Алфимо ва Татьяна Василье вна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 10:46:45+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Краснодарский край, Белоглинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 32 Чубукина Л.Ю. _______________________ ________________________ Приказ № 92 от «30» августа 2023 г. ________________________ Петрикина Ю.А. Алфимова Т.В. Приказ № 92 от Приказ № 92 от «30» августа 2023 г. «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Орлята России» Уровень образования (класс) - 1-4 класс Количество часов - 135 часов (в неделю 1 час) Учителя МБОУ СОШ № 32 Белоглинского района: ЧубукинаЛ.Ю., Ефремова О.Н., Рудакова Н.А., Тимошенко Н.И. Программа разработана на основе учебно-методического комплекса к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.– 2 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; основной образовательной программы. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 3 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Предполагаемые результаты курса Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях: понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, 4 любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 2 часа в неделю/68 часов в год в каждом классе. Содержание курса внеурочной деятельности В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам. Содержание курса внеурочной деятельности для 1 класса № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. 5 1 «Кто такой эрудит?» 2 «Эрудит – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова. Учитель организует обсуждение вопроса: как называют тех, кто много знает, тех, кто обладает большими знаниями? Для достижения цели занятия использует игровое взаимодействие с мультгероями Совместно с детьми обсуждают и фиксируют качества, необходимые для того, чтобы стать и быть эрудитом. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Диалог с детьми; работа в парах; высказывание детьми своей точки зрения; логические и интеллектуальные игры-минутки Через групповую работу учатся рассуждать и слушать другого, работать вместе, ценить знания. 3 «Всезнайка» *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит» Учимся узнавать главные качества эрудита, осознавать ценность умственного труда в жизни человека 6 Познавательная, Повторение игровая, материала проблемноценностное общение. Взаимодействие Определяем значимость совместной работы. 4 «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 5 «Подведём итоги» *Работа с Конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Выход в библиотеку (районная, школьная), совместно с библиотекарем знакомство с детскими энциклопедиями и другими интересными книгами, запись обучающихся в библиотеку Смотрят фото или видео как проходил трек, открывают конверт-копилку анализируют результат, совместно составляют опорную схему: чему научились, что узнали. – групповое, фронтальное, индивидуальное Познавательная, Посещение проблемноценностное библиотеки общение. Работа с книгой Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуально Работа в парах; просмотр фото/видео; составление и использование опорных схем. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра. 7 1 «От слова к делу» Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтёр. Добровольчество»: лексическая работа – значения новых слов. На занятии прослушивают песню или просмотр отрывка мультфильма «Если добрый ты», чтение рассказа «Просто старушка» для того, чтобы помочь детям охарактеризовать те или иные поступки, действия, сделать выводы. Можно использовать психологический приём: «Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего». Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. *Работа трека с символом 8 Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб. «Орлёнок – Доброволец» - Кругом Добра 2 «Спешить на Важно с детьми прийти к помощь пониманию того, что в их безвозмездно» силах делать добрые дела. Вместе их придумать, обсудить, решить, что можно сделать уже в ближайшее время. Знакомству детей с понятиями «добра» и «добровольчества» способствует решение ими кейсов, или проблемных ситуаций. Работая в микрогруппах, дети погружаются в проблемы, касающиеся темы добровольчества, анализируют, примеряют на себя 9 Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участвуют в игре; решение кейсов; создание «Классного круга добра»; танцевальный флешмоб. разные роли и ситуации. Деятельность микрогруппах по 3 человека позволяет увидеть и услышать разные мнения и точки зрения. *Работа с символом трека «Орлёнок Доброволец» - Кругом Добра 10 3 «Совместное родительское собрание «Наша забота!» Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек? (родным, соседям) Что значит быть добрым рядом с ними? Обучающиеся становятся соучастниками коллективного благородного дела. Важным моментом является то, что родители «включаются» и совместно с детьми и педагогом выбирают то доброе дело, которое им по силам. Дети на примере своих родителей учатся тому, как распределять роли, выполнять поручения, вести конструктивные разговоры - то есть, работе в команде во благо добра. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Обсуждение вопросов; мероприятия на сплочение не только для детей, но и для родителей Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое Встреча волонтером; интервью беседа. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» Кругом Добра. 4 «Доброволец – Встреча с гостем, это доброе который достиг успехов в сердце» области добровольчества. *Работа с символом трека «Орлёнок Доброволец» - Кругом 11 с - Добра Дополняют круг 5 «Подведём итоги» «Классный добра» впечатлениями о встрече. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» Творческая раб Познавательная, Просмотр проблемноценностное фото/видео; общение. обсуждение Взаимодействие – хода трека; групповое, фронтальное, участие в игре; «Классный круг добра». индивидуальное. Дополняем качествами участие в добровольца (выбирая флешмобе из: милосердный, злой, отзывчивый, вредный…) Просмотр видео/слайдшоу о том, как прошёл трек, чем запомнился и что доброго смогли сделать для других. Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. 12 1 «Мастер – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа в парах – расскажите о своих родителях мастерах своего дела друг другу. («Моя мама мастер своего дела. Она ...»). Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама повар. Она мастер готовить салаты» …) Пробуем себя в роли мастера – Что может делать мастер? Хотите 13 Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание стихотворения; просмотр мультфильма; обсуждение вопросов; изготовление оригами; танцевальный флешмоб. попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, делаем простое оригами, дорисовываем, создаем коллективную работу по объединению оригами в единый смысловой сюжет, после чего организовывается творческое выступление учащихся. Подводим итоги: кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Что нужно сделать нам, чтобы стать мастерами? Как мастер создаёт свою работу – «придумывает, делает/ создаёт, показывает и радует других». *Работа с символом трека- Шкатулкой мастера 14 2 «Мастерская Деда Мороза…» Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Взаимодействие – *Работа со шкатулкой групповое, фронтальное, трека «Орлёнок – индивидуальное. Мастер» В шкатулку вкладываем итоги дела – анализ КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят. Реализуем нашу идею (учитель выстраивает занятие на основе этапов коллективнотворческой деятельности). Ребятами под руководством педагога осуществляется изготовление одной большой новогодней гирлянды – для создания новогоднего настроения в классе и чувства коллектива среди обучающихся – идея «одной большой командой делаем общее дело» 15 Отгадывание загадок; деление на группы; танцевальный флешмоб 3 «Класс мастеров» Основной посыл данного занятия – реализация идей по украшению класса или классной ёлки, знакомство с историей новогодних игрушек в России, праздника Нового года в целом. Обучающиеся продолжают создавать себе атмосферу праздника и волшебства своими силами. Отличительной чертой является то, что дело реализуется всеми обучающимися под руководством педагога – дети выдвигают свои предложения, идеи, инициативы. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем идеи по созданию праздника Нового года, игрушки, подарки, сделанные стараниями ребят. 16 Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Реализация идей по украшению класса/классной ёлки; знакомство с историей новогодних игрушек 4 «Классная ёлка» Данное занятие отводится для самого праздника Нового года. Классный коллектив своими силами, идеями, инициативами, с поддержкой педагога и родителей устраивают Новый год на свой лад, соблюдая придуманные ими же традициями. Приглашаются родители, которые становятся зрителями творческих успехов своих детей: актёров, декораторов, художников, костюмеров, сценаристов. Праздник от самого начала до конца пропитан гордостью за свой класс и себя как организатора. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем фотографии праздника Нового года, подарочки, открытки – всё, созданное детьми. 17 Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Украшение классной ёлки; знакомство с историей Нового года. 5 «Новогоднее Занятие – подведение настроение» итогов трека. Смотрят видеоролик / слайд-шоу, демонстрирующие процесс прохождения трека, обучающиеся делятся впечатлениями, мнениями. Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Просмотр фото/видео анализ результатов; составление опорной схемы. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем (например) идеи на будущий год. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период 1 «Утро мы Введение в Познавательная, Танцевальная начнём с тему, игровая, зарядка; зарядки» проблемноценностное мотивация, введение образа общение, целеполагание. ЗОЖика; Знакомство с физкультурноспортивная. работа в парах. понятием «Орлёнок – Взаимодействие – групповое, фронтальное, Спортсмен»: лексическая работа – индивидуальное. значения нового слова. Что такое здоровый образ жизни, из чего он состоит, почему это важно. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» Создаем визуальный 18 образ человека, ведущего здоровый образ жизни, дописывая к нему ответы детей. Учитель должен обратить внимание на слова детей о зарядке. Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показывать на уроках, переменах минизарядки, которые придумывает сама. Дети совместно с педагогом придумывают традиционную утреннюю зарядку, как для школы, так и для дома. Обязательно: создаём памятку с упражнениями, дети забирают её домой. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» 19 2 «Сто затей для всех друзей» Вспоминаем первое занятие. Что получилось сделать дома? Актуализация полезности физкультминуток на уроках и переменах, предложение сделать зарядку утренней традицией. Знакомство с подвижными играми и площадками, где можно в них играть. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Осознание детьми идеи, что зарядка может быть весёлой и энергичной. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» – фиксируем подвижные игры 20 Весёлая Физкультминутка; обсуждение вопроса; участие в подвижных играх; встреча с ЗОЖиком; танцевальная зарядка. 3 4 «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» Спортивные соревнования. Используем плакаты, кричалки. Смена ролей при выполнении этапов: команда каждый раз решает, кто из числа команды будет судить этот этап, кто помогать педагогу с реквизитов. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен»: фиксация мысли, что спортивные игры для всех: и для спортсменов, и для болельщиков, и для судей, и для зрителей. Встреча – подарок с выдающимися спортсменами школы (3-4 действующими ученикамиспортсменами школы). Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть талантливым спортсменом, какие награды можно получить, о тех российских спортсменах, которые являются примером не только для них, но и для многих таких же ребят. *Работа с символом трека «Орлёнок – 21 Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участие в весёлых стартах; проба спортивных ролей детьми. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание рассказа спортсмена школы интервью беседа со спортсменами спортсмен» Фиксация вывода о том, что нужно, чтобы стать профессионалом в спорте» 5 «Азбука здоровья» Подведение итогов. Дети рассматривают фото или видео, как проходил трек, по опорной схеме анализируют и Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. дополняют правила организации подвижных игр, проигрывают новую игру. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен». Составляют «Азбуку здоровья» – тезисно записывают мысли о том, что нужно чтобы быть здоровым 22 Просмотр фото/видео; анализ/дополнение правил подвижных игр Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. 1 «Орлёнок – Введение в тему, хранитель исторической мотивация, целеполагание. памяти» Знакомство с понятием «Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Кто может быть хранителем? Что можно хранить? Для кого хранить? Зачем хранить? Как и где хранить? *Работа с символом трека – альбомом Хранителей исторической памяти – ответы на вопросы собираем в альбом «Мыхранители». Учимся работать в парах /группах. Возможна помощь 23 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное Обсуждение вопросов; просмотр презентации, старых фотографий; работа в паре; просмотр видео о культурных и исторических ценностях региона/страны; историческое фотографирование. На занятии происходит различная деятельность: работа в парах по изучению данных в детской энциклопедии, просмотр наставникастаршеклассника. Дети делают выводы о важности сохранения знаний и материалов об исторической памяти и транслирования её будущим поколениям. Получают ответ на главный вопрос: «Как можно сохранить историческую память?». Проба внести себя в историю класса/школы через фотографирование. *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): вкладываем идеи по сохранению исторической памяти региона, страны 24 познавательного видеоролика об историческом и культурном богатстве своего региона/своей страны, просмотр фотографий о прошлом, старине. 2 «История Данное занятие школы – моя позволяет история» обучающимся ощутить себя как ученика именно этой школы, носителя идей, традиций школы, в которой обучаются самоидентификация себя как ученика школы Занятие отведено на знакомство со школой, где обучаются дети: историей, традициями, героями, выдающимися людьми, которыми гордится школа. Ключевой момент знакомства состоит в том, что оно происходит в виде игры по станциям, где ребята выполняют различные задания и путешествуют по школе, знакомясь с её работниками в том числе. Такой формат занятия позволит не только достичь поставленных целей, но и пробудить в детях чувство гордости за школу. *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителей исторической памяти»: вкладываем опорные схемы по результатам игры по станциям 25 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное Пение в караоке; участие в игре-путешествии; подведение итогов через игровой приём. 3 «Поход в музей» Занятие посвящено знакомству с музеями – школьным, городским, районным. Экскурсия Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей музея познают свой родной город, край. 4 «Поход в музей» *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): дополняем альбом информационными карточками, сделанными детьми, о том, что было увидено в музее Занятие посвящено знакомству с музеями – школьным, городским, районным. Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей музея - познают свой родной город, край. *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): дополняем альбом информационными карточками, сделанными детьми, о том, что было 26 Познавательная, Экскурсия проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. увидено в музее 5 «Историческое К ребятам в класс приходят наставники чаепитие» и учитель истории старших классов (экскурсовод-краевед, историк, родитель-знаток истории). Актуализация полученной на предыдущих встречах информации. Дети за чашкой чая задают интересующие их вопросы по истории и событиям в России. Гости отвечают. Также гости могут задать вопрос ребятам. Самый лучший вопрос поощряется гостями. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное. Чаепитие; встреча с приглашёнными гостями *Работа с альбом Хранителя, подведение итогов: Впечатления и пожелания гостей заносятся в альбом. Дети, которые умеют писать, также могут оставить записи о своих впечатлениях Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. 27 1 «ЭКОЛОГиЯ» Введение в тему. Мотивация, целеполагание Знакомство с понятиями «Экология. Эколог»: лексическая работа – значения новых слов. Обсуждение по вопросам: кто должен беречь природу и заботиться о ней? Просмотр мультфильма «Давайте вместе украшать природу» направляет рассуждения детей к идеям по защите и украшению окружающей среды – первым элементарным шагам в экологию. *Работа с Рюкзачком трека «Орлёнок – Эколог» Вкладываются знаки, характеризующие бережное обращение к природе 28 Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Словесная игра; работа в парах; работа с визуальным образом; подвижная игра; сбор рюкзачка эко лога; участие в игре; просмотр мультфильма 2 «Каким должен быть настоящий эколог?» Мотивация: видеофильм красота природы России. Как сохранить? Уберечь? Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, *Работа с символом фронтальное, трека – Рюкзачком индивидуальное эколога. Составляем правила эколога. Определяют качества эколога. (добавляем в Рюкзачок). Коллективное Обсуждение; участие в игровом упражнении; дополнение рюкзака эколога; работа в группах; отгадывание загадок; работа с карточкой. Посредством игр обучающиеся знакомятся с «визитками» природы: следами животных, пением птиц, описанием особо распространённых растений и животных. 3 4 «В гости к природе» «Мы друзья *Работа с символом трека Рюкзачком эколога. Анализ: дополняем рюкзачок эколога. Данное занятие отводится для экскурсии (в ботанический сад, в лес, в музей). Познавательная, Экскурсия проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, Дети в естественной индивидуальное среде наблюдают за природой, за её явлениями, особенностями, природными «знаками». *Работа с символом трека Рюкзачком эколога: фиксируем полученную на экскурсии информацию Данное занятие Познавательная, 29 Участие в игре; природы» интеллектуальнокреативная игр посвящённая экологии и экологическому поведению обучающихся. игровая, работа в группах проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Через игру обучающиеся отвечают на вопросы о том, что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу; как понимать природу; как природа «говорит» с людьми, когда ей «плохо»? 5 «Орлята – экологи» *Работа с символом трека Рюкзачком эколога: фиксируем «симптомы» болезни природы, устанавливаем взаимовлияющую связь природа-экологиячеловек. Подводим итоги. Организация просмотра слайд-шоу или видео о том, как проходил трек, обсуждение того, как проходил трек, делают выводы об экологической культуре и поведении. Просмотр и обсуждение экологических мультфильмов о природе. *Работа с символом трека – Рюкзачком эколога: дополняем событиями и именами 30 Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Просмотр фото/видео; дополнение «рюкзачка эколога»; просмотр мультфильмов. ребят, которые, по мнению класса, были лучшими в треке. Трек «Орлёнок – Лидер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса, приобретённых ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе. 1 «Лидер – это…» Введение в мотивация, целеполагание. тему, Познавательная, игровая, проблемно- 31 Участие в игре; заполнение чек-листа. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – знакомство с явлением лидерства через игру, учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания. Подведение итогов: Работа с конструктором «Лидер» (собираем понятие «лидер» 32 ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное 2 «Я хочу быть лидером» Обсуждение: кто Познавательная, Участие в игре; может быть лидером? игровая, прослушивание для чего быть проблемноценностное песни/просмотр лидером? общение. мультфильма; Взаимодействие – обсуждение Данное занятие групповое, результатов; подразумевает более фронтальное, танец; глубокое усвоение индивидуальное проведение детьми понятия лидера и игры; лидерства в целом. А проведение также здесь подробно социометрии. разбираются качества лидера. Ключевая точка занятия – проведение педагогом социометрии для изучения атмосферы в классе: дружный коллектив или нет, для понимания педагогом, как в дальнейшем направлять и деятельность класса и выстраивать свою работу. *Работа с символом трека – конструктором «Лидер». Фиксируются качества лидера 33 3 «С Данное занятие подразумевает выход за командой действую» пределы класса. На большой просторной территории классный коллектив будет проходить испытания, направленные на сплочение и командообразование. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Игра на командообразовани е по станциям «Команда». Познавательная, проблемноценностно е общение Взаимодействие – групповое, фронтальное. Встреча; прессконференция В этой игре нет победителей. Она предназначена для того, чтобы улучшить эмоциональную атмосферу класса. Педагогу важно понимать, что для проведения игры ему необходимо дополнительная помощь коллег или старшеклассников-наставнико в. 4 *Работа с конструктором. Выводы по игре «Команда». «Как Смотрят фото/видео как становятся проходил трек. лидерами? Подводят итоги, » обращаясь к конструктору «Лидер». Встреча с администрацией школы по теме: «Традиции школы и ими гордится школа»; пресс-конференция со старшеклассником-лидером; демонстрация классных достижений. *Работа с конструктором. Выводы по встрече с лидерами 34 5 «Мы дружный класс!» Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной». Квест для сплочения коллектива класса, родителей и наставников, коллективные подвижные игры, выпуск итоговой КЛАССной газеты «Какими мы были и вот какими стали!» Познавательная, игровая, проблемноценностно е общение. Взаимодействие Поход; подвижные игры; выпуск газеты. – групповое, фронтальное. *Работа с конструктором. Выводы: Мы теперь лидеры! (Мы тоже лидеры) Календарно-тематическое планирование, 1 класс Срок проведения Тема Количество часов Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» «Мы будем друзьями в классе» «Волшебные слова дружбы» «Правила настоящих друзей» Вводный Орлятский урок 1 Подготовительный этап к участию в Программе сентябрь сентябрь октябрь октябрь 8-9 ноября «Орлёнок – Эрудит» 11 ноября «Кто такой эрудит?» 13 ноября «Эрудит - это…» 18 ноября «Всезнайка» 22 ноября «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 25 ноября «Подведём итоги» «Орлёнок – Доброволец» 29 ноября 2 декабря 6 декабря 9 декабря «От слова – к делу» «Спешить на помощь безвозмездно» «Совместное родительское собрание «Наша забота!» «Доброволец – это доброе сердце» 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 декабря «Орлёнок – Мастер» «Подведём итоги» 1 16 декабря 20 декабря 23 декабря 10 января 13 января «Орлёнок – Спортсмен» «Мастер – это…» «Мастерская Деда Мороза…» «Класс мастеров» «Классная ёлка» «Новогоднее настроение» 1 1 1 1 1 24 января «Утро мы начнём с зарядки» 27 января «Сто затей для всех друзей» 31 января «Весёлые старты» 3 февраля «Самые спортивные ребята моей школы» 8 февраля «Азбука здоровья» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 1 1 1 1 1 21 февраля 24 февраля 28 февраля 03 марта 06 марта «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» «История школы – моя история» «Поход в музей» «Поход в музей» «Историческое чаепитие» 1 1 1 1 1 14 марта 17 марта 4 апреля 7 апреля 11 апреля «Орлёнок – Лидер» «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» «В гости к природе» «Мы друзья природе» «Орлята – экологи» 1 1 1 1 1 14 апреля 18 апреля 21 апреля 25 апреля 28 апреля Подведение итогов «Лидер – это…» «Я хочу быть лидером!» «С командой действую!» «Как становятся лидерами?» «Мы дружный класс» 1 1 1 1 1 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 1-25 мая ИТОГО: 2-4 классы 41 часов 1. Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости 36 классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. и 2. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. 3. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. 37 Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Тематическое планирование № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема раздела Кол-во часов Старт программы Орлёнок – Лидер Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Эколог Орлёнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов 8ч 8ч 7ч 8ч 7ч 8ч 6ч 8ч 6ч Календарно-тематическое планирование 2-4 классы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема Старт программы – 8 ч Встреча с игрой Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Вводный «Орлятский урок» Орлёнок – Лидер – 8 ч Лидер – это… Я могу быть лидером Как стать лидером? С командой действовать готов Верёвочный курс КЛАССный выходной 38 Кол-во часов Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь 1 1 1 1 1 1 октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь 15. Встреча с тем, кто умеет вести за собой 1 октябрь 16. Итоги трека «Мы дружный класс! Орлёнок – Эрудит – 7 ч Кто такой эрудит? 1 октябрь 1 Развиваемся, играя! Я – эрудит, а это значит… ВоображариУМ Могу быть изобретателем КТД «Что такое? Кто такой?» Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» Орлёнок – Мастер 8 ч Мастер – это… Мастерами славится Россия От идеи – к делу! Город Мастеров В гости к мастерам Мастер – это звучит гордо! КТД «Классный театр Путь в мастерство» – подводим итоги Орлёнок – Доброволец – 7 ч От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! КТД «Создай хорошее настроение» С заботой о старших КТД «Коробка храбрости» КТД «Братья наши меньшие» Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» - итоги трека Орлёнок – Спортсмен – 8 ч Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! Должен быть режим у дня О спорт, ты – мир! Сто затей для всех друзей Готовимся к спортивным состязаниям Спортивная игра «У рекордов наши имена» Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» - итоги трека Орлёнок – Эколог – 6 ч ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете Каким должен быть настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог? Восхищаемся красивым миром Экология на практике 1 1 1 1 1 1 октябрьноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь 1 1 1 1 1 1 1 1 декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь 1 1 1 1 1 1 1 январь январь январь январь январь январь январь 1 1 1 1 1 1 1 1 февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль 1 1 март март 1 1 март март 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 39 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Встреча с человеком, которого можно назвать 1 настоящим экологом «Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека 1 Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 8 ч Орлёнок – Хранитель исторической памяти 1 Хранитель семейных традиций 1 Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны 1 Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 1 Знать, чтобы хранить 1 Историческое чаепитие 1 Расскажи мне о России 1 «Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека 1 Подведение итогов – 6 ч Подведение итогов участия в программе в текущем 1 учебном году Подведение итогов участия в программе в текущем 1 учебном году Интеллектуально-познавательные игры 1 Подвижные игры 1 Интеллектуально-познавательные игры 1 Подвижные игры 1 Резерв 1 Резерв 1 40 март март апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель май май май май май май май май Учебно-методическое обеспечение программы реализации курса Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников Материалы для обучающихся Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: Онлайн курс «Академия гражданина» Онлайн курс «Основы социального проектирования» Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)» Онлайн курс «Фотостудия с РДШ» Онлайн курс «Экологическое мышление» Онлайн курс «Совместное лидерство» Онлайн курс «В порядке» Онлайн курс «Медиашкола» Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху» 10.Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Материалы для педагогов Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: 1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ» 2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов) 3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы» 4. Онлайн курс «Формирование гражданской идентичности у обучающихся 4-11 классов» 5. Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда» 6. Онлайн курс «Школа классных кураторов» 7. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ» 8. Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России» 41