рабочая программа по опк 5-8 класс

Краснодарский край, Белоглинский район, ст.Успенская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
____________________
_
Чубукина
Л.Ю.
Приказ № 92
от 30.08.2023г

Алфимов
а
Татьяна
Васильев
на

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна
Васильевна, SN=Алфимова,
CN=Алфимова Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.26 10:47:53+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам.директора по УВР
Директор МБОУ СОШ № 32
_____________________ _________________________
Петрикина Ю.А. _
Алфимова Т.В.
Приказ № 92
от 30.08.2023г
Приказ № 92
от 30.08.2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Уровень образования (класс): основное общее
Учитель:

5 – 8 классы

Рудакова Н.А., Ефремова О.Н.

2023-2024 г.

1.Пояснительная записка
Цель учебного курса «Основы православной культуры» - совершенствование школьного образования средствами
включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и еѐ духовнонравственного воспитывающего ресурса.
Задачи курса:
- организация систематического изучения основ православной культуры;
- организация систематического изучения истории христианства;
- духовно-нравственное развитие школьников;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- приобщение школьников к духовным основам и истории русского (государственного) языка;
- обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- ознакомление с православными святынями мира: формирование представлений о единстве православной культуры
мира;
- создание условий для реализации прав школьников на убеждения;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций
культуры Отечества;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- воспитание патриотизма: формирование представлений о культурном и историческом единстве России и
российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

- формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные
убеждения;
- обогащение языка школьника путѐм включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического
значения;
- оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;
- укрепление православных основ семьи;
- формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
- творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребѐнка на основе знаний об отечественной
культуре и истории;
- формирование потребности школьников в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка,
природыи созидании культуры Отечества.
Программа рассчитана на 34 урока, по 1 часу в неделю.
Программа построена с учѐтом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с
целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного
уровня образования.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
- осознающий свою гражданскую идентичность;
- осознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться,
уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;

- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых
ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием , имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
- обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религии;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своѐ мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- имеющий представления о традиционных нравственных установках;
- имеющий нравственные установки на безопасный , здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное
отношение к здоровью, природе, всему живому;
- уважительно относящийся к святыням;
- владеющий основами умения учиться;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьѐй и обществом;
- способный к творческому труду;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков,
характеризующих ученика следующим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ
осуществления;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации; определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в
ситуации неуспеха;
- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
- умеющий использовать знаково-символические средства информации;
- активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпреьации информации в
соответствии с задачами учебного предметаи соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета
(подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинноследственных связей, построения рассуждения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения;
- умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности,
адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и
знаниевые основания для осознанной мотивациик нравственному
совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраиваниикоструктивных
отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
имеющий представления о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о
церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения

Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до
настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещенияна протяжении более
чем тысячелетней истории русского православия;
- овладевший в наиболее общем объѐме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским
языком: графическими, лексическим, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний
русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей
на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском
языке;
- овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о еѐ роли в
становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных
народов России;
- имеющий знания о христианстве как самой распространенной мировой религии, его роли во всемирной истории, о
влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их
истории,мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру и быт;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости,
святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
- имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов священного Писания,
раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
- знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной
истории;
- знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;

- знающий особенности православной культуры, еѐ видов и жанров в литературе, живописи.архитектуре, скульптуре,
музыке, декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое
шитьѐ и др.);
- овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестанизме);
- имеющий установку поступатьсогласносвоей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе
и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни;
- нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
3. Содержание учебного предмета, курса
ЧастьII (основная школа)
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА»
5 класс
РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часа
Тема 1. «ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.
Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь, Духовность и язык. Священное писание о языке. Язык и речь.
Взаимосвязь: речь – интеллект – воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.
Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка.
Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия – факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские,
святоотеческий языки.
Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» — 6 ч.
Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностей русского языка.
Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы духовности мудрости в речи. Фразеологизмы.
Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского
языка. Духовная русская лексика.
Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч.

История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о
роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории
славянскихнародов и русской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмыи русизмы. Высокий литературный
стиль.
Святые равноапостольные учителя словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские
путешествиясвятых братьевМефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла.
Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий – создатели
славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учителей
словенских Мефодия и Кирилла. Почитаниесвв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кириллица, глаголица и русский
алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.
Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» — 18 ч.
Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для чего изучают
церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка,
об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского – церковнославянского – русского языка.
Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.
Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.
Буквы иже и и. Буквы он и омега.
Буквы иже и земля. Буквы ферт и фита.
Буквы ук и ижица. Буквы кси,пси, от.
Понятие о Псалтыри и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами.
Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжелое) и ударение острое. Облегченное ударение. Придыхание, ерок.
Знаки препинания.
Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковнославянском языке. Евангельские притчи.
Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке.
Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять Заповедей Божиих.
Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.
Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен, тысяч.
Чтение по-церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые
праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пр.

Богородицы: Введение во Храм Пр. Богородицы. Благовещение Пр. Богородицы. Рождество Христово. Сретение
Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне – праздников Праздник.
Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница.Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня.
6 класс
РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙКУЛЬТУРЫ — 1 ч.
О чем рассказывает история религиозной культуры.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6ч.
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и
Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры.
Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного
чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество.Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и еѐ сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение
Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.
Библия: история создания, композиция.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и
Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и
Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси.
Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы.
Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас:
расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их
назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом
Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, еѐ назначение,
содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублѐв и другие. Особенности иконотворчества. Представление
об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона
«Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 2 ч.
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
7 класс
РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа
Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч.
Роль человека в истории. Россия в мировой истории.
Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины.
Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе.
Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна
Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.
Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч.
Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х.
Древняя Палестина накануне Рождества Христова.
Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление
императора.
Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.
Кумранская община.
Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч.
Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.
Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I – начала II вв. Апокрифы.
Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».
Отсчѐт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы
вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчѐты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по
юлианскому и григорианскому календарю.
Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч.
Рождение Христа и первые христиане.Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как
единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский
характер учения Христа.
Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения.

Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных.
Притча о блудном сыне.
Апостольская миссия. Проповеди и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.
Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.
Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.
Жизнь первых христиан. Иаков Праведный – первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония».
Отношения в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой
первомученик Стефан.
Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11 ч.
Деяния Апостолов из 12-ти. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова
Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.
Деяния святого Апостола Петра.
Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла.
Труды Апостолов из 70-ти.
Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание
Божией Матери Афона. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы.
Апостольский Собор. Причина созыва Апостольского Собора. Решения Апостольского Собора.
Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета.
Гонения на Церковь. Причины гонений. Периодизация истории гонений на христиан. Описания гонений епископом и
историком ЕвсевиемПамфилом.
Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик
Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан. Епископ
Карфагенский.
Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая
великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые
великомученица Варвара и мученица Иулиания.
Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Научные противники
христианства. Апологетические труды Тертуллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя

Феофила, историка и епископа ЕвсевияПамфила. Александрийское огласительное училище. (Тит Флавий Климент).
Ориген.
Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.
Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равноапостольная царица
Елена и еѐ труды на Святой земле. Воздвижение креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме.
Константинополь – первая христианская столица.
Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч.
Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики.
Отношение к изображениям. Появление первых образов.
Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение христианской символики. Заимствование
стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение
христианских храмов.
ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного искусства» — 1 ч.
8 класс
РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО В IV–XI вв.» — 34 часа
Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» —3 ч.
Христианство в период гонений. Плиний Младший. О распространении христианства. Взаимоотношения христиан с
язычниками. Ориген., святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах.
Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан. Отношение христиан к правителям, к
государственной службе.
Причины гонения на христиан.
Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» 28 ч
От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император
Феодосий Великий и запрет языческих богослужений. Принцип симфонии Церкви и государства. Юстиниан Великий:
«Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма.
Новый Рим. Начало Византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших
дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня
и строительство храмов на Святой земле.

Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного
Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.
Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборыв
разных христианских традициях.
Причины созыва Вселенских Соборов. Первые символы веры. Догматы в христианстве.
Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский. И его труды против гностицизма.
Манихейцы. Антитринитарии. Монархианстводинамистическое и модалистическое.
Арианство. Первый вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан Отступник и его «Эдикт о
терпимости».
Аполлианарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор.
Несторианство и пелагиантсво. Третий Вселенский Собор. Августин Блаженный против Пелагия.
Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвертый Вселенский Собор. Отношения Церквей к
Халкидонскому Вселенскому Собору.
Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государственная политика Юстиниана. «Эдикт
о трех главах». Пятый Вселенский Собор.
Латеранский собор 649 г. Подвиги исповедничества мученичества Максима исповедника и папы Римского
Мартина.
Задачи Шестого Вселенского Собора.
Пято-Шестой Трулльский Собор. «Кормчая книга»
Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор.
Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия.
Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой равноапостольный
Григорий Просветитель. Коптская церковь. Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские
общины.
Общины несториан. Общины яковитов.
Писатели и отцы церкви. IV век – золотой век святоотеческой
письменности. Афанасий Алексан –
дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина.
Возникновение
монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и
общежительные монастыри (киновии). Антоний Великий – основатель отшельничества. Родоначальник

общежительных монастырей - Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Святой Савва
Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества – восстановление полноты богообщения. Принятие
аскетизма.
Афон – удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне.
Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский. Монашеские ордены.
Святой Бонифаций.
Значение эпохи Вселенских Соборов.
Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В
ХРИСТИАНСТВЕ» - 2 ч
Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы отделения. «Римский папа» появление термина в III – IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почетное
и юридическое первенство среди всех христианских епископов.
Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латинского» направления в
христианстве. Особенности римского богослужения.
Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение
Римской империи на Западную и Восточную, упадок импеОтделение католической Церкви в 1054 году.
раторской власти на Западе. Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария.
Итоговое повторение 1ч
3. Тематическое планирование

К-во

К-во

Раздел
час

Темы

часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне универсальных
учебных действий)

V КЛАСС
Раздел № 5.
ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ
ЯЗЫКА

34
Тема 1.Язык и религия

4

Тема 2.Родной язык – отечеству основа
Тема 3. Из истории русского языка
Тема 4. Церковнославянский язык

6
6
18

Приобретают
представления
о
духовных
основах
русского
(государственного)
языка.

Дают
определения
основных
понятий
православной культуры.

Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной
(православной)
культурой
и

поведением людей.

Знакомятся
с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных
книг,
описанием священных
сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной культуры.

Учатся
описывать
различные
явления
православной духовной
традиции и культуры.
VI КЛАСС

Раздел 6.
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ

34
Вводный
урок.
Предмет
истории
религиозной культуры
Тема 1. Что мы знаем о православии
Тема 2. Священное Писание

1

Тема 3. Храм – Дом Божий

7

6
8
Знакомятся с историей
церковнославянского
языка.

Овладевают навыками
чтения и понимания
церковнославянских
текстов.

Приобретают знания о
святости,
святых,
известных монастырях,

чудотворных иконах.

Тема 4. Религиозное искусство
Тема 5. Агиография

10
3

Тема 1. О понимании истории

3

VII КЛАСС
Раздел 7.
34
РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО
Излагают свое мнение
по
поводу значения
православной культуры
в
жизни
людей,
общества.Знакомятся с
развитием православной
культуры в истории
России.

Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать нравственные
формы
поведения,
сопоставляя
их
с
нормами православной

культуры.
Учатся к толерантному
отношению
к
представителям разных
мировоззрений
и
культурных традиций
Учатся
приводить
примеры
явлений
православной
(или
другой
религиозной)
традиции и светской
культуры и сравнивать
их.

Тема 2. Мир накануне Рождества
Христова
Тема 3. Новая эра и Рождество Христова.
Тема 4. Как пришло в мир христианство
Тема 5. Начало раннехристианской
церкви
Тема 6. Проповедь истины
Тема 7. Церковь государственная
Тема 8. Раннехристианское церковное
искусство
Итоговый урок

5
3
6
2
11
1
2
1

VIII КЛАСС
Раздел 8.
34
ХРИСТИАНСТВО
В IV – ХI вв.

Тема 1. До Вселенских Соборов

3

Дают
определения
основных
понятий
православной культуры.

Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной
(православной)
культурой
и
поведением людей.

Знакомятся
с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных
книг,
описанием священных
сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной культуры.

Учатся
различные

описывать
явления

православной духовной
традиции и культуры.
Тема 2. Эпоха Вселенских Соборов
Тема 3. История возникновения римскокатолического направления в
христианстве
Итоговый урок

28
2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».