Алфимова Татьяна Васильевна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 10:47:20+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Белоглинский район МБОУ СОШ № 32 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО _____________________ Чубукина Л.Ю. Зам.директора по УВР _____________________ Петрикина Ю.А. Директор МБОУ СОШ № 32 __________________________ Алфимова Т.В. Приказ № 92 от 30.08.2023г Приказ № 92 от 30.08.2023г Приказ № 92 от 30.08.2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 1-4 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составители: Рудакова Н.А.Ефремова О.Н Станица Успенская, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе авторской программы А.В. Бородиной «Основы православной культуры»: программы культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная школа / А. В. Бородина. — М.: МОФ «ОПК», 2016. — 24 с. (Серия «История религиозной культуры»). Цель учебного курса «Основы православной культуры» совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и еѐ духовно-нравственного воспитывающего ресурса. Задачи курса: 1) организация систематического и системного изучения основ православной культуры; 2) духовно-нравственное развитие младших школьников; 3) ознакомление с особенностями церковного искусства; 4) приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; 5) ознакомление с православными святынями мира; 6) формирование представлений о единстве православной культуры народов мира; 7) создания условия для реализации прав школьников на убеждения; 8) формирование целостного восприятия мира; 9) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; 10) формирование культуры общения; 11) предупреждение возможных тупиков личностного развития; 12) воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; 13) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; 14) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; 15) воспитание патриотизма; 16) формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; 17) формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав каждого человека на религиозные и иные убеждения; 18) обогащение языка школьника путѐм включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения; 19) оказание помощи младшим школьникам в успешной социализации в отечественной культуре; 20) укрепление православных основ семьи; 21) пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории; 22) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости; 23) творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребѐнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; 24) формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества. Огромный интерес педагогов, учѐных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественноизобразительного языка всѐ более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историкокультурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путѐм включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодѐжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарѐнных школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящѐнных основам православной культуры. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре. Курс «История религиозной культуры» построен с учѐтом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах). Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): - беседы; - предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО); - классный час; - встречи с интересными людьми; - литературно – музыкальные композиции; - экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная); - поездки, походы по историческим и памятным местам. Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): - творческие конкурсы; - выставки декоративно-прикладного искусства; - коллективные творческие дела; - показательные выступления; - праздники; - викторины; - интеллектуально-познавательные игры; - трудовые дела; - тренинги; - заочные путешествия; - акции благотворительности, милосердия; - творческие проекты, презентации; - проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. Место проведения: школа, семья, храм. Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учѐтом возрастных особенностей учащихся. «Роль религиозной культуры в жизни человека» 1. «Мы и наша культура» для 1 класса. 2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса. 3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса. Условия реализации программы и основные методические рекомендации Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: — учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России; — педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; — педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодѐжи; — необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального); — необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; — учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам; — используются разнообразные методы и приѐмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании; — основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя; — теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев. При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; • единства образовательного и воспитательного процессов; • рефлексивного обучения; • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала. Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов. Участники программы: В реализации программы участвуют обучающиеся 1-3 года обучения. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа рассчитана на три года обучения, 1 час в неделю. 1 год обучения – 33 часа; 2 год обучения – 34 часа; 3 год обучения – 34 часа; Итого – 101 час Основная форма организации учебного процесса – кружок. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Успешное обучение по данному курсу возможно при выполнении следующих условий: — учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России; — педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; — педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодѐжи; — необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального); — необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; — используются разнообразные методы и приѐмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании; — основное усвоение материала достигается на занятиях под контролем учителя; — теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий. Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. Определение общей цели и путей ее достижения. Предметные результаты: Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения. Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России. Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни. Предполагаемые результаты реализации программы: Воспитательные Приобретение результаты школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения социальной реальности (2 уровень) -воспитание любви к Родине и уважения к отечественным традициям, любви к родной семье, уважения к старшим, ответственности за поступки, воспитание потребности школьника в творческом участии в созидании и сохранении природы и культуры Отечества. -развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному иск усству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку. -приобретение школьниками знаний о культуре России, духовноэстетических ценностях русского народа, о православии, истории Русской Православной Церкви и ее роли в жизни России, знаний о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, к Получение опыта самостоятель ного общественног о действия (3 уровень) - получение обучающимис я опыта самостоятельн ой общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Таблица распределения часов по годам обучения. № Разделы, темы Количество часов п/п Авторская рабочая программа 31 Рабочая программа по классам 1 2 1 Раздел 1. «Мы и наша культура» 2 Тема 1. «Красота в нашем мире» 3 3 3 Тема 2. «Хранилища культуры» 5 5 4 Тема 3. «Всегда живое» 6 8 5 6 7 Тема 4. «Наша Родина» Тема 5. «Спаситель» Тема 6. «Семья» 10 3 3 10 3 3 8 Итоговый урок 1 1 9 РАЗДЕЛ 2. «Мир вокруг и внутри нас» 34 34 10 Тема 1. «Духовное в реальном мире» 3 3 11 Тема 2. «Жизнь Иисуса Христа и православные праздники» Итоговый урок 30 30 1 1 42 43 44 Раздел 3. «О чём рассказывает 34 библия» Тема 1. «Что мы знаем о Евангелии?» 2 3 33 34 2 45 46 47 48 Тема 2. «Образ Вселенной в православной культуре» Тема 3. «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие» Тема 4. «Библия рассказывает о событиях до спасителя» Итоговый урок 7 7 6 6 18 18 1 1 ИТОГО 99 33 34 34 1 класс РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 33 часа Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч. Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Универсальные учебные действия: Знать откуда человек получает знания? Для чего люди должны учиться? Познакомиться с библейской притчей о мудрости. Знать значение письменности в получении знаний, пословицы о знаниях, об учении. Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч. Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. Универсальные учебные действия: Прочитать рассказ о святых братьях Кирилле и Мефодии. Познакомиться с Церковнославянским алфавитом. Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч. Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественноэстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублѐв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Универсальные учебные действия: Знать предназначение книг. Познакомиться с Библией – книгой истории мира и людей, как учебником жизни человечества. Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч. Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех еѐ россиян. Красота просторов России, еѐ историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России – о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединѐнных общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель. Универсальные учебные действия: Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники. Знать значение праздника «День народного единства». Познакомиться с иконой Казанской Божией Матери – святыней и заступницей русского народа. Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч. Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Универсальные учебные действия: Раскрыть понятия «добродетель» и «грех», познакомить с притчей о мытаре и фарисее, раскрыть миссию Спасителя. Разобраться, для чего Христос творил столько чудес; обсудить, какие добрые дела могли бы совершать по примеру Спасителя друг для друга люди. Тема 6. «СЕМЬЯ» – 5 ч. Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. Универсальные учебные действия: Знать и понимать, что родительский дом – начало всех начал. Понимать и проявлять достойное уважение к родителям, уметь соблюдать культуру отношений в семье. Иметь представление о том, что Вера, Надежда, Любовь – пример преданности и послушания. Знать свою родословную. Уметь составить родословное древо. Заключительное занятие – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Универсальные учебные действия: Уметь применять полученные знания в повседневной жизни. 2 класс РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» —34 часа Вводное занятие «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. — 1 ч. Универсальные учебные действия: Различать добро и зло. Иметь представление о совершенстве природы, еѐ красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношения к миру, о знаниях преобразующих душу. Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч. Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью. Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни. Универсальные учебные действия: Чтение и обсуждение сказки «Волшебные цветы» Знать, что непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своѐм характере» Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 29 ч. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке. Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб. Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа. Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день. Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве. Универсальные учебные действия: Уметь различать понятия добро и сострадание. Чтение легенды «Незабудка» . Уметь определять отношения Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Отношение Христа к людям. Кормление пятью хлебами. Заключительное занятие – 1 ч. Универсальные учебные действия: Уметь применять полученные знания в повседневной жизни. 3 класс РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ ИКОНА И БИБЛИЯ» — 34 часа Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч. Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении. Как распространялось Евангелие. Универсальные учебные действия: Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро и зло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей. Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель. Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. О чѐм рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе. Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников. Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Понятие об иконографии. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость». Представление об истории иконоборчества и иконопочитания. Универсальные учебные действия: Познакомиться с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Узнать о его традициях. Чтение рассказа «Совесть» Что помогает человеку слышать голос совести? Познакомиться с различиями между иконой и картиной. Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч. Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа. Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим. Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы. История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий. Универсальные учебные действия: Что помогает человеку слышать голос совести? Познакомиться с различиями между иконой и картиной. Иметь представление о пути исправления дурного поступка на материале сказки К. Г. Паустовского «Тѐплый хлеб». Ступени спасения. Раскаяние лечит душу. Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» — 18 ч. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде. Второй – пятый дни творения мира. Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае. Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство. Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох. Всемирный потоп. Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре. Завет Господа с Авраамом. Рождение Измаила. Агарь. Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица». Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мѐртвое море. Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон. Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная. Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке. Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии. Универсальные учебные действия: Знать, что любовь, кротость, послушание и трудолюбие – лучшие украшения человека. Вырабатывать в себе такие качества, как скромность и терпение. Заключительное занятие – 1 ч. Универсальные учебные действия: Уметь применять полученные знания в повседневной жизни. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс «Мы и наша культура» (33ч) № Тема по программе Всег Теори Прако я тика 1 Заботы человека о природном мире. 1 2 Рукотворная красота культуры. 1 1 3 Святость. Творчество. 1 1 4 Музеи как хранилища предметов культуры. 1 1 5 Государственная Третьяковская галерея. 1 1 6 Государственный Русский музей. 1 7 Библиотеки — хранилища культуры. 1 1 8 Человек — хранитель культуры. 1 1 9 Евангелие. 1 10 Иконы. Назначение иконы. 11 Святая Троица. 1 1 1 1 1 1 1 12 Храмы. 1 13 Храмы. 1 1 14 Особенности внешнего устроения храма. 1 1 15 Общее представление о внутреннем устроении 1 православного храма. 1 16 Представление о православном богослужении. 1 1 17 Россия — наша Родина. 1 1 18 Города России. 1 1 19 Москва — столица России. 1 1 20 Поэты и художники России — о Москве 1 1 21 Представление о взаимосвязи культуры и истории 1 России. 1 22 Народ и культура. 1 1 23 Жизнь православных людей в борьбе с собственны- 1 ми грехами (недостатками). 1 1 24 Национальные герои России. 1 25 Понимание смысловой и исторической связи слов и 1 понятий «Русь», «русы». 1 1 26 Влияние православной веры на культуру и общество. 1 1 27 Богочеловек. Сын Бога. Богородица. 1 1 28 Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбя- 1 щих Радость». 1 29 Христос — Искупитель человечества. Понятие о 1 вечной жизни. 30 Семейные православные традиции в русской культу- 1 ре. 1 1 31 Традиционное отношение к иконе в православных 1 семьях. 1 32 Знакомство с Владимирской и Казанской иконами 1 Божией Матери. 1 33 Итоговое занятие 1 Итого 2 класс «Мир вокруг и внутри нас» ( 34 ч ) № Тема по программе 1 33 12 Всего Теори Пракя тика 1 Культура. Религия. 1 1 2 Самая древняя книга о духовном мире - Библия. 1 1 3 Представления о мире как творении Божием. 1 1 4 Сотворение человека по образу Божию. Адам и Ева. 1 1 5 С чем связаны главные православные праздники? 1 1 6 Рождество Пресвятой Богородицы. 1 7 Праздник Благовещения. 1 1 8 Рождество Христово. Традиция празднования 1 Рождества Христова у православных народов. 1 9 Сретение Господне. 10 Крещение Иисуса Христа. 11 Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. 12 Двенадцать учеников Иисуса Христа. 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. 1 Заповеди. 1 14 Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его 1 Пречистой Матери. 1 15 Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына 1 наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. 1 Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по 1 водам. 1 16 17 Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, 1 смерти и воскрешении. 1 18 Преображение Гocподне. 1 19 Торжественный вход Господень в Иерусалим. 1 20 Вербное воскресенье. 1 1 21 Тайная вечеря. 1 1 22 Моление о чаше. Предательство Иуды. 1 1 23 Взятие Иисуса под стражу. 1 1 24 Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на 1 Голгофу. 1 25 Распятие и смерть Иисуса Христа. 1 1 26 Снятие с креста и погребение Спасителя. 1 1 27 Воскресение Иисуса Христа. 1 1 28 Пасха Господня. 1 1 29 Светлая седмица. 1 1 30 Пребывание воскресшего Вознесение Господне. на 1 земле. 1 1 31 Пятидесятница - День Пресвятой Троицы. Духов 1 день. 1 32 Спасителя 1 Православные праздники. Двунадесятые праздники: 1 переходящие и непереходящие праздники. 33 Праздничные иконы. 34 Евангельские события в изобразительном искусстве. поэтическом Итого 3 класс «О чем рассказывает икона и Библия» (34ч) № Тема по программе 1 1 1 и 1 1 34 13 21 Всег Теор Прако ия тика 1 Рождество Христово и новая эра. 1 1 2 Как распространялось Евангелие. 1 1 3 Храм как образ Вселенной. 1 4 Умеют ли говорить иконы? 1 1 5 О чѐм рассказывает цвет? 1 1 6 Как иконы представляют святых. 1 1 7 Как выглядят на иконах святые апостолы, 1 евангелисты, святители и равноапостольные. 1 8 Что такое иконография? 1 1 9 Как боролись с иконами. 1 1 1 10 О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. 1 11 Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 1 1 1 12 Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, 1 Крещения Господня. 1 13 Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень 1 в Иерусалим». 1 14 Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня 1 и Сошествия Святого Духа. 1 15 Воздвижение Креста Господня. 1 16 О начале творения мира. 1 17 Второй – пятый дни творения мира. 1 18 Шестой день творения. 1 19 Изгнание из рая. 1 20 Авель и Каин. 1 1 21 Расселение людей. 1 1 22 Всемирный потоп. 1 1 23 Вавилонское столпотворение. 1 1 24 Праведный Авраам. 1 1 25 Завет Господа с Авраамом. 1 1 26 Рождение Измаила. 1 1 27 Явление Святой Троицы Аврааму. 1 1 28 Гибель нечестивых городов. 1 1 29 Рождение пророка Моисея. 1 30 Призвание пророка Моисея. 1 1 31 Пасха Ветхозаветная. 1 1 32 Ветхозаветное законодательство. 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Новый Израиль. 1 1 34 Итоговое занятие. 1 1 Итого 34 11 23 Материально-техническое обеспечение курса Печатные пособия ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1.Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК 2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса . – 3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 4. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чѐм рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса . Демонстрационные пособия для работы в классе Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал) Экранно-звуковые пособия 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Компьютер. 3. Мультимедийный проектор. 4. Экспозиционный экран . Интернет-ресурсы 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 2. Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru) 3. Православные мультфильмы для детей православных христиан (http://ostrov-pravoslav.io.ua) 6. Детские электронные презентации и клипы (http://viki.rdf.ru ) 7. Православный форум АЗБУКА ВЕРЫ(http://azbyka.ru) Календарно – тематическое планирование «Основы православной культуры» 1 класс № п/п Тема занятия Кол- во часов Дата план Оборудован факт 1 Заботы человека о природном мире. 1 Учебник, доска, м медиа 2 Рукотворная красота культуры. 1 Учебник, доска, м медиа 3 Святость. Творчество. 1 Учебник, доска, м медиа 4 Музеи как хранилища предметов культуры. 1 Учебник, доска, м медиа, карточки 5 Государственная Третьяковская галерея. 1 Учебник, доска, м медиа 6 Государственный музей. Русский 1 Учебник, доска, м медиа 7 Библиотеки — хранилища культуры. 1 Учебник, доска, м медиа,иконы 8 Человек — хранитель культуры. 1 Учебник, доска, м медиа 9 Евангелие. 1 Учебник, доска, м медиа 10 Иконы. Назначение иконы. 1 Учебник, доска, м медиа 11 Святая Троица. 1 Учебник, доска, м медиа 12 Храмы. 1 13 Храмы. 1 Учебник, доска, м медиа 14 Особенности внешнего 1 Учебник, доска, м устроения храма. медиа 15 Общее представление о внутреннем устроении православного храма. 1 Учебник, доска, м медиа, работы уча 16 Представление о православном богослужении. 1 Учебник, доска, м медиа 17 Россия — наша Родина. 1 Учебник, доска, м медиа 18 Города России. 1 Учебник, доска, м медиа 19 Москва — столица России. 1 Учебник, доска, м медиа 20 Поэты и художники России — о Москве 1 Учебник, доска, м медиа 21 Представление о взаимосвязи культуры и истории России. 1 Учебник, доска, м медиа 22 Народ и культура. 1 Учебник, доска, м медиа 23 Жизнь православных людей в борьбе с собственными грехами (недостатками). 24 Национальные герои России. 1 Учебник, доска, м медиа 1 Учебник, доска, м медиа 25 Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы». 26 Влияние православной веры на культуру и общество. 1 Учебник, доска, м медиа 1 Учебник, доска, м медиа 27 Богочеловек. Сын Бога. Богородица. 1 Учебник, доска, м медиа 28 Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». 29 Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. 1 Учебник, доска, м медиа 1 Учебник, доска, м медиа 30 Семейные православные традиции в русской культуре. 31 Традиционное отношение к иконе в православных семьях. 32 Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. 33 Обобщение знаний о Спасителе и православии. 1 Учебник, доска, м медиа 1 Учебник, доска, м медиа 1 Выставка книг, ри 1 Календарно – тематическое планирование «Основы православной культуры» 2 класс № п/ п Тема занятия К/ч план 1 Культура. Религия. 2 Самая древняя книга духовном мире - Библия. о 1 3 Представления о мире как творении Божием. Сотворение человека по образу Божию. Адам и Ева. С чем связаны главные православные праздники? Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения. 1 Рождество Христово. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Сретение Господне. 1 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 10 Крещение Иисуса Христа. 1 11 Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. 12 Двенадцать учеников Иисуса Христа. 13 Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди. 14 Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. 15 Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. 16 Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. 17 Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскрешении. 18 Преображение Гocподне. 1 19 Торжественный вход Господень в Иерусалим. 20 Вербное воскресенье. 1 21 Тайная вечеря. 1 22 Моление о чаше. Предательство Иуды. 23 Взятие Иисуса под стражу. 1 24 Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. 25 Распятие и смерть Иисуса Христа. 26 Снятие с креста и погребение Спасителя. 27 Воскресение Иисуса Христа. 1 28 Пасха Господня. 1 29 Светлая седмица. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. 31 Пятидесятница День Пресвятой Троицы. Духов день. 32 Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. 33 Праздничные иконы. 1 34 Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве. Итого 1 1 1 1 34ч № урока Поурочное планирование 3 класс Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Дата проведения план Тема 1. «Что мы знаем о Евангелии?» 1. Рождество Христово и новая эра. 2. Как распространялось Евангелие. Тема 2. «Образ Вселенной в православной культуре» 3. 4. 5. 6. 7. 8. Храм как образ Вселенной. Умеют ли говорить иконы? О чѐм рассказывает цвет? Как иконы представляют святых. Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные. Что такое иконография? 2 1 1 7 1 1 1 1 1 1 факт 9. Как боролись с иконами. Тема 3. «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие» 1 6 10. О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. 1 11. 12. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня. Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Воздвижение Креста Господня. 1 1 13. 14. 15. 1 1 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. О начале творения мира. Второй – пятый дни творения мира. Шестой день творения. Изгнание из рая. Авель и Каин. Расселение людей. Всемирный потоп. Вавилонское столпотворение. Праведный Авраам. Завет Господа с Авраамом. Рождение Измаила. Явление Святой Троицы Аврааму. Гибель нечестивых городов. Рождение пророка Моисея. 1 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. Призвание пророка Моисея. Пасха Ветхозаветная. Ветхозаветное законодательство. Новый Израиль. 1 1 1 1 Тема 4. «Библия рассказывает о событиях до спасителя» Итоговый урок 34. Итоговое занятие. 1 1