Рабочая программа Математическая грамотность (Читаем, решаем, живем) 6 класс

Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района»
имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича
(наименование образовательного учреждения)

Алфим
ова
Татьян
а
Василь
евна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский
край, L=ст.Успенская,
T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 10:59:23+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №32 МО Белоглинский
от 30 августа 2023 года приказ № 92
Председатель _______ Т.В.Алфимова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 6 класс
Количество часов: всего ___17__ часов.
Учитель:

_Цыганкова Ксения Сергеевна_

Разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования второго поколения

2023 – 2024 учебный год

1

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем,
решаем, живём (математическая грамотность)» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной
программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом
примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая
программа предназначена для обучающихся 6 классов и рассчитана на 17 часов.
Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
 переводить задачу на математический язык, составлять математическую
модель;
 использовать математические знания при решении практических задач;
 интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.
Формы и виды деятельности:
 экскурсия (виртуальная экскурсия;
 практикум;
 онлайн занятие;
 игра;
 беседа;
 решение задач;
 проектная деятельность;
 работа в библиотеке.
Планируемые результаты освоения курса внеурочнойдеятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах;
2


формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;

формирование и развитие экологического мышления.
Предметные результаты:

развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить классификации; решение сюжетных задач разных типов на
все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в
котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к
условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного
решения задачи; нахождение процента от числа, числа по проценту от него,
нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного
снижения или процентного повышения величины; решение логических задач;

развитие представлений о числе и числовых системах; овладение
навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование
понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная
дробь, смешанное число; использование свойства чисел и законов
арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений
и решении задач; выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;

овладение геометрическим языком; развитие умения использовать
его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
3

оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат,
окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых
фигур от руки и с помощью линейки и циркуля; выполнение измерения длин,
расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и
углов;

формирование систематических знаний о плоских фигурах и их
свойствах, представлений о простейших пространственных телах; решение задач
на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла,
площадь) по образцам или алгоритмам;

развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы
для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных мате- риалов, пользоваться
оценкой и прикидкой при практических рас- четах: распознавание верных и
неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении
практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из
других учебных предметов; решение практических задач с применением
простейших свойств фигур; выполнение простейших по-строений и измерений на
местности, необходимых в реальной жизни.
Программа курса не предполагает расширение и углубление
математических знаний школьников. Курс направлен на практическое
применение имеющихся знаний шестиклассников. Темы в содержании курса
повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим
планированием.
Содержание курса
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами
(сложение, вычитание, умножение, деление). Дроби. Арифметические действия с
десятичными и обыкновенными дробями. Округление чисел. Оценка. Прикидка.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость.
Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата.
Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Длина окружности.
Площадь круга. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач
арифметическим способом. Диаграммы (столбчатые, круговые). Масштаб.
Проценты. Пропорция.

4

9

10

11
12
13

Дата (факт)

Дата (план)

Универсальные
учебные действия
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия

6
7
8

Материальнотехническое оснащение (оборудование)*

5

Вводное занятие.
Калорийность питания
Здоровье
Оценка размеров реальных объектов. Детская
комната
Школьная форма. Спортивная экипировка
Обсерватория
Кулинария. Лимонад.
Кулинария. Манты.
Мерная ложка
Мост воссоединения.
Дорожное покрытие,
сваи
Мост воссоединения.
Сравнения с зарубежными мостами
Прыжки в воду
Спортивный зал. Экскурсия
Спортивный зал. Обра-

Основные виды
деятельности обучающихся (на уровне
учебных действий)

1
2
3
4

Темы

№ занятия

2. Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности
(1 час в неделю, всего 17 часов)

Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел. Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных и десятичных дробей. Выполнять округление
натуральных чисел и десятичных дробей.
Сравнивать числа. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить
логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать
получившийся ответ. Выражать одни
единицы измерения времени через другие. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни
единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Вы-

1, 2, 3

Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к
обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения.
Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать
учебную проблему, составлять
план выполнения работы, контролировать процесс, оценивать полученный результат.
Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие
однозначного решения.
Коммуникативные: воспринимать
текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее
решения, взаимодействовать с
учителем и сверстниками, публично презентовать продукты совместной деятельности.

5

14

15
16
17

ботка результатов измерений
Кубань – житница России. Озимая пшеница.
Кубанский рис.
Кубань – житница России. Сахарная свёкла
Библиотека
Итоговое занятие
Итого

ражать одни единицы измерения объёма
через другие. Вычислять длину окружности и площадь круга. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. Строить и
читать круговые и столбчатые диаграммы, графики реальных зависимостей.
Решать задачи на проценты и дроби, использовать свойство пропорции. Использовать понятие масштаб при решении
практических задач.

ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно находить информацию в информационном поле;
2) анализировать информацию;
3) составлять план обобщенного
характера.
Межпредметные понятия: таблица,
сравнение, схема, расстояние, признаки, масштаб, свойства, классификация, график, диаграмма.

17

Материально-техническое оснащение (оборудование)*
1. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» https://fioco.ru/pisa
2. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция направления «математическая
грамотность» исследования PISA-2021 https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978
3. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Читаем, решаем, живём, 6 класс»» ГБОУ
ИРО Краснодарского края, 2021.

6

Список использованных источников.

1.
ФГБУ
«Федеральный
институт
оценки
качества
образования»
https://fioco.ru/pisa
2.
ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция
направления
«математическая
грамотность»
исследования
PISA-2021
https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978
3.
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования» Центр оценки качества образования http://www.centeroko.ru/
4.
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования» Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъек- тов
Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функци- ональной
грамотности учащихся http://skiv.instrao.ru/
5.
Показатели роста и массы тела у детей различных возрастных групп
https://bookz.ru/authors/evgenii-komarovskii/spravo4n_392/1-spravo4n_392.html
6.
Фото Пушкина и ребенка https://zen.yandex.ru/media/valerongrach/krymdekabristy-pushkin-i-ih-sviaz-s-parkom-aivazovskoe- 5e3be16c9293b32fb29a65cb
7.
Фото
человека
с
собакой
https://twitter.com/cesarmillan/status/774775995450744833
8.
Фото детей http://www.fkids.ru/photo/gallery/1271/
9.
Фото человека https://modnaya.org/zhenskie-kostyumy/8491-modnyy-kostyumdvoyka.html
10. Трамплинhttps://www.krugosvet.ru/enc/sport/PRIZHKI_V_VODU.html
11.https://wiki2.org/ru/Специальная_астрофизическая_обсерватория_РАН
12.Фото
https://www.pvsm.ru/images/2021/08/05/teleskopy-kto-oni-takie-23.jpg 13.Калинкина Е.Н.
Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.-Новокуйбышевск, 2019.
14.
Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день.6-8 классы: пособие для общеобразовательных организ./ Т.Ф. Сергеева.- М.: Просвещение, 2020.-112 с.
15.
Козлова С.А. Контрольно-измерительные материалы. Тесты и самостоятельные работы к учебнику «Математика», 5 кл./С.А.Козлова, А.Г. Рубин, В.Н. Гераськин.М.: Баласс, 2014.-112с.
16.
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.fmkspb.ru%2Fru
%2Fsportzal%2F&psig=AOvVaw0zsP3CkhSp1QY6BYOPYn_J&ust=16397648
90184000&source=images&cd=vfe&ved=0CAgQjRxqFwoTCICb3LH26PQCFQ
AAAAAdAAAAABAD спортзал
17.
Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И.
Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. -М. : Мнемозина, 2015.
18.
В.И. Жохов,
А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. -М. : Мнемозина,
2016. 19.Попова Л. П. Сборник практических задач по математике. 5 класс. –М. :ВАКО,
2015
20.
Шапирко Н.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М. Просвещение, 1990г.
21.
https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fagronom.expert%2F
wp-content%2Fuploads%2F2019%2F06%2Fosobennosti-vyraschivaniya-risa-v- krasnodarskomkrae- 2.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fagroklassiksnab.ru%2Fprorashhivanie%2Fv
-kakih-rajonah-krasnodarskogo-kraya-vyrashhivayutris&tbnid=aRLoHTwEKIyUhM&vet=12ahUKEwjsopr51ej0AhXs_CoKHWEOB
a0QMygDegUIARCtAQ..i&docid=tVqAxSzTLKI07M&w=800&h=450&itg=1&
q=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D
0%B5%D1%82%20%D1%80%D0%B8%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%20%

D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8&ved=2ahUKEwjsopr
51ej0AhXs_CoKHWEOBa0QMygDegUIARCtAQ
22.
https://i0.u-mama.ru/c50/d69/15c/1planningroomfortwogirl3.jpg
23.Фото
библиотеки
https://pl.pinterest.com/pin/352195633346155814/
24.https://leopolo.ru/up/price/product/s008_thumb.jpg
25.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%
D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82
26.
https://tass.ru/spec/most_2018
27.http://krymtrek.ru/kak-dobratsya/krymskijmost-2.html
28.
https://fb.ru/article/361920/vyisota-kryimskogo-mosta-nad-vodoy-i-drugieinteresnyie-faktyi-o-proekte
29.
http://pro-testo.ru/archives/3176 Мерная таблица продуктов. Если в доме нет
весов.
30.
http://i-kiss.ru/rubrika/kulinarija 31.https://disk.yandex.ru/i/47iUelNgxjfIYg


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».