Рабочая программа кружка Азбука безопасности 5 класс

Краснодарский край, Белоглинский район, ст.Успенская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова
Белоглинского района»

Алфим
ова
Татьяна
Василь
евна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 10:50:46+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2023 года протокол №1
Председатель педсовета
_____________
Т.В.Алфимова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по кружку

Уровень образования (класс)

Количество часов

Учитель

«Азбука безопасности»

основное общее образование 5 класс

34ч

Бойченко Алексей Васильевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №32

Программа разработана в соответствии федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года №1897)
На основе авторской программы Чухалдиной Л.С. КГОКУ «Детский дом с. Вольно-Надеждинское»

1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на
основе авторской программы Чухалдиной Л.С. КГОКУ «Детский дом с. Вольно-Надеждинское»
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в подростковом возрасте - важнейшая
составная часть процесса формирования их общей культуры. Необходимость создания кружка
«Школа безопасности» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема
безопасного поведения воспитанников актуальна и имеет острую социальную значимость.
Педагогов тревожит проблема безопасного поведения подростков на улице, дома, в природе. Важно,
чтобы просвещение воспитанников было своевременным, необходимо вовремя сформировать
ответственность за своѐ поведение и здоровье. В современном обществе отмечается постоянный рост
количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и
техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при
ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на
которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в
образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом
более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей Работа кружка «Азбука
безопасности для детей 11 лет посвящена одной из главных проблем - формирование у подростков
сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение
ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в
неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании
помощи пострадавшим. Акцент делается на формирование грамотного участника дорожного
движения, на овладение навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил , чтобы не
допустить пожара и предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера, в
том числе теми, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни на улице. Игровые технологии,
применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома,
дорогах и улицах.
Основные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод;
в воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Цель: формирование у воспитанников сознательного и ответственного отношения к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи:





Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем
предупреждения дорожно-транспортных происшествий, привить основные знания, умения и
навыки по пожарной безопасности.
Пропаганда правил пожарной безопасности и правил дорожной безопасности.
Закрепление навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Занятия проводятся с периодичностью 1 час в неделю.

Количество занятий – 34 в год.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предполагаемые результаты реализации программы включают в себя уровни воспитательных
результатов внеурочной деятельности:
первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни;
второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом; третий уровень – приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные результаты, которые будут
достигнуты учащимися.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
Адекватного понимания причин успешности / неуспешности деятельности
Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни.
Метапредметные результаты.
По окончании изучения программы ученик научится:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия еѐ реализации.
Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Различать способ и результат действия.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных
достижений.
Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
3. Содержание программы
Раздел 1 Противопожарная безопасность 14ч
Тема 1 Изучение истории пожарного дела.
Историческая справка о пожарной службе. О создании движения дружины юных пожарных.
Изучение истории пожарного дела.
Тема 2 Треугольник огня.
Три составляющие огня: источник тепла, горючие, кислород.

Тема 3 Огонь-друг человека.
Как человек научился добывать огонь. Управлять огнем. Огонь - помощник человека в доме и на
работе.
Тема 4 Огонь-враг человека.
Какой вред наносит огонь. Последствия огня - врага. Меры предосторожности при обращении с
огнем.
Тема 5 Причины возникновения пожара.
Отчего происходят пожары. Причины возникновения пожаров. Ваши действия при обнаружения
пожара.
Тема 6 Опасные факторы, возникающие при пожаре.
Знакомство с опасными факторами пожара: открытый огонь, дым, продукты горения.
Тема 7 Противопожарный режим твоего дома. Кухня.
Потенциальные опасности на кухне. Правила пожарной безопасности при использовании газовых и
электрических плит. Бытовой химии.
Тема 8 Противопожарный режим твоего дома. Спальная комната.
Потенциальные опасности в спальной комнате. Правила пожарной безопасности при пользовании
электроприборов.
Тема 9 Первичные средства пожаротушения.
Знакомство первичными средствами пожаротушения.
Тема 10 Занятие - практикум "Твои действия при пожаре".
Практическое занятие по применению первичных средств тушения.
Тема 11 Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Знакомство с пожарной техникой, с экипировкой пожарного, с пожарным оборудованием
Тема 12 Оказание первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
Тема 13 Лесные пожары.
Низовые и верховые лесные пожары. Подземные (торфяные) пожары. Меры осторожности в лесу.
Тема 14 Занятие - практикум "Эвакуация из горящего здания".
Практическое занятие по эвакуации из здания школы.

Раздел 2 Твой дом 1ч
Тема 15 Опасности, подстерегающие человека дома
Раздел 3 Правила дорожного движения и правила оказания первой помощи при ДТП 9ч
Тема 16 Правила дорожного движения, их история.
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды.
Правила дорожного движения, их история.
Тема 17 Наш безопасный путь в школу. Рейд по проверке маршрутных листов.
Оформление стенда "Безопасный маршрут в школу".
Тема 18 Дорожные знаки. Их классификация.
Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков.
Тема 19 Назначение разметки проезжей части улиц и дорог.
Правила дорожного движения. Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться
пешеходам вдоль дорог. Перекрестки и их виды.
Тема 20 Правила движения транспортных средств по сигналам светофора. Правила движения
пешеходов по сигналам светофора для пешеходов.
Тема 21 Движение в одиночку, группами, колоннами. Правила перехода дорог. Сигналы
регулировщика
Правила движения пешеходов, групп, колонн по тротуарам и обочине дороги. Особенности
движения пешеходов по загородной дороге. Сигналы регулировщика для автомобилей и пешеходов.
Практическое занятие на школьном перекрестке. Правила поведения на объектах железнодорожного
транспорта и железной дороге.

Тема 22 Поведение учащихся при ДТП. Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи по
оказанию пострадавшим первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь пострадавшим в ДТП. Виды кровотечений. Остановка кровотечения.
Тема 23 Транспортировка пострадавших.
Транспортировка пострадавших при несчастных случаях на дороге.
Тема 24 Велосипед как транспортное средство.
Способы безопасной эксплуатации велосипеда. Дорожные знаки, запрещающие проезд на
велосипеде, а также знаки велосипедных дорожек.
Раздел 4. Лесные опасности 5ч

Тема 25 Какая вас ждѐт погода
Как определять погоду по приметам
Тема 26 Гроза в лесу.
Как правильно найти место в лесу для укрытия от грозы.Последствия грозы в лесу.
Тема 27 Дикие животные.
Конкурс рисунков «С кем встреча в лесу нежелательна».
Тема 28 Ядовитые змеи и насекомые Краснодарского края
Виды ядовитых змей обитающих на территории края.
Тема 29 Ядовитые растения и грибы наших лесов.
Виды ядовитых грибов и растений Краснодарского края.
Раздел 5 Стихийные бедствия и возможные опасности для жизни и здоровья человека. 5ч
Тема 30 Наводнение
Причины и последствия наводнения
Тема 31 Ураган
Причины и последствия урагана.
Тема 32 Лесные пожары
Низовые, верховые и торфяные виды пожаров.
Тема33 Снежные заносы, бураны, лавины
Виды снежных заносов, буранов, лавин и их последствия.
Тема 34 ЧС природного и техногенного характера.
Причины возникновения ЧС их последствия для человек
Класс 5
Раздел

Количе темы
ство
часов

Противопож 14
арная
безопасност
ь

Количест Основные виды
во часов деятельности

Изучение истории
пожарного дела.
Треугольник огня.

1

Огонь-друг человека.
Как человек научился
добывать огонь.
Управлять огнем.
Огонь - помощник
человека в доме и на
работе.

1

1

Анализируют
причины
возникновения
пожаров в жилых и
общественных
зданиях.
Выбирают
правильный алгоритм
безопасного

Основные
направления
воспитательно
й деятельности
Физическое
воспитание

Твой дом

Правила
дорожного
движения

1

9

Огонь враг человека.
Какой вред наносит
огонь. Последствия
огня - врага. Меры
предосторожности при
обращении с огнем.
Причины
возникновения пожара.
Опасные факторы,
возникающие при
пожаре.
Противопожарный
режим твоего дома.
Кухня.
Противопожарный
режим твоего дома.
Спальная комната.
Первичные средства
пожаротушения.
Занятие -практикум
"Твои действия при
пожаре".
Пожарные автомобили
и противопожарное
оборудование.
Оказание первой
медицинской помощи.
Лесные пожары.

1

Занятие - практикум
"Эвакуация из
горящего здания".

1

Опасности,
подстерегающие
человека дома

1

Правила дорожного
движения, их история.
Составление
викторины по истории
ПДД в уголок для
классов

1

1
1

1

1

1
1

1

1
1

поведения при
пожаре, в том числе
наиболее
эффективные
способы
предотвращения
возгорания, оказание
помощи младшим,
престарелым и т.д.
Характеризуют
основные
мероприятия,
проводимые МЧС
России по
совершенствованию
пожарной
безопасности в
стране.
Составляют планы
своего поведения на
случай
возникновения
пожара в школе,
дома, общественном
месте и записывают
их в дневник
безопасности.
Запоминают как
пользоваться
средствами
пожаротушения

Анализируют
причины ДТП.

Физическое
воспитание

Наш безопасный путь в 1
школу. Рейд по
проверке маршрутных
листов.
Дорожные знаки. Их
классификация.

1

Назначение разметки
проезжей части улиц и
дорог.

1

Правила движения
1
транспортных средств
по сигналам светофора.
Правила движения
пешеходов по
сигналам светофора
для пешеходов.
Движение в одиночку,
группами, колоннами.
Правила перехода
дорог. Сигналы
регулировщика.

1

Поведение учащихся
при ДТП.
Практическое занятие
по оказанию
доврачебной помощи
по оказанию
пострадавшим первой
медицинской помощи.

1

Транспортировка
пострадавших.

1

Выбирают
правильный алгоритм
безопасного
поведения на дороге
Повторяют правила
дорожного
правильные
алгоритмы
безопасного
поведения на дорогах
пешехода, пассажира,
водителя велосипеда.
Умение формировать
собственное мнение и
позицию
Запоминают
правильные
алгоритмы
безопасного
поведения на дорогах
пешехода, пассажира,
водителя велосипеда

Велосипед как
1
транспортное средство.

Лесные
опасности

5

Какая вас ждёт
погода
Гроза в лесу.

1

Дикие животные.
Конкурс рисунков «С

1

1

Анализируют погоду.
Повторяют правила
дорожного движения,

Физическое
воспитание

кем встреча в лесу
нежелательна».
Ядовитые змеи и
насекомые
Краснодарского края
Ядовитые растения и
грибы наших лесов.

Стихийные
бедствия и
возможные
опасности
для жизни и
здоровья
человека.

5

запоминают
дорожные знаки
1

1

Наводнение

1

Ураган

1

Лесные пожары

1

Снежные заносы,
бураны, лавины.

1

ЧС природного и
техногенного
характера.

1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 32
от 30 августа_2023 г. №_1_
Руководитель МО
__________ _И.С. Спесивцева________

Умеют формировать
собственное мнение и
позицию

Физическое
воспитание

Запоминают
правильные
алгоритмы
безопасного
поведения

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Ю.А.Петрикина
подпись

Ф.И.О

______________ 2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».