МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Алфим
ова
Татьяна
Василь
евна
Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна
Васильевна, SN=Алфимова,
CN=Алфимова Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.26 10:44:52+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Белоглинский район МБОУ СОШ № 32
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
_____________________
Чубукина Л.Ю.
Зам.директора по УВР
_____________________
Петрикина Ю.А.
Директор МБОУ СОШ № 32
__________________________
Алфимова Т.В.
Приказ № 92
от 30.08.2023г
Приказ № 92
от 30.08.2023г
Приказ № 92
от 30.08.2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной учебной дисциплины
«Математическая грамотность»
для 1 класса начального
общего образования
на 2023-2024 учебный год
Учитель: Тимошенко Н.И.
Станица Успенская, 2023
Пояснительная записка
Программа курса «Математическая грамотность» входит во внеурочную
деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности,
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не
столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации.
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной
активности; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого
воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их
доказательности.
Задачи программы:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставления данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способности наблюдать, обобщать, находить простейшие
закономерности.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
выполнении
разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
а справедливости, ответственности;
мышления.
Метапредметные результаты
конкретного задания.
процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
с числовыми головоломками.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
мнение и аргументировать его.
затруднение в пробном действии.
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
аруживать и исправлять ошибки.
вопрос, данные и искомые числа (величины).
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-символические средства для
моделирования ситуации.
овывать) выполняемые и выполненные действия.
верные.
б решения задачи.
задачи.
вверх», «вниз»
указывающие направление движения.
исходной конструкции.
соответствии с заданным контуром конструкции.
условием.
делировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин
и др.) и из развѐрток.
построенную конструкцию с образцом.
В
результате
освоения данной
программы
формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие
требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
материалом;
учителем плану
Познавательные УУД:
работать по предложенному
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
или небольшого текста);
Основные виды деятельности учащихся:
-популярной литературой, связанной с математикой;
Методы проведения занятий
Формы проведения занятий
его возможностей);
отработке определенной темы);
,
конкурсам).
Основные принципы распределения учебного материала:
заданий каждый
год.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
Содержание учебного предмета.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию
наблюдательности,
геометрической зоркости, умения
анализировать,
догадываться, рассуждать,
доказывать,
умения
решать
учебную
задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от
образца,
проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска,
развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность
научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход –
ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных
математических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы
детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические
факты, способные дать простор
воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики,
а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового
предмета
– математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического
образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному
применению математической терминологии и т.д.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Наименование тем курса
Всего
Виды деятельности
часов
1. Вводное занятие:
Определение интересов, 16.01
1
«Удивительный мир математики»
склонностей учащихся.
2. «Из истории чисел и цифр» (Как
люди научились считать).
1
выполнение
заданий 23.01
презентации «Как люди
научились считать»
3. Интересные приемы устного счѐта.
Практикум «Подумай и реши».
1
устный счѐт
30.01
4. Виды цифр. Решение занимательных задач 1
в стихах. Игра «Знай свое место».
5. Ребус. Правила разгадывания ребусов.
(Учимся отгадывать ребусы)
1
6. Монеты в 1р., 2р., 5 р., 10 р.. Размен монет 1
и купюр. Оплата проезда.
7. Математические игры.
Коллективный счѐт. Игра « Думай, считай,
отгадывай».
8. Ребусы и логические задачи.
Отгадывание и решение. Ребус. Правила
разгадывания ребусов: прибавление при
чтении буквы «у»,
1
1
работа
в
6.02
группах:
инсценирование загадок,
решение задач
Работа
в
группах, 13.02
решение задач,
составление
математических ребусов
Игра в магазин, оплата 20.02
покупки, оплата
проезда
решение
теста
- 27.02
кроссворда
работа с алгоритмом
5.03
Составление задач
12.03
составление задач
19.03
прибавление при чтении предлогов «за» или
«перед», добавление при чтении слога «по»,
прибавление при чтении предлога «с».
9. Последовательность «шагов» (алгоритм)
1
решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
10. Ориентировка в тексте задачи,
1
выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин).
11.Задачи с неполными данными, лишними, 1
нереальными данными.
12. Единицы
времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с
часами (циферблат с римскими цифрами), с
календарем (запись даты рождения с
использованием римских цифр в
обозначении месяца, запись
знаменательных
1
составление
задач, 2.04
требующих
математического
решения
Работа
с
9.04
часами,
с
календарем
дат).
13. Задачи с некорректными данными, с
избыточным составом условия.
1
14. Задачи на оперирование
понятиями «все»,
«некоторые», «отдельные».
1
15. Задачи с изменением вопроса. Задачи на 1
установления сходства и соответствия.
16. Задачи на установление временных,
пространственных и функциональных
отношений.
2
17. Задачи на комбинированные действия.
Решение нестандартных задач.
1
работа
в
группах 16.04
«Найди пару»
самостоятельное
23.04
решение
задач
с
одинаковыми цифрами
Анализ,
составление 7.05
задач
решение задач
14.05
на установление
причинноследственных
отношений
решение задач
на установление
причинноследственных
отношений
21.05
.
Методическое обеспечение программы
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1-2классы. – Волгоград: Учитель,
2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребѐнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефѐдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал