МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Белоглинский район
МБОУ СОШ №32
РАССМОТРЕНО
методическим
объединением
________________________
Спесивцева И.С.
Приказ №92 «30» августа
2023 г.
Алфимо
ва
Татьяна
Василье
вна
Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна
Васильевна, SN=Алфимова,
CN=Алфимова Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.26 11:02:22+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УВР
________________________
Петрикина Ю.А.
Приказ №92 «30» августа
2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Алфимова Т.В.
[Номер приказа] от Приказ
№92 «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов
«История и современность кубанского казачества»
Составитель: Шкуратова Лидия Владимировна
ст. Успенская 2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана учителем Рабадановой А.Р. на основе: программы «История кубанского
казачества»,составленной Администрацией Краснодарского края, Департаментом по делам казачества, военным вопросам и воспитанию
допризывной молодёжи. Кубанского казачьего войска. ККИДППО, Краснодар, Традиция,2009г.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ст.12,ст13,ст.28
- с Положением о рабочей программе и календарно-тематическом планирование внеурочной деятельности, формируемой в соответствии
с требованиями ФГОС начального, основного общего образования МБОУ СОШ № 8 ст. Копанской
- письмом ДОН КК от 09.11.2011 № 47-17958/11-14 «О методических рекомендациях по реализации внеурочной деятельности в
общеобразовательных учреждениях»
- внеурочной деятельностью школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев. П.В. Степанов, М.: Просвещение, 2013г
(Стандарты второго поколения)
Содержание данной программы сформировано с учетом преемственности с основным образованием, как для учащихся, ранее изучавших
данный курс в классах казачьей направленности на уровне основного общего образования (5-9 классы), так и во вновь сформированных классах
казачьей направленности. Предлагаемая образовательная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов казачьей направленности
общеобразовательных учреждений Краснодарского края и предусматривает обучение в объеме 34 часа в каждом классе в течение учебного года.
Целью учебного курса является формирование у учащихся совокупного комплекса результатов образовательной деятельности,
направленного на патриотическое воспитание на основе историко-культурных традиций кубанского казачества, и включающего в себя
понимание учащимися исторического и современного этапа развития кубанского казачества, умений выстраивать комплекс действий по
развитию и укреплению их роли в условиях современности. Программа ориентирована на развитие лидерских качеств (правовых,
коммуникативных, конфликтологических, педагогических и др.) необходимых для участия обучающихся в сохранении и укреплении культурноисторического наследия кубанского казачества и применения этих качеств в будущем во благо развития Кубани и кубанского казачества.
Задачи учебного предмета:
формирование у учащихся комплекса знаний по истории кубанского казачества во взаимосвязи с современными условиями;
укрепление роли казачьей семьи в воспитании казачьей молодежи;
укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с казачьими обществами Кубанского казачьего
войска и приходами Русской Православной церкви;
развитие у учащихся познавательных предметных учебных действий работы с информацией, выстраивание и формирование
современного казачьего мировоззрения;
воспитание у обучающихся навыков анализа политических процессов и роли в них кубанского казачества.
развитие коммуникативных учебных действий по определению правового статуса кубанского казачества и укрепления роли кубанских
казаков в защите внешних и внутренних интересов России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
10 класс:
Личностные результаты, формирование:
познавательного интереса к изучению истории кубанского казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры кубанского казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
представления о Кубани как неотделимой части России
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «История и современность кубанского казачества» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации,
анализировать и оценивать её достоверность.. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний об истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных
социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения
Предметные результаты: выделять
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
изученные виды исторических источников.
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства
разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью осознания себя
представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства Куб
В результате освоения обязательного минимума обучающиеся по окончании 10 должны уметь:
- характеризовать:
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и
оздоровительно-корригирующей направленности;
особенности форм урочных и внеурочных занятий акробатическим рок-н-роллом, основы их структуры, содержания и
направленности;
особенности содержания и направленности различных физических упражнений акробатического рок-н-ролла, их оздоровительную и
развивающую эффективность.
- определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности при занятиях акробатическим рок-н-роллом;
эффективность занятий физическими упражнениями акробатического рок-н-ролла, функциональное состояние организма и
физическую работоспособность во время занятий акробатическим рок-н-роллом;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений во время занятий акробатическим рок-нроллом.
11 класс:
Личностные результаты, формирование:
познавательного интереса к изучению истории кубанского казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры кубанского казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
представления о Кубани как неотделимой части России
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «История и современность кубанского казачества» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации,
анализировать и оценивать её достоверность.. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний об истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных
социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения
Предметные результаты: выделять
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
изученные виды исторических источников.
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства
разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью осознания себя
представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства Кубани.
Выпускник на базовом уровне научится
- рассматривать историю казачества как неотъемлемую часть российского исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды истории кубанского казачества из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической
деятельности современных руководителей кубанского казачества и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и
времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки выдающихся представителей казачества Кубани
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории Кубани Новейшего времени с опорой на материалы из разных
источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики Кубани и России;
- владеть элементами проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
с указанием форм и видов деятельности.
10 класс
Тема 1. Формирование казачества на Кубани (5 ч)
Понятие казачества. Версии происхождения казачества. Кого называли и считали казаками? Православная составляющая в жизни
казаков. Казачьи войска на территории Российской империи (особенности и отличия, территориальная принадлежность). Черноморская
составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Образование Черноморского казачьего войска. Переселение черноморских казаков на
Кубань. Донская (линейная) составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани. Образование Кавказского
линейного казачьего войска.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция, проблемный диалог.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность.
Тема 2. Современные кубанские казаки (7 ч)
Кто такие казаки в условиях современности? Позиционирование казачества как народа. Казак и казачье общество. Основные виды
деятельности современных казаков. Атаманы казачьих обществ и их роль в жизни Кубанского казачьего войска?
Численность Кубанского казачьего войска (членов казачьих обществ отдельно и вместе с членами казачьих семей).
Структура Кубанского казачьего войска (войско, казачьи отделы, районные, городские, станичные и хуторские казачьи общества).
Казачья форма одежды и знаки различия современного Кубанского казачьего войска. Взаимосвязь казачества и Православия на
современном этапе. Органы управления современного Кубанского казачьего войска.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 3. Военная и социально-бытовая жизнь черноморского и линейного казачества Кубани (до 1860 г.) (4 ч)
Административное устройство черноморского и линейного казачества. Социальный состав казачества. Материальная культура и
экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани. Взаимоотношения казаков и горских народов.
Участие черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г. Участие черноморских и линейных казаков в войнах первой половины XIX в.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция, проблемный диалог.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 4. Поминовения казаков, героически погибших во благо Отечества и Кубани в 19 веке (2 ч)
Тиховские поминовения, Гречишкинские поминовения, Липкинские поминовения.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 5. Кубанское казачество во второй половине 19 века
(4ч)
Окончание Кавказской войны. Образование Кубанского казачьего войска (1860 г.). Кубанское казачество в русско-турецкой войне 18771878 гг. и участие кубанских казаков в военных действиях на территории Средней Азии. Экономическое развитие кубанского казачества с 1860
по 1917 годы.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция, проблемный диалог.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 6. Регалии и реликвии кубанского казачества. Кубанский историк Ф.А. Щербина (5ч)
Что такое регалии? Состав казачьих регалий и их предназначение. Символы атаманской власти (булава, пернач, насека, бунчук, прапор.)
Печати. Знамена. Жалованные грамоты.
Герб и Гимн Кубанского казачьего войска. Описание, история возникновения.
Судьба казачьих регалий. Вывоз регалий за границу. «Одиссея» казачьих регалий.
Процесс возвращения регалий на Кубань.
Биография Ф.А. Щербины. Роль Ф.А. Щербины в сохранении регалий.
Перезахоронение Ф.А. Щербины в г. Краснодаре.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 7. Основные направления деятельности современного Кубанского казачьего войска (3ч)
Государственная служба современного Кубанского казачьего войска. Военно-полевые сборы. Патриотическое воспитание казачьей
молодежи. Казачье образование. Казачья традиционная культура.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 8. Кубанское Казачье войско в период с 1900 по 1917 годы (4 ч)
Кубанские казаки в революции 1905 - 1907 гг. Участие кубанских казаков в Русско-Японской и Первой мировой войнах.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
11 класс (34 часа)
Тема 1. Основные направления деятельности современного Кубанского казачьего войска (3 ч)
Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска. Почетный караул Кубанского казачьего войска и церемониал
«Час Славы Кубани». Международная деятельность современного Кубанского казачьего войска. Взаимодействие с Русской Православной
церковью. Информационная политика современного Кубанского казачьего войска.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция, проблемный диалог.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 2. Кубанское казачье войско в годы гражданской войны и периода «расказачивания» (3 ч)
Кубанское казачье войско в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне. Кубанские казаки в эмиграции. Кубанские казаки в
1920 - 1930-е годы XX века.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 3. Поминовения казаков, погибших в годы гражданской войны (2ч)
Корниловские поминовения. Чамлыкские поминовения. Даховские поминовения. Апшеронские поминовения.
Михайловские поминовения.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 4. Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и поминовения, посвященные памяти кубанских
казаков, погибших на Кубани в годы Великой Отечественной войны (7 ч)
Начало Великой Отечественной воны. Мобилизация. Запись кубанских добровольцев на фронт. Создание Кубанского Фонда обороны
страны. Создание казачьих воинских подразделений в составе Красной армии. Формирование 17-го Кубанского кавалерийского казачьего
корпуса. Бой казаков под станицей Кущевской. 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. 9-я пластунская дивизия. Военная
форма одежды казаков в годы Великой Отечественной войны.
Переход части эмигрировавших казаков на сторону фашистской Германии. Кубанские части в составе вермахта. Трагедия Лиенца.
Поминовения «Кущевская атака».
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 5. Славные страницы истории современного Кубанского казачьего войска (4 ч)
Участие казаков Кубанского казачьего войска в охране общественного порядка во время проведения зимних Олимпийских и
Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 году и этапов Гран-При России Формула 1.
Участие казаков Кубанского казачьего войска в возвращении Крыма в состав России 2014 года.
Участие казаков Кубанского казачьего войска в юбилейном Параде Победы на Красной площади в г. Москве в 2015 году.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 6. Возрождение кубанского казачества (5 часа)
Создание научного студенческого кружка «Проблемы военной истории России и казачества» на базе Кубанского государственного
университета (1988 год). Создание Кубанского казачьего клуба в ст. Пашковской. Образование казачьих обществ на различных территориях
Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики.
Большой учредительный круг казаков России (июнь 1990 г.). Учредительный съезд казаков Кубани (октябрь 1990 г.). Образование
Кубанской казачьей Рады. Принятие Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (1991 г.), Принятие Закона Краснодарского
края «О реабилитации кубанского казачества» (1995 г.).
Образование Всекубанского казачьего войска. Образование Кубанского казачьего войска. Роль В.П. Громова в процессе возрождения
кубанского казачества в период с 1988 по 2007 годы. Внутривойсковые разногласия в период возрождения и создание параллельных казачьих
организаций. Утверждение Устава Кубанского казачьего войска. Вхождение Кубанского казачьего войска в государственный реестр казачьих
обществ в Российской Федерации. Образование Сухумского особого казачьего отдела в составе Черноморского казачьего округа.
Участие кубанских казаков в военных конфликтах в Приднестровье и Абхазии в 1992-1993 годах. Приднестровско-Абхазские
поминовения.
Г.Н. Трошев и его роль в жизни Современного Кубанского казачьего войска
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция, проблемный диалог.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 7. Новейшая история Кубанского казачьего войска (4 ч)
Избрание Н.А. Долуды атаманом Кубанского казачьего войска. Реформы атамана Н.А. Долуды и преобразование войска: увеличение
численности казаков; приоритет государственной службы казачества; развитие видов государственной службы; создание казачьих дружин по
охране общественного порядка на постоянной основе; увеличение численности казачьих классов; создание новых казачьих кадетских корпусов;
введение института наставничества в казачьих образовательных учреждениях; военно-полевые сборы.
Совершенствование внутривойсковой нормативно-правовой базы. Усиление роли атаманов казачьих обществ. Усиление казачьей
дисциплины и формирование нового положительного облика современного казака. Финансово-экономическая политика. Усиление роли средств
массовой информации в жизни Кубанского казачьего войска.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 8. Государственная политика Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества. Реестровые казачьи
войска России. (2 ч)
Законодательство Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества. Совет при Президенте Российской Федерации
по делам казачества. Утверждение и вручение нового флага, знамени и хоругви Кубанского казачьего войска. Государственный реестр казачьих
обществ в Российской Федерации. Реестровые и нереестровые казаки: причины разногласий. Реестровые казачьи войска России, их общие и
отличительные черты.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
Тема 9. Организация деятельности современного Кубанского казачьего войска. Принципы казачьей идеологии (2 ч)
Нормативные документы Кубанского казачьего войска.
Организация и проведение советов атаманов казачьих обществ, отчетных,
выборных и отчетно-выборных сборов и их роль в жизни Кубанского казачьего войска. Роль атаманов казачьих обществ в жизни современного
Кубанского казачьего войска. Основные принципы казачьей демократии и их интеграция в современной жизни Кубанского казачьего войска.
Принципы казачьей идеологии современного Кубанского казачьего войска.
Форма: беседа, урок-практикум, видео-урок, лекция.
Вид деятельности: урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповое творчество, проектная деятельность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
1
05.09,
12.09,19.09,26.09
03.10
2
«История и современность кубанского казачества» 10 класс (34 часа)
Кол-во
СОДЕРЖАНИЕ
часов
УУД
Формирование казачества на Кубани (5 часов)
10.10,17.10, 24.10, Современные кубанские казаки (7 часов)
07.11,
14.11,
21.11, 28.11
5
- развитие у учащихся
познавательных предметных
учебных действий работы с
информацией, выстраивание и
формирование современного
казачьего мировоззрения;
- воспитание у обучающихся
навыков анализа политических
процессов и роли в них кубанского
казачества;
проектная и научноисследовательская деятельность
учащихся в контексте укрепления
политической и экономической
значимости кубанского казачества.
7
укрепление связи между
учащимися из числа казачьей
молодежи и их родителями, с
казачьими обществами
Кубанского казачьего войска и
приходами Русской Православной
церкви;
работа с различными
источниками информации,
взаимодействие с учителями,
другими учащимися, и прежде
всего, с атаманами казачьих
обществ, казаками-наставниками
и священнослужителями,
позволит подготовить юных
казачат к дальнейшему
социальному взаимодействию
прежде всего в рамках казачьих
обществ.
3
05.12,
12.12,
19.12, 26.12
Военная и социально-бытовая жизнь черноморского
и линейного казачества Кубани (до 1860 г.) (4 часа)
4
укрепление связи между
учащимися из числа казачьей
молодежи и их родителями, с
казачьими обществами
Кубанского казачьего войска и
приходами Русской Православной
церкви;
проектная и научноисследовательская деятельность
учащихся в контексте
укрепления политической и
экономической значимости
кубанского казачества.
работа с различными
источниками информации,
взаимодействие с учителями,
другими учащимися, и прежде
всего, с атаманами казачьих
обществ, казакаминаставниками и
священнослужителями,
позволит подготовить юных
казачат к дальнейшему
социальному взаимодействию
прежде всего в рамках казачьих
обществ.
4
09.01, 16.01
Поминовения казаков, героически погибших во
благо Отечества и Кубани в 19 веке
2
5
23.01, 30.01, 06.02,
13.02
Кубанское казачество во второй половине 19 века
4
коммуникативных учебных
действий по определению
правового статуса кубанского
казачества и укрепления роли
кубанских казаков в защите
внешних и внутренних интересов
России.
5
Работа с различными
источниками информации,
6
20.02, 27.02,
Регалии и реликвии кубанского казачества.
05.03, 12.03, 19.03 Кубанский историк Ф.А. Щербина
7
02.04, 09.04, 16.04
Основные направления деятельности современного
Кубанского казачьего войска
3
8
23.04, 30.04, 07.05,
14.05
Кубанское Казачье войско в период с 1900 по 1917
годы
4
9
ИТОГО
Повторение изученного
1
34ч.
взаимодействие с учителями,
другими учащимися, и прежде
всего, с атаманами казачьих
обществ, казаками-наставниками
и священнослужителями,
позволит подготовить юных
казачат к дальнейшему
социальному взаимодействию
прежде всего в рамках казачьих
обществ. Проектная и научноисследовательская деятельность
учащихся в контексте укрепления
политической и экономической
значимости кубанского
казачества.
Работа с различными
источниками информации,
взаимодействие с учителями,
другими учащимися, и прежде
всего, с атаманами казачьих
обществ, казакаминаставниками и
священнослужителями,
позволит подготовить юных
казачат к дальнейшему
социальному взаимодействию
прежде всего в рамках казачьих
обществ.
Проектная и научноисследовательская деятельность
учащихся в контексте
укрепления политической и
экономической значимости
кубанского казачества
№
п/п
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
«История и современность кубанского казачества» 11 класс (34 часа)
Кол-во
СОДЕРЖАНИЕ
часов
УУД
Дата
Основные направления деятельности
современного Кубанского казачьего войска (3 ч)
1
01.09, 08.09,
15.09
2
22.09,
06.10
3
13.10, 20.10
4
27.10, 10.11,
Кубанские казаки в годы Великой Отечественной
17.11, 24.11,
войны (1941-1945 гг.) и поминовения,
01.12, 08.12, 15.12 посвященные памяти кубанских казаков,
погибших на Кубани в годы Великой
3
Формирование у учащихся познавательных
предметных учебных действий работы с
информацией, выстраивание и формирование
современного казачьего мировоззрения;
воспитание у обучающихся навыков анализа
политических процессов и роли в них кубанского
казачества;
проектная и научно-исследовательская деятельность
учащихся в контексте укрепления политической и
экономической значимости кубанского казачества.
развитие у учащихся познавательных предметных
учебных действий работы с информацией периода
гражданской войны,;
- воспитание у обучающихся навыков анализа
политических процессов и роли в них кубанского
казачества;
проектная и научно-исследовательская деятельность
учащихся в контексте укрепления политической и
экономической значимости кубанского казачества.
29.09, Кубанское казачье войско в годы гражданской
войны и периода «расказачивания» (3 ч )
3
Поминовения казаков, погибших в годы
гражданской войны (2ч)
2
укрепление связи между учащимися из числа
казачьей молодежи и их родителями, с казачьими
обществами Кубанского казачьего войска и
приходами Русской Православной церкви;
Извлекать необходимую информацию из
дополнительных источников знаний, обсуждать
полученные сведения по данной теме.
Формулировать вопросы.
7
Работа с различными источниками информации,
взаимодействие с учителями, другими учащимися, и
прежде всего, с документами периода Великой
отечественной войны.
Отечественной войны (7 ч)
Славные страницы истории современного
Кубанского казачьего войска (4 ч)
4
Проектная и научно-исследовательская деятельность
учащихся. Работа с различными источниками
информации, взаимодействие с учителями, другими
учащимися, и прежде всего, с атаманами казачьих
обществ, казаками-наставниками и
священнослужителями.
5
Работа с различными источниками информации,
взаимодействие с учителями, другими учащимися,
и прежде всего, с атаманами казачьих обществ,
казаками-наставниками и священнослужителями,
позволит подготовить юных казачат к
дальнейшему социальному взаимодействию
прежде всего в рамках казачьих обществ.
Проектная и научно-исследовательская
деятельность учащихся в контексте укрепления
политической и экономической значимости
кубанского казачества.
работа с различными источниками информации,
взаимодействие с учителями, другими
учащимися, и прежде всего, с атаманами
казачьих обществ
5
22.12, 29.12,
12.01, 19.01,
6
26.01, 02.02, 09.02 Возрождение кубанского казачества (5 ч)
16.02, 01.03
7
15.03, 22.03
29.03, 05.04
Новейшая история Кубанского казачьего войска
(4 ч)
4
8
12.04, 19.04
Государственная политика Российской
Федерации и Краснодарского края в
отношении казачества. Реестровые казачьи
войска России. (2 ч)
2
9
26.04, 3.05
Организация деятельности современного
Кубанского казачьего войска. Принципы
казачьей идеологии (2 ч)
2
10
17.05, 24.05
Повторение изученного.
2
развитие у учащихся познавательных предметных
учебных действий работы с информацией,
выстраивание и формирование современного
казачьего мировоззрения;
- воспитание у обучающихся навыков анализа
политических процессов и роли в них кубанского
казачества;
проектная и научно-исследовательская деятельность
учащихся в контексте укрепления политической и
экономической значимости кубанского казачества.
укрепление связи между учащимися из числа
казачьей молодежи и их родителями, с казачьими
обществами Кубанского казачьего войска и
приходами Русской Православной церкви; работа с
различными источниками информации,
взаимодействие с учителями, другими учащимися, и
прежде всего, с атаманами казачьих обществ,
казаками-наставниками и священнослужителями
ИТОГО
34ч.
Используемая литература:
Н.А. Корсакова, Б.Е. Фролов «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска». Краснодар, 2013 г.;
П.З. Фролов «Казачья доля», Краснодар, 2014 г.;
О.В. Матвеев, Б.Е. Фролов «Боевая слава кубанского казачества». Краснодар, 2012 г.;
Казачий авангард, Краснодар, 2016 г.
Кубанские казаки снова на Красной площади 1945-2015 гг. , Краснодар, 2015 г.
Большая кубанская энциклопедия. Биографический энциклопедический словарь. Краснодар, 2005.;
Летопись Кубанского казачьего войска. 1696 - 2006 г.г. Краснодар, 2006.;
Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Репринтное издание. Краснодар, 1992. Т. 1 - 2. ;
Законодательство Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества;
Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997;
Ратушняк В.Н. Неустрашимый генерал. Краснодар, 2001.;
Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники. Краснодар, 2005.;
Ратушняк О.В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (1920-1939 гг.). Краснодар, 1997.;
Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Под ред. проф. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.;
Ратушняк В.Н: История Кубани с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 классов. Краснодар, 2000.;
Ратушняк В.Н. Сельскохозяйственное производство Северного Кавказа в конце XIX— начале XX века. Ростов-на-Дону, 1989.;
Очерки традиционной культуры казачества России. Под ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. М. — Краснодар, 2002; Т. 2. М. — Краснодар, 2005;
Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999;
Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003;
Бондарь Н.И. Кубанское казачество (этносоциальный аспект) //Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995;
Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993;
Бардадым В. Радетели земли Кубанской. Краснодар, 1998;
Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002;
Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995;
Матвеев О.В., Фролов Б.Е. «В вечное сохранение и напоминание славных имен». (К 100-летию пожалования Вечных шефов первоочередным
полкам Кубанского казачьего войска.) Краснодар, 2005;
Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII -1917 г.). Краснодар, 2000;
Матвеев О.В. Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII в.:- начало XXв.): Категории воинской мен- тальности.
Краснодар, 2005;
Матвеев О.В. Форменная одежда казаков — линейцев Кубани. Краснодар —Армавир, 1995;
Фролов Б.Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань. Краснодар, 2005;
Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002;
Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII - начале XIX в. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар,
1993;
Агафонов О.В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. Юг России. М., 2002;
Бондарь В.В. Войсковой город Екатеринодар. Краснодар, 2000;
Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006;
Трехбратов Б.А. Первые шаги... Выступления армейских и казачьих частей на Северном Кавказе в период революции 1905 -1907 гг. Краснодар,
1989;
Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодежи кубанского казачества (сер. XIX - нач. XX вв.). Историко- этнографический очерк.
Краснодар, 1999;
Александров С.Г. Систематизация народных игр кубанского казачества для детей старшего школьного возраста. Учебно- методическое
пособие. Краснодар, 2000;
Кирюшин С.Ю., Малукало А.Н., Сень Д.В. История Кубани с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. Краснодар, 2004;
Малукало А.Н. Кубанское казачье войско в 1860 - 1914 гг. Краснодар, 2003;
Соловьев В.А. Подвиг сотника Гречишкина. Краснодар, 1996;
Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995;
Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце XVIII - первой половине XIX в. Краснодар, 1993;
Басханов А.К., Басханов М.К., Егоров Н.Д. Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела Кубанской области.
Краснодар, 1996;
Чурсина В.И. Народная культура славян Кубани (XVIII - начало XX века). Краснодар, 2005;
Алексеенко И.И. Репрессии на Кубани и Северном Кавказе в 1930-е гг. XX века. Краснодар, 1993;
Денисов Н.Г., Лях В.И. Художественная культура Кубани. Краснодар, 2000;
Кирюшин С.Ю., Фролов Б.Е. Гребная флотилия Черноморского казачьего войска. Краснодар, 2006.;
ПевневА.П. Кубанские казаки. Краснодар, 1995;
Кирей Н.И, Бондарь Н.И. Краеведческая деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО) в 1897 - 1932 гг.
//Проблемы аграрного развития Северного Кавказа: Сб. науч. тр. Краснодар, 1987;
Кухаренко Я.Г., Туренко A.M. Исторические записки о Войске Черноморском//Кубанский сборник. Краснодар, 2006. № 1 (22);
Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Репринтное издание. Краснодар, 1998;
Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945. Рассекреченные документы. Хроника событий: В 3-х кн. Краснодар, 2000;
Краснодарская пластунская: боевой путь дивизии в годы гражданской и Великой Отечественной войны / Сост. JI.B. Тимофеева, М.Н.
Тарасенко. Краснодар, 1990;
История Кубани с древнейших времен до конца XX века. Учебник для высших учебных заведений. Краснодар, 2004;
Российское общество и войны XX века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции... Краснодар, 2004;
Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар, 1994. Ч. I.;
Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993.;
Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар, 1994. Ч. I.;
Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.;
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания №1
от «__» ______ 2021года
руководитель МО кл. руководителей
________ С.Н. Дмитренко
СОГЛАСОВАНО
от «___» ________ 2021г.
зам. директора
__________ Е.В. Чубенко