Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района» имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича (наименование образовательного учреждения) Алфим ова Татьяна Василь евна УТВЕРЖДЕНО Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 11:00:18+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 решением педагогического совета МБОУ СОШ №32 МО Белоглинский от 30 августа 2023 года приказ № 92 Председатель _______ Т.В.Алфимова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» Уровень образования (класс): начальное общее образование, 1-4 класс Количество часов: всего ___68__ часов. Учитель: _Цыганкова Ксения Сергеевна_ Разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения 2023 – 2024 учебный год 1. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебного плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №32, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ №32 на 2023-2024 уч. годы, на основе Положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №32, на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» реализует общеинтеллектуальное направление Учебного плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №32. Цель изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Первый уровень Второй результатов результатов (1 класс) (2-3 класс) уровень Третий уровень результатов (4 класс) Результаты уровня Результаты второго (приобретение уровня школьником понимания школьника реальности и ценностям повседневной жизни). Результаты (формирование уровня социальных позитивного знаний, социальной первого третьего (приобретение отношения школьником к опыта базовым самостоятельного социального нашего действия): школьник может общества и к социальной приобрести реальности в целом). опыт исследовательской деятельности; публичного опыт опыт выступления; самообслуживания, самоорганизации и организации деятельности совместной с другими детьми. Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора,обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, рассуждений, отнесения к известным понятиям • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: построения • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов 3. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс - 17часов Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР. Тема 1. Введение в экономику (1 час) Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика? Форма: групповая, беседа Вид деятельности: познавательная. Тема 2. Потребности (2 часа) Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности; Форма: групповая, беседа, игра Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (3 часа): Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности. Форма: групповая, игра, беседа, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая Тема 4. Домашнее хозяйство (2 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная. Тема 5. Товары и услуги (3 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная. Тема 6. Деньги (3 часов) Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. Тема 7. Маркетинг (2 часа) Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома. Форма: групповая, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. 2 класс -17 часов Что такое деньги и откуда они взялись . Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами». Решение задач с денежными расчетами Что такое деньги и откуда они взялись. Тест. Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата. Постер «Виды товарных денег» Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» Защита от подделок. Рассмотрим деньги поближе. Тест. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты. • Сравнивать металлические и бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Какие деньги были раньше в России . Какие деньги были раньше в России. Деньга, копейка, рубль. Первые бумажные деньги. Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Современные деньги России и других стран 6ч. Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России. Банки. Безналичные и электронные деньги. Пластиковые карты. Постер «Оборот денег» Доллар и евро. Современные деньги России и других стран. Тест. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют. Откуда в семье деньги Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль» Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье» Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные» Откуда в семье деньги. Тест. Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия. • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. На что тратятся деньги 3ч. На что тратятся деньги. Необходимые расходы. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье. Основные понятия Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Компетенции • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости. • Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги. Как умно управлять своими деньгами. Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги. Что такое экономия? Кого называют банкротом? Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции • Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы. • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере. Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия» Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель» Итоговый урок. Тестирование по курсу. Основные понятия Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений. Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность, • урок-практикум, • дискуссия, обсуждение. 3 класс – 17 часов. Что такое деньги и какими они бывают (2 часа). Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Рассмотрим деньги поближе (2 часа). Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Какие деньги были раньше в России (2 часа). «Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Защита от подделок (1 часа). Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Современные деньги России и других стран (1 час). Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Современные деньги России и других стран (1 часа). Доллар. Евро. Откуда в семье деньги (2 часа). Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. На что тратятся деньги (2 часа). Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Как умно управлять своими деньгами (2 часа). Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Как делать сбережения (1 часа) Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Что полезно знать о деньгах (1 час). 4 класс – 17 часов. Как появились деньги (2 часа) Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты) купюры. номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. История монет (2 часа) Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка». Бумажные деньги (2 часа) Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Безналичные деньги (1 часа) Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты. Валюты (2 часа) Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. Откуда в семье берутся деньги (2 часов) Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. На что семьи тратят деньги (2 часов) Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Как правильно планировать семейный бюджет (2 часа) Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. Что полезно знать о деньгах (2 часа). Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись? Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции -Объяснять причины и приводить примеры обмена. -Объяснять проблемы, возникающие при обмене. -Описывать свойства товарных денег. -Приводить примеры товарных денег. -Приводить примеры первых денег. Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции -Объяснять, почему появились монеты. -Описывать купюры и монеты. -Сравнивать металлические и бумажные деньги. -Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции -Описывать старинные российские деньги. -Объяснять происхождение названий денег. Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции -Описывать современные российские деньги. -Решать задачи с элементарными денежными расчётами. - Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. -Приводить примеры иностранных валют. Тема 5. Откуда в семье деньги? Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Компетенции -Описывать и сравнивать источники доходов семьи. -Объяснять причины различий в заработной плате. - Объяснять, кому и почему платят пособия. -Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Тема 6. На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. Основные понятия Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Компетенции -Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. - Сравнивать покупки по степени необходимости. -Различать планируемые и непредвиденные расходы. - Объяснять, как появляются сбережения и долги. Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции - Объяснять, как управлять деньгами. - Сравнивать доходы и расходы. - Объяснять, как можно экономить. - Составлять бюджет на простом примере. Тема 8. Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Основные понятия Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции -Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. -Приводить примеры доходов от различных вложений денег. -Сравнивать разные виды сбережений. Тематическое планирование 1 класс № п/п Наименование разделов и тем программы всего Введение в экономику (1час) 1 кон тро льн ые раб оты 0 Введение. Что изучает наука «экономика». 1. Потребности (2 часа) 1 0 Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии 2. 3. «потребность». Какие бывают потребности? 1 0 пра Дата кти изуче ческ ния ие раб оты Виды деятельности определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать Виды, формы контроля Игра Тест Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 эмоциональную оценку деятельности товарищей. 4. Источники удовлетворения 1 0 потребностей (3 часов) Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? 5. Материальные, социальные, духовные потребности. 1 0 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 6. Урок от Гнома-Эконома: все 1 0 потребности важны, все потребности нужны. 7. Домашнее хозяйство (2 часа) 1 0 Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. 8. Бюджет семьи. Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. 1 0 учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; Составление учиться отличать памятки верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article 9. Товары и услуги (3 часа) 1 0 1 Как товар попадает в магазин? Где можно приобрести товары? 10. Зачем нужна реклама? Реклама 1 0 1 и упаковка. Уроки ГномаЭконома: реклама - «двигатель торговли». 11. Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны. 1 0 1 давать эмоциональную оценку деятельности товарища; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; https://fmc.hse.ru/primarySchool учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ 12. Деньги (3 часов) 1 0 1 Деньги России. Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. 13. Деньги и товары. Что такое доходы и расходы? 1 0 1 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: Тест находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; www.azbukafinansov.ru учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 14. 15. Доходы и расходы моей семьи. Маркетинг (2 часа) 1 1 0 1 0 Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). 16. Рынок. Обмен. Торговля. 1 0 1 учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища; Игра «Магазин», овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Миниисследование Тест http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru 17. Задачи от Гнома - Эконома (1 1 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; 0 час) Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». Итого: 17 0 https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_so urce=email&utm_medium=email&utm_cam paign=1089&utm_content=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 8 Тематическое планирование 2 класс (17 часов) № п/п 1. Наименование разделов и тем программы Знакомство с Бурундуком и компанией (1 час) все контр го ольн ые работ ы 1 0 практ ическ ие работ ы Дат Виды деятельности а изуч ени я -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; Виды, формы контроля Игра Тест Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека. 2. 3. Потребности (1 час) Труд и удовлетворение потребностей. Торговля (4 часов) Когда и где возникла торговля? Зачем современному обществу нужна торговля? 1 1 0 0 -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; -учиться работать по предложенному педагогом плану; -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; -учиться работать по предложенному педагогом плану; ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article 4. 5. Общество и торговля. Как и где производятся товары? Что такое цена товара? Товары ежедневного потребления. Какие они? 1 1 0 0 -учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; -определять и Составление формулировать цель постера деятельности с помощью педагога; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; -учиться выражать свои мысли; -учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); -овладевать навыками https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool 6. 7. 8. Качество товара и его себестоимость. Графики (1 часа) Отношения покупателя и продавца. Этикет. Что такое график? Виды графиков. Деньги (3 часов) Графики доходов и расходов. 1 1 1 0 0 0 сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; -проговаривать Миниисследование https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; 9. 10. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. 1 1 0 0 • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать свое предположение; • учиться работать по предложенному педагогом плану; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru Составление постера https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool Тест http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; 11. 12. Занимательная экономика (1 часов) Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. 1 Экономические задачи (3 часа) 1 Экономические задачи. 0 0 • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать свое предположение; • учиться работать по предложенному педагогом плану; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; • определять и ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ 13. Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». 1 0 формулировать цель деятельности с помощью педагога; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать свое предположение; • учиться работать по предложенному педагогом плану; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать свое предположение; • учиться работать по предложенному педагогом плану; http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm Игра «Я – http://richkid.ru/club/about/ предпринимат www.azbukafinansov.ru ель» https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool 14. 15. Экономические задачи. Аренда (1 час) Аренда. Что такое аренда? История аренды. 1 1 0 0 • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать свое предположение; • учиться работать по предложенному педагогом плану; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; • определять и http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ 16. Банки. Вклады (2 часа) Банки. Крупные банки нашей страны. 1 0 формулировать цель деятельности с помощью педагога; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать свое предположение; • учиться работать по предложенному педагогом плану; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного с помощью педагога; http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool учиться добывать новые знания: -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; -учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие пытаться договориться; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); -овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. 17. Зачем люди вкладывают деньги в банк. 1 0 http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?ut m_source=email&utm_medium=email &utm_campaign=1089&utm_content= article https://fmc.hse.ru/primarySchool Итого: 17 0 Тематическое планирование 3 класс (17 часов) № п/ п Наименование разделов и тем программы все кон го тро льн ые раб оты 1. Что такое деньги и какими они бывают (9ч) Что такое деньги и откуда они взялись. Обмен товарами. 1 0 пр ак ти чес ки е ра бо ты 1 Дат Виды деятельности а изуч ени я • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Выставка рисунков http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 2. 3. 4. Рассмотрим деньги Устройство монеты. поближе. 1 Рассмотрим деньги поближе. 1 Изобретение бумажных денег Рассмотрим деньги поближе. Современные монеты. 1 • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 0 0 0 1 • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool Проект (газета) http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ 5. Способы защиты от подделок монет и бумажных денег. 1 0 1 педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool Рисунок http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. 6. Современные деньги России 1 0 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 7. 8. Появление безналичных денег. Наличные, безналичные и электронные деньги. 1 1 0 0 • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 9. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. 1 10. Из чего складываются доходы 1 в семье (2ч ) Откуда в семье деньги. Заработная плата. Услуги. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 0 0 1 • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool Играпутешествие «В страну экономику» http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article 11. Откуда в семье деньги. Наследство, лотерея, клад. Пенсия, пособия, стипендия. 12. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.( 2ч) 1 1 0 0 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm На что тратятся деньги. Расходы обязательные и необязательные. 13. На что тратятся деньги. Непредвиденные расходы. 1 0 • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em 14. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал( 4ч ) Как умно управлять своими деньгами. Бюджет-план доходов и расходов. 15. Как умно управлять своими деньгами. Составление бюджета. 1 1 0 0 • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 16. Как умно управлять своими деньгами. Как можно экономить. 17. Как умно управлять своими деньгами. Дополнительный заработок. 1 1 0 0 1 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool Составление кроссворда http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Итого: 17 http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 0 Тематическое планирование 4 класс (17 часов) № Наименование п/п разделов и тем программы 1. Что такое деньги и какими они бывают (2ч) Товарный обмен. Появление первых денег всего контр ольны е работ ы 1 0 практ ически е работ ы Да та из уч ен ия Виды деятельности • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 2. 3. Появление монет. Первые монеты разных государств. Рассмотрим деньги поближе(1 ч) Монеты. Бумажные деньги 1 1 0 0 • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. Составление постера «Первые деньги» http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm 4. 1 Какие деньги были раньше в России (2 ч) Древнерусские товарные деньги. «Меховые деньги». Куны 0 • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 5. 6. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Защита от подделок (1 ч) Защита монет и бумажных денег от подделок. 0 1 1 0 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool деятельности товарищей. 7. 1 Современные деньги России и других стран (2 ч) Современные деньги 0 России. Доллары. Евро. 8. Наличные, безналичные и 1 электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. 0 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm 9. 1 Откуда в семье деньги? (2 ч) Наследство, лотерея, клад. Заработная плата. 0 • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать навыками сотрудничества в http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema группе в совместном решении учебной задачи. il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 10. 11. Помощь государства. Пенсия, стипендия, пособие. Аренда. кредиты 1 На что тратятся деньги 1 (2 ч) Покупки. Товары и услуги. Обязательные и необязательные расходы 0 0 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool https://fmc.hse.ru/primarySchool 12. Планируемые и непредвиденные расходы. Сбережения и долги. 1 0 последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Учиться выражать свои мысли. • Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 13. 1 Как умно управлять своими деньгами (2 ч) Что такое бюджет? Семейный бюджет. Расходы и доходы 0 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ 14. Как можно экономить. Составление бюджета 1 0 • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool https://fmc.hse.ru/primarySchool давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 15. 16. Как делать сбережения (2ч) Виды сбережений. Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. 1 1 0 0 • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. • Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://fmc.hse.ru/primarySchool https://razvitum.ru/articles/35/2222?u tm_source=email&utm_medium=em ail&utm_campaign=1089&utm_cont ent=article https://fmc.hse.ru/primarySchool 17. Что полезно знать о деньгах (1 ч) 1 0 • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний. • Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу. Проговорить последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение. • Учиться работать по предложенному учителем плану. http://www.gorodfinansov.ru www.azbukafinansov.ru http://www.it-n.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 ttp://michurin.com/index.htm http://michurin.com/index.htm http://richkid.ru/club/about/ www.azbukafinansov.ru https://razvitum.ru/articles/35/2222?u m_source=email&utm_medium=ema il&utm_campaign=1089&utm_conte nt=article https://fmc.hse.ru/primarySchool • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 17 0 Учебно-методическое обеспечение 1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТАПРЕСС», 2014 2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014 3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 6. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс Электронное сопровождение курса: 1.«Главный портал по финансовой грамотности и безопасности граждан». Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой культуры http://www.gorodfinansov.ru 2. Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности www.azbukafinansov.ru 3. «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе», где можно найти разработки уроков, ученические проекты, материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп» http://www.it-n.ru/ 4. «Учительский портал» Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности. Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике. http://www.uchportal.ru/load/136 5. Клуб финансовой грамотности На сайте можно получить недостающую информацию об управлении личным и семейным бюджетом. А также подписаться на бесплатные электронные курсы об управлении семейным бюджетом ttp://michurin.com/index.htm 6. «Клуб умные родители» Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для детей. http://michurin.com/index.htm 7. «Клуб богатый ребёнок» Дети, подростки и взрослые учатся управлять личными финансами и развивают предпринимательское мышление. -Статьи по финансовой грамотности - рубрика «Вопросы и ответы» http://richkid.ru/club/about/ 8. Книга «Финансовая грамотность»- учебник по личным финансам, которые учитывают и достижения современной финансовой науки. www.azbukafinansov.ru 9. Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.» Сказки расскажут детям о деньгах. О правилах и законах, которые нужно соблюдать обращаясь с деньгами. Что будет в книге для детей? Сказки о деньгах + раскраски Сказки о Добре, Зле и Деньгах Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей. 10.«Клуб богатый ребёнок» http://richkid.ru/club/about/ 11. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности. Цель Проекта - содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан, их ответственность участия на рынках финансовых услуг, и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. http://финграмотностьвшколе.рф/page/3 12. Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы https://fmc.hse.ru/primarySchool 13. Уроки по финансовой грамотности - где учителю и воспитателю взять материалы для их проектирования? https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_camp aign=1089&utm_content=article 14. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов https://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshcheeobrazovanie/10744/