
«Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей.
Подписной индекс 39578.
2.
«Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего школьника».
Москва. Издательство «Третий Рим», 2005.
3.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.:
Роспедагенство, 1994.
4.
Воспитание личности в коллективе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
5.
Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2002.
6.
Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного
движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008.
7.
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – М.:
Транспорт, 1990.
8.
Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000.
9.
Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в
образовательной организации. Нормативно-правовые и информационно-образовательное
обеспечение. - Волгоград: издательство «Учитель», 2015.
10.
Материалы по проведению бесед со школьниками по безопасности дорожного
движения. Пермь, 1983.
11.
Методические рекомендации по проведению «минуток» по безопасности
дорожного движения. Томск, 1986.
12.
Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное издание для
взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. - Волгоград: издательство
«Учитель», 2017.
13.
Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного
движения» 5-9 классы, - М.: Просвещение,2009.
14.
Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного
движения» 10-11 классы, - М.: Просвещение,2009.
15.
Спасайкин. Детский журнал. Краснодар ИП Решульская Л.И.
16.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожно-транспортного
травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008.
17.
Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы
дополнительного образования детей «Моя волшебная улица». Под.ред. Севрука Г.А. Москва.
Издательство «Профтехнологии», 2004.
18.
Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6
классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге». – Волгоград: издательство «Учитель»,
2017.
19.
Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге. Сложные ситуации.
М.: Издательство Карапуз, 2015.
20.
Юсин А.А. Я купил велосипед. – М.:Молодая гвардия, 1984.
21.
Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения, 1992.
7. Дидактическое обеспечение программы
1. Плакат «Безопасность на дороге», Производитель: Сима-ленд, 2017
2. Комплект плакатов «Безопасность в образовательной организации»: 4 плаката,
Издательство» Учитель, 2017.
3. Электронное учебно-методическое пособие «Город дорог», https://pdd.fcp-pbdd.ru/.
4. Электронное учебное пособие «Дорога без опасности», https:/bdd-eor.edu.ru.