Рабочая программа Читательская-грамотность-5-9-класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Белоглинский район
Алфим
ова
Татьяна
Василь
евна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 11:03:52+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

МБОУ СОШ №32

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим
объединением

заместитель директора
по УВР

директор
________________________

Алфимова Т.В.
Спесивцева И.С.
Петрикина Ю.А. [Номер приказа] от Приказ
№92 «30» августа 2023 г.
Приказ №92 «30» августа
Приказ №92 «30» августа
2023 г.
2023 г.
________________________ ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 класса

«Читательская грамотность»

Составители:
Шкуратова
Владимировна

Лидия

Спесивцева Ирина Семеновна

ст. Успенская
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена
на основе Программы курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (5-9 классы) РАЗРАБОТАНА: Модуль «Финансовая грамотность» А.В.
Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического и социальноэкономического образования
СИПКРО И.С.Манюхин, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социальноэкономического
образования СИПКРО; Модуль «Читательская грамотность» О.Ю.Ерофеева, к.п.н.,
зав.кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент
кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО; Модуль «Математическая грамотность»
С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования; Модуль
«Естественно-научная грамотность» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физикоматематического образования Самара, 2019
Актуальность Понятие читательская грамотность входит в состав функциональной
грамотности, понятие которой появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах
ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов
концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей:
компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был
признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и
т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества
общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми
им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого
диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной
грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу
Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах

развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году
2

необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе,
ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга
PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень
функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и
социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной
деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим
объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на
уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и
2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной

читательской

грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из

3

части учебного плана, формируемого участниками внеурочной деятельности.
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из
расчета одного часа в неделю в каждом классе.
Количество часов на один год обучения в одном классе – 17 часов
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных,
так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике,
форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учеба, работа и производство, общество и др.).
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение
полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение
практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение
ситуационных и практико- ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно
использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать минипроекты, организовывать турниры и конкурсы.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Планируемые результаты:
Метапредметные и предметные
классы

Читательская грамотность

5 класс

находит и извлекает информацию из

Уровень узнавания и понимания

различных текстов

6 класс

применяет извлеченную из текста

Уровень понимания и применения

информацию для решения разного рода
проблем

7 класс

анализирует и интегрирует информацию,

Уровень анализа и синтеза

полученную из текста

8 класс

оценивает форму и содержание текста в

Уровень оценки (рефлексии) в

рамках предметного содержания

рамках предметного содержания
9 класс

оценивает форму и содержание текста в

Уровень оценки (рефлексии) в

рамках метапредметного содержания

рамках метапредметного
содержания
Личностные результаты:
Читательская грамотность
5-9 классы

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей; формулирует
собственную позицию по отношению к прочитанному

В соответствии с программой развития школы планируются следующие Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
–

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных

жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в

процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью;
–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому

и

психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

формирование

уважения к

русскому языку как

государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
факторомнационального самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;

–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи

народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность

обучающихся

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;

–

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

–

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;

–

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности

к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:

–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о

передовых

достижениях

и

открытиях

мировой

и

отечественной

науки,

заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как

условию

успешной профессиональной и общественной деятельности;
–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

–

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:

–

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;

–

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:

–

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;

–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных,

общенациональных

проблем;
–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;

–

готовность

к

самообслуживанию,

включая

обучение

и

выполнение

домашних

обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий

и

суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать

индивидуальную

образовательную

траекторию,

учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,

эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного
курса с 5 по 9 классы
Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты и
средства

5 класс Уровень Находит и

Определить

узнавания и

извлекает

источник. Обосновать своё мнение.

понимания

информаци ю

Выделить основную мысль в текст, научно-

из различных

резюмировать его идею.

текстов

Предложить

Учим

вид

текста,

его Тексты (учебный,
художественный,
популярный,

или

объяснить публицистический;

воспринима ть

заголовок, название текста.

и объяснять

Ответить

информацию

текста. Составить вопросы по тексту. объяснительный;

на

вопросы

Продолжить

повествовательный,
словами описательный,

предложение

словами из текста.
Определить
привести

медийный).
По содержанию

назначение
примеры

текста, тексты должны

жизненных быть

ситуаций, в которых можно и нужно математические,
использовать

естественно-

информацию из текста.

научные,
финансовые.
Объём: не более
одной страницы.

6 класс Уровень Применяет

Сформулировать

понимания и

информаци

описанную в тексте. Определить (проблемные,

применения

ю,

контекст.

извлечённу ю

Выделить

Учим

из текста, для

имеет принципиальное значение для ориентированные,

думать и

решения

решения проблемы.

рассуждать

разного рода

Отразить описанные в тексте факты контекстные).

проблем

и отношения между ними в граф- Проблемносхеме

проблему, Задачи
ситуационные,

информацию,

(кластере,

которая практикооткрытого типа,

таблице)

Из познавательные

предложенных вариантов выбрать задания.
возможные пути и способы решения Графическая
проблемы.

наглядность: граф-

Вставить пропущенную в тексте

схемы, кластеры,

информацию

из

граф- таблицы,

таблицы,

диаграммы,

схемы, диаграммы.
Привести

жизненных интеллект-карты.

примеры

ситуаций, в которых могут быть

Изобразительная

применены установленные пути и

наглядность:

способы решения проблемы.

иллюстрации,

Построить

рисунки.

алгоритм

решения

проблемы по данному условию.

Памятки с
алгоритмами
решения задач,
проблем, заданий

7 класс

Анализируе т

Выделить

Уровень

и интегрируе

представленной

анализа и

т

(тексте,

синтеза

информаци ю

установить

для принятия

взаимосвязи.

решения

Сформулировать

проблему

анализирова ть

основе

представленной открытого типа,

и интерпрети

ситуации.

ровать

проблемной ситуации.

проблемы

Определить

Учим

составные

части

в Тексты, задачи,

информации ситуации Задачи

задаче,

проблеме), (проблемные,

между

ними ситуационные,
практико-

анализа

Определить
область

на ориентированн ые,

контекст контекстные).
Проблемнознаний, познавательны е

необходимую для решения данной задания.
проблемы.

Графическая

Преобразовать

информацию

из наглядность:

одной знаковой системы в другую граф-схемы,
(текст в схему, таблицу, карту и кластеры,
наоборот).
Составить

таблицы,
аннотацию,

рекламу, диаграммы,
интеллект-

презентацию.
Предложить
проблемы,
Привести

варианты

решения карты.

обосновать
примеры

Изобразительн ая

жизненных наглядность:

ситуаций, в которых опыт решения иллюстрации,

данных проблем позволить быть рисунки.
успешным, результативным.
Составить

алгоритм

Памятки

с

решения алгоритмами

проблем данного класса.

решения

Сделать аналитические выводы.
8 класс Уровень Принимает

Оценить

оценки в

решение на

представленной

рамках

основе

решения

предметного

оценки

содержания

интерпрета

проблемы.

ции

Предложить

информаци и

решения

Учим

качество
информации

для

задачи

местных, , ситуации

личных,

и национальных,

Тексты,

глобальных

Карты: модельные,
технологические,

пути

и

способы ментальные,

обозначенных

проблем. дорожные

Спрогнозировать

оценивать и

(предположить) возможные
принимать

последствия предложенных

решения

действий.
Оценить предложенные пути и
способы решения проблем, выбрать
и обосновать наиболее
эффективные.
Создать дорожную (модельную,
технологическую)

карту

решения проблемы.
9 класс

Оценивает

Сформулировать

Уровень

информаци ю

(проблемы)

оценки в

на

проблему
основе

Типичные задачи

анализа (задания)

и ситуации.

рамках

принимает

метапредмет

решение

ного

условиях

многозадачности

содержания

неопределё

проблемы.

нности

Выделить

метапредметного и

в

граничные

условия практического

неопределённости

и Отобрать

Учим

многозадач

ресурсы

действоват ь

ности

проблемы.
Выбрать

характера.
указанной Нетипичные задачи
(задания)

(назвать)
(знания)

необходимые метапредметного и
для

решения практического
характера.

эффективные

пути

способы решения проблемы.

и

Комплексные
контекстные задачи

Обосновать свой выбор. Доказать
результативность

(PISA)
и

целесообразность выбранных
способов деятельности.

Выделяется 6 уровней грамотности, которые необходимо развить у учащихся,
обучая читательской грамотности.
6 уровень. Задачи на этом уровне обычно требуют от читателя сделать несколько выводов,
сравнений и различий, которые являются подробными и точными. Они требуют
демонстрации полного и детального понимания одного или нескольких текстов и могут
включать интеграцию информации из нескольких текстов. Задачи могут потребовать, чтобы
читатель имел дело с незнакомыми идеями в присутствии видной конкурирующей
информации и генерировал абстрактные категории для интерпретаций. Задачи рефлексии и
оценки могут потребовать от читателя выдвинуть гипотезу или критически оценить сложный
текст на незнакомую тему, принимая во внимание многочисленные критерии или точки
зрения, используя сложное понимание, выходящее за пределы текста. Важным условием для
доступа и извлечения задач на этом уровне является точность анализа и тонкое внимание к
деталям, которые незаметны в текстах.
5 уровень. Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя
поиска и упорядочивания нескольких фрагментов глубоко внедренной информации, делая
вывод о том, какая информация в тексте является релевантной (необходимой). Рефлексивные
задачи

требуют

критической

оценки

или

формулирования

гипотез,

опираясь

на

специализированные знания. Как интерпретационные, так и рефлексивные задачи требуют
полного и детального понимания текста, содержание или форма которого незнакомы. Для
всех аспектов чтения задачи на этом уровне, как правило, связаны с понятиями, которые
противоположны ожиданиям.
4 уровень. Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя
поиска и упорядочивания нескольких заданных в тексте сведений. Некоторые задачи на этом
уровне требуют интерпретации смысла нюансов языка с учетом текста в целом. Другие
задачи интерпретации требуют понимания и применения категорий в незнакомом контексте.
Рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели использовали формальное или
общественное знание, чтобы выдвинуть гипотезу или критически оценить текст. Читатели
должны продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов, содержание
или форма которых могут быть незнакомы.

3 уровень. Задачи этого уровня требуют от читателя поиска и в некоторых случаях
распознавания

связи

между

несколькими

частями

информации,

которые

должны

удовлетворять нескольким условиям. Интерпретационные задачи на этом уровне требуют,
чтобы читатель объединил несколько частей текста, чтобы выделить главную идею, понять
отношение или истолковать значение слова или фразы. Они должны учитывать многие
особенности при сравнении, противопоставлении или классификации. Часто требуемая
информация не видна или есть много конкурирующей информации; или есть другие
текстовые препятствия, например, сформулированные через отрицание идеи. Рефлексивные
задачи на этом уровне могут потребовать от читателя нахождение связей, проведения
сравнения или оценки особенностей текста. Некоторые рефлексивные задачи требуют от
читателя продемонстрировать тонкое понимание текста по отношению к привычным,
повседневным знаниям. Другие задачи не требуют подробного понимания текста, но требуют,
чтобы читатель опирался на менее общие знания.
2 уровень. Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел один или несколько
фрагментов информации, которые могут быть выведены и могут соответствовать нескольким
условиям. Другие требуют выделения главной идеи в тексте, понимания отношений или
интерпретации значения в пределах ограниченной части текста, когда информация не видна,
и читатель должен сделать выводы. Задачи на этом уровне могут включать сравнения или
противоречия. Типичные рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели
сделали сравнение или несколько связей между текстом и внешним знанием, опираясь на
личный опыт и текст.
1а уровень. Задачи на этом уровне требуют от читателя найти один или несколько
независимых фрагментов информации; распознать основную тему или цель автора в тексте о
знакомой теме или установить простую связь между информацией в тексте и общими,
повседневными знаниями. Как правило, требуемая информация в тексте является заметной, и
текст, как правило, не содержит противоречивой информации.
1b уровень. Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел единственный кусок явно
заявленной информации в видном месте в коротком, синтаксически простом тексте со
знакомым контекстом и типом текста, таким как повествование или простой список. Текст
обычно

включает

повторение

информации,

картинок

или

знакомых

символов.

Противоречивая информация минимальна. В задачах, требующих интерпретации, от читателя
может потребоваться установить простые связи между соседними фрагментами информации.
Содержание программы
5 класс
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как

источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная
ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды
вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным
текстом. Проведение рубежной аттестации.
6 класс
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Определение авторской
позиции в художественном тексте. Древнерусская летопись как источник информации о
реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение
авторской позиции в тексте. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж). Типы задач на
грамотность. Интерпретационные
задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Проведение рубежной аттестации.
7 класс
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Сопоставление содержания
текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность (позиционные задачи) Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Проведение рубежной
аттестации.
8 класс.
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой
ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы,
законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность (информационные
задачи). Работа с несплошным текстом: графики и диаграммы. Проведение рубежной
аттестации.

9 класс
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный
текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным
текстом. Составные тексты. Проведение рубежной аттестации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс.
№ п/п

Дата

Тема

Количество
часов

1

2

3
4
5

6

7

01.09
08.09

Определение основной темы в фольклорном
произведении.

2

15.09
22.09

Пословицы, поговорки как источник информации
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная

2

29.09
06.10

ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста 2
или его

13.10
20.10
27.10

частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.

2

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач

3

Работа со сплошным текстом.

3

Проведение рубежной аттестации.

2

10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12

1

Модуль «Основы читательской грамотности» 6 класс.
№

дата

Тема

Количество
часов

04.09
11.09

Определение основной темы и идеи в эпическом

2

п/п
1

произведении. Определение авторской позиции в
художественном тексте

2

18.09
25.09

Древнерусская летопись как источник информации о

02.10

Сопоставление содержания художественных

09.10

текстов.

2

реалиях времени.
2

Определение авторской позиции в тексте
3

16.10

Работа с текстом: как понимать информацию,

1

содержащуюся в тексте?
4

5

6
7

23.10
30.10

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет,

06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12

Типы задач на грамотность. Интерпретационные

2

репортаж)
3

задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты

3

Проведение рубежной аттестации

2

Модуль «Основы читательской грамотности» 7 класс.(2 полугодие)
№

дата

Тема

п/п
1

2

3

Количество
часов

08.01
15.01

Определение основной темы и идеи в лирическом

2

произведении.
Сопоставление содержания текстов

2

05.02

публицистического стиля. Общественная ситуация в
текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать

2

12.02

текстовую информацию сучётом цели

22.01
29.01

дальнейшего
4

19.02
26.02

использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное

2

сочинение, резюме, толкование, определение).

04.03
11.04

Поиск комментариев, подтверждающих основную

6

18.03
01.04
08.04

Типы задач на грамотность (позиционные задачи)

3

7

15.04
22.04

Работа с несплошным текстом: информационные

2

29.04
06.05

Проведение рубежной аттестации

5

8

2

мысль текста, предложенного для анализа.

листы и объявления, графики и диаграммы.
2

Модуль «Основы читательской грамотности» 8 класс.
№

дата

Тема

п/п
1

2

часов
09.01
16.01

Определение основной темы и идеи в драматическом 2

23.01
30.01

Учебный текст как источник информации.

13.02

Работа с текстом: как применять информацию из

2
0
.
0
2
2
7
.
0
2

2
2

текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текстинструкция (указания к

4

2

выполнению работы, правила,
уставы, законы)

5

05.03

6

12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05

8

произведении

06.02

3

7

Количество

Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность (информационные

1
3

задачи)
Работа с несплошным текстом: графики и диаграммы 3
Проведение рубежной аттестации

2

Модуль «Основы читательской грамотности» 9 класс.
№

Дата

Тема

п/п
1

2

3

Количество
часов

05.09
12.09

19.09
26.09
03.10
10.10

Формирование читательских умений с опорой на
текст и
внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.

2

2

Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности
содержащейся в тексте информации?

2

4

5

6

7
8

17.10

Типы текстов: текст-аргументация

24.10

(комментарий, научноеобоснование).

07.11

Составление плана на основе исходного текста.

14.11
21.11
28.11

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие)

05.12
12.12
19.12
26.12
09.01

3

3

задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

3

Проведение рубежной аттестации.

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс
№

Тема занятия

Всего

Теория Практика

Сроки

часов, 1/2
часа в
неделю
1-2

Определение основной темы в

2

0,5

1,5

2

0

2

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как
источник информации
3-4

Сопоставление содержания
текстов разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах.

5-6

Работа с текстом: как выделить
главную мысль текста или его
частей?

7-8

Типы текстов: текст-описание
(художественное и техническое).

9

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

0

1

10-

Типы задач на грамотность

3

0

3

12

чтения. Примеры задач

13 -

Работа со сплошным текстом.

3

3

Проведение рубежной аттестации.

2

2

15
16 17
Итого 17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» 6 класс
№

Тема занятия

Всего
часов, 1/2
часа в

Теория Практика

Сроки

неделю
1 -2

Определение основной темы и

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1

0

1

2

0,5

1,5

3

0

3

3

0,5

2,5

идеи в эпическом произведении.
Определение авторской позиции в
художественном тексте
3-4

Древнерусская летопись как
источник информации о
реалиях времени.

5-6

Сопоставление содержания
художественных текстов.
Определение авторской позиции в
тексте

7

Работа с текстом: как понимать
информацию,
содержащуюся в тексте?

8-9

Типы текстов: текстповествование (рассказ, отчет,
репортаж)

10-

Типы задач на грамотность.

12

Интерпретационные
задачи.

13-

Работа с несплошным текстом:

15

таблицы и карты

16-

Проведение рубежной аттестации

2

2
Итого 17

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» 7 класс
№

Тема занятия

Всего
часов, 1/2

Теория

Практика Сроки

часа в
неделю
1 -2

Определение основной темы и идеи

2

0,5

1,5

2

0

2

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0

2

3

0

3

2

0,5

1,5

в лирическом произведении.
3-4

Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.

5 - 6 Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели
дальнейшего использования?
7-8

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).

9-10 Поиск комментариев,
подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для
анализа.
11-

Типы задач на грамотность

13

(позиционные задачи)

14-

Работа с несплошным текстом:

15

информационные листы и
объявления, графики и диаграммы.

16-

Проведение рубежной аттестации

2

2
Итого

17

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» 8 класс
№

Тема занятия

Всего
часов, 1/2
часа в

Теория Практика

Сроки

неделю
1-2

Определение основной темы и

2

0,5

1,5

2

0

2

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1

0

1

3

0

3

3

0,5

2,5

идеи в драматическом
произведении
3-4

Учебный текст как источник
информации.

5 -6

Работа с текстом: как
применять информацию из
текста в изменённой ситуации?

7-8

Типы текстов: текстинструкция (указания к
выполнению работы, правила,
уставы, законы)

9

Поиск ошибок в предложенном
тексте.

10 -

Типы задач на грамотность

12

(информационные
задачи)

13 –

Работа с несплошным текстом:

15

графики и диаграммы

16 -

Проведение рубежной

17

аттестации

2

2
Итого 17

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс
№

Тема занятия

Планируемый

Всего

Тео

Практ Сроки

результат

часов,

рия

ика

1

1

1/2 часа
в
неделю
1- 2

Формирование читательских

Оценивает

умений с опорой на текст и

информацию и

внетекстовые знания.

принимает

2

3 -4

Электронный текст как

решение в

источник информации.

условиях

Сопоставление содержания

неопределённо

текстов научного стиля.

ст и и

Образовательные ситуации в

многозадачнос

текстах.

ти

5 – 6 Работа с текстом: как

2

0

2

2

0,5

1,5

3

0,5

2,5

3

0

3

3

0

3

критически оценивать степень
достоверности содержащейся в
тексте информации?
7 – 9 Типы текстов: текстаргументация (комментарий,
научное обоснование).
Составление плана на основе
исходного текста.
10 -

Типы задач на грамотность.

12

Аналитические
(конструирующие) задачи.

13 –

Работа со смешанным текстом.

15

Составные тексты.

16 -

Проведение рубежной

17

аттестации.

2

2
Итого 17 часов

Котина Ольга
Владимировна
C=RU, O="ГБОУ СОШ №1
им. И.М. Кузнецова с.
Большая Черниговка ",
CN=Котина Ольга
Владимировна,
E=school1_bch@samara.ed
u.ru
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей подписью
место подписания
2022.09.13 16:34:49+04'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».