ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008). Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, поновому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения; через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ОПРЕДЕЛЕНА СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ: Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение элементам театральной деятельности по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике. Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 9 до 10 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 1 раз в неделю, в год 34 часа. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне. В программу кружка «Теремок»» включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение» авторов: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом курса «Теремок» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Разделы программы: « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет. Сценические действия и театральные игры. Основы театральной культуры. «Мы – актёры» - постановка спектаклей Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений. Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью до 25 человек один раз в неделю по 35 -40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Курс программы имеет объём 34 часа, включая теоретические и практические занятия. Каждый раздел программы делиться на три творческих периода: 1. «Подготовительный» 2. «Репетиционный» 3. «Сценический» В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 час в неделю, 34 часа в год 1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи.(8 часов) Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Сочинение небольших сказок и рассказов. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств. Произведения для занятий: Считалки Скороговорки о долгоговорки Русские народные басни Русские народные игры Докучные сказки Сказки, присказки Игры в загадки Произведения С.Маршака Русские народные песенки Потешки, дразнилки, небылицы 2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (8 часов) 1. Групповые сюжетно-ролевые игры. 2. Элементы сценического действия. 3. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. 4. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. 5. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. 6. Построение диалога с напарником по заданной теме. 7. Как заучить роль своего героя. 8. Отработка дикции и чёткого произношения слов. 9. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. 10. Создание образов с помощью выразительных движений. 11. 3 Раздел Основы театральной культуры.(8часов) 1. Что такое театр. Виды театров. 2. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. 3. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. 4. Посещение кукольного театра. 5. Театральные профессии. Игра актёров. 6. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. 7. Театральная афиша, театральная программка. 8. Посещение ТЮЗа. 9. Виды театрального искусства. 10. Спектакль – результат творческого труда многих людей. 11. 4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (10 часов) Прочтение произведения, определение сюжетной линии. Работа над отдельными эпизодами. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Показ спектакля зрителям. Спектакли для постановки: Спектакль по русской народной сказке «Коза-дереза» По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» «Муха-цикотуха» «Репка» «Терем-теремок» «Репка» на новый лад» «Морозко» № Колич. Тема занятия Содержание занятия Зан часов 1 1 Великая сила Слова Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки. 2 1 Мимика и жесты. Ритмопластика. Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты. 3 1 Культура и техника речи Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. 4 1 Основы театральной Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа культуры над эпизодами спектакля «Колобок». 5 1 Великая сила Слова Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. 6 1 Театральная игра Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст. 7 1 Мы актёры. Работа над Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа спектаклем «Коза-дереза» над дикцией. 8 1 Мы актёры. Работа над Распределение и разучивание ролей. Проигрывание спектаклем «Коза-дереза» отдельных эпизодов. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией. 9 1 Мы актёры. Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. 10 1 Мы актеры. Работа над Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся спектаклем «Коза-дереза» начальной школы на празднике Осени 11 1 Основы театральной культуры. Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова. 12 1 Культура и техника речи Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. 13 1 Культура и техника речи. Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. 14 1 Театральная игра. Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. 15 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Морозко» Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение содержания и игры героев. 16 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. 17 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. 18 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. 19 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением. 20 1 Мы актёры. Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике для родителей. 21 1 Театральная культура. Посещение Театра кукол. г. Курск. Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. 22 1 Культура и техника речи. Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. 23 1 Культура и техника речи Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. 24 1 Основы театральной культуры Из истории русского театра. Игра скоморохов. 25 1 Мы актеры. Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей. 26 1 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. 27 1 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов). Репетиция всей сказки. подбор музыкального оформления. 28- 2 29 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой. 30 1 Мы актёры. Премьера спектакля по мотивам сказки «Под грибом» для учащихся начальной школы. 31 1 Основы театральной культуры. Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла. 32 1 Культура и техника речи. Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый» 33 1 Театральная игра Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. 34 1 Итоговое занятие В гостях у сказки. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕТЕЙ Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему. Умеют подбирать рифму к заданному слову. Умеют составлять диалог между сказочными героями. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов. Знают виды и особенности театрального искусства. Знают театральную терминологию и культуру зрителя. Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц; построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой; придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие; найти оправдание любой позе; развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом; рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего; рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; построить этюд в паре с любым партнером; объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение; поддержать диалог с партнером; описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям; описать собственные эмоции; итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам; удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12); запомнить: свои места в течение 3-4 передвижений; текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения; знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3 -5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 510 стихотворений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc