Рабочая программа кружка ТЕРЕМОК 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования детей
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04
сентября 2014 года № 1726-р);

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20)
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственно санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного
государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"

программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова
(Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:
Баласс, 2008).
Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается
одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема
обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро
ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, поновому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не
представляется возможным без использования такого эффективного средства
воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр,
способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать
творческое отношение к действительности, являясь средством и способом
самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой
способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром,
желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя
(разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу
способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс.
Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников,
повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и
творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество
приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с
помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности,
постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального
зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями,
собственным мнением.
Задачи:

опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать
первичные сведения о ней;

научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой
работе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ОПРЕДЕЛЕНА СЛЕДУЮЩИМИ
ФАКТОРАМИ:

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие
успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы,
непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать
возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной,
просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды
деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами;
раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества
у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в
дальнейшем. Обучение элементам театральной деятельности по данной программе
увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной
школе даются общие представления о его специфике.

Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 9
до 10 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 1 раз в неделю, в год 34 часа.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления
знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются
на каждом году обучения, только на более высоком уровне.
В программу кружка «Теремок»» включено инсценирование произведений, изучаемых в
программе «Литературное чтение» авторов: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть
азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли

режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в
форме рисунка.
Итогом курса «Теремок» является участие учеников в инсценировке прочитанных
произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора,
художника-оформителя, актёра.
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в
школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях
младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра.
Разделы программы:

« Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

Сценические действия и театральные игры.

Основы театральной культуры.

«Мы – актёры» - постановка спектаклей
Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием,
которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений.
Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия
проводятся в группах наполняемостью до 25 человек один раз в неделю по 35 -40 минут, во второй
половине дня, в рамках кружковой работы.
Курс программы имеет объём 34 часа, включая теоретические и практические занятия.
Каждый раздел программы делиться на три творческих периода:
1.
«Подготовительный»
2.
«Репетиционный»
3.
«Сценический»
В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с
выступлениями в другие школы, творческие вечера.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 час в неделю, 34 часа в год
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи.(8 часов)

Слушание, чтение и рассказывание сказок.

Виды говорения: диалог и монолог.

Мимика и жесты. Сценки без слов.

Понятие «общение», говорить и слушать.

Речевой этикет в различных ситуациях.

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Логика речи. Составление коротких рассказов.

Стихи. Подбор простейших рифм.

Сочинение небольших сказок и рассказов.

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

Игры со словами.

Интонация речи. Выражение основных чувств.
Произведения для занятий:

Считалки

Скороговорки о долгоговорки

Русские народные басни

Русские народные игры

Докучные сказки

Сказки, присказки

Игры в загадки

Произведения С.Маршака

Русские народные песенки

Потешки, дразнилки, небылицы

2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (8 часов)
1.
Групповые сюжетно-ролевые игры.
2.
Элементы сценического действия.
3.
Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
4.
Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
5.
Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
6.
Построение диалога с напарником по заданной теме.
7.
Как заучить роль своего героя.
8.
Отработка дикции и чёткого произношения слов.
9.
Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
10.
Создание образов с помощью выразительных движений.

11.
3 Раздел Основы театральной культуры.(8часов)
1.
Что такое театр. Виды театров.
2.
Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
3.
Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
4.
Посещение кукольного театра.
5.
Театральные профессии. Игра актёров.
6.
Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
7.
Театральная афиша, театральная программка.
8.
Посещение ТЮЗа.
9.
Виды театрального искусства.
10.
Спектакль – результат творческого труда многих людей.

11.
4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (10 часов)

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

Работа над отдельными эпизодами.

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Выбор и распределение ролей.

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Генеральные репетиции всей пьесы.

Показ спектакля зрителям.
Спектакли для постановки:

Спектакль по русской народной сказке «Коза-дереза»

По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом»

«Муха-цикотуха»

«Репка»

«Терем-теремок»

«Репка» на новый лад»

«Морозко»

№

Колич. Тема занятия

Содержание занятия

Зан часов
1

1

Великая сила Слова

Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная
инсценировка сказки.

2

1

Мимика и жесты.
Ритмопластика.

Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя
мимику и жесты.

3

1

Культура и техника речи

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль
своего героя.

4

1

Основы театральной

Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа

культуры

над эпизодами спектакля «Колобок».

5

1

Великая сила Слова

Работа над техникой речи. Проговаривание русских
народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная
отработка.

6

1

Театральная игра

Знакомство с русскими народными играми со словами.
Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно
двигаться и говорить текст.

7

1

Мы актёры. Работа над
Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа
спектаклем «Коза-дереза» над дикцией.

8

1

Мы актёры. Работа над
Распределение и разучивание ролей. Проигрывание
спектаклем «Коза-дереза» отдельных эпизодов.
Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться
интонацией.

9

1

Мы актёры.

Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция
спектакля.

10

1

Мы актеры. Работа над
Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся
спектаклем «Коза-дереза» начальной школы на празднике Осени

11

1

Основы театральной
культуры.

Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр
презентации про Кукольный театр Образцова.

12

1

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают
любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и
грамотную речь.

13

1

Культура и техника речи.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание
мини-сценок.

14

1

Театральная игра.

Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко».
Создание образов героев сказки.

15

1

Мы актёры. Работа над
спектаклем «Морозко»

Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение содержания и
игры героев.

16

1

Мы актеры. Работа над
спектаклем «Морозко»

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по
ролям.

17

1

Мы актеры. Работа над
спектаклем «Морозко»

Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики.
Выразительность и подлинность поведения в сценических
условиях.

18

1

Мы актеры. Работа над
спектаклем «Морозко»

Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего
спектакля.

19

1

Мы актеры. Работа над
спектаклем «Морозко»

Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и
музыкальным сопровождением.

20

1

Мы актёры.

Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике
для родителей.

21

1

Театральная культура.

Посещение Театра кукол. г. Курск. Просмотр спектакля.
Знакомство с обустройством здания.

22

1

Культура и техника речи.

Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок
по заданным глаголам.

23

1

Культура и техника речи

Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и
выделение их голосом.

24

1

Основы театральной
культуры

Из истории русского театра. Игра скоморохов.

25

1

Мы актеры.

Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей.

26

1

Мы актеры. Работа над
инсценировкой сказки
«Под грибом»

Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

27

1

Мы актеры. Работа над
инсценировкой сказки
«Под грибом»

Создание декораций (изготовление большого гриба и
подбор костюмов). Репетиция всей сказки. подбор
музыкального оформления.

28- 2
29

Мы актеры. Работа над
инсценировкой сказки
«Под грибом»

Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями,
костюмами и музыкой.

30

1

Мы актёры.

Премьера спектакля по мотивам сказки «Под грибом» для
учащихся начальной школы.

31

1

Основы театральной
культуры.

Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы,
балета и мюзикла.

32

1

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака.
Импровизированное прочтение по ролям с элементами
инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый»

33

1

Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене
по услышанному впервые тексту.

34

1

Итоговое занятие

В гостях у сказки.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕТЕЙ
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или
цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Знают виды и особенности театрального искусства.

Знают театральную терминологию и культуру зрителя.
Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.
выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием,
развязкой;
придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
найти оправдание любой позе;
развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
построить этюд в паре с любым партнером;
объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
поддержать диалог с партнером;
описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь
дать истолкование этим эмоциям;
описать собственные эмоции;
итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
запомнить: свои места в течение 3-4 передвижений; текст из 2-3 стихотворных строф,
написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3 -5 русских
народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 510 стихотворений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».