МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Алфим ова Татьяна Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.26 10:44:52+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Белоглинский район МБОУ СОШ № 32 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО _____________________ Чубукина Л.Ю. Зам.директора по УВР _____________________ Петрикина Ю.А. Директор МБОУ СОШ № 32 __________________________ Алфимова Т.В. Приказ № 92 от 30.08.2023г Приказ № 92 от 30.08.2023г Приказ № 92 от 30.08.2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной учебной дисциплины «Математическая грамотность» для 1 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Учитель: Тимошенко Н.И. Станица Успенская, 2023 Пояснительная записка Программа курса «Математическая грамотность» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности. Задачи программы: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; - освоение эвристических приемов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставления данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способности наблюдать, обобщать, находить простейшие закономерности. Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного курса являются: выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; а справедливости, ответственности; мышления. Метапредметные результаты конкретного задания. процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. с числовыми головоломками. Действовать в соответствии с заданными правилами. мнение и аргументировать его. затруднение в пробном действии. мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. аруживать и исправлять ошибки. вопрос, данные и искомые числа (величины). рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. -символические средства для моделирования ситуации. овывать) выполняемые и выполненные действия. верные. б решения задачи. задачи. вверх», «вниз» указывающие направление движения. исходной конструкции. соответствии с заданным контуром конструкции. условием. делировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток. построенную конструкцию с образцом. В результате освоения данной программы формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Регулятивные УУД: материалом; учителем плану Познавательные УУД: работать по предложенному подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: или небольшого текста); Основные виды деятельности учащихся: -популярной литературой, связанной с математикой; Методы проведения занятий Формы проведения занятий его возможностей); отработке определенной темы); , конкурсам). Основные принципы распределения учебного материала: заданий каждый год. Итоговый контроль осуществляется в формах: Содержание учебного предмета. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Календарно-тематическое планирование Дата Наименование тем курса Всего Виды деятельности часов 1. Вводное занятие: Определение интересов, 16.01 1 «Удивительный мир математики» склонностей учащихся. 2. «Из истории чисел и цифр» (Как люди научились считать). 1 выполнение заданий 23.01 презентации «Как люди научились считать» 3. Интересные приемы устного счѐта. Практикум «Подумай и реши». 1 устный счѐт 30.01 4. Виды цифр. Решение занимательных задач 1 в стихах. Игра «Знай свое место». 5. Ребус. Правила разгадывания ребусов. (Учимся отгадывать ребусы) 1 6. Монеты в 1р., 2р., 5 р., 10 р.. Размен монет 1 и купюр. Оплата проезда. 7. Математические игры. Коллективный счѐт. Игра « Думай, считай, отгадывай». 8. Ребусы и логические задачи. Отгадывание и решение. Ребус. Правила разгадывания ребусов: прибавление при чтении буквы «у», 1 1 работа в 6.02 группах: инсценирование загадок, решение задач Работа в группах, 13.02 решение задач, составление математических ребусов Игра в магазин, оплата 20.02 покупки, оплата проезда решение теста - 27.02 кроссворда работа с алгоритмом 5.03 Составление задач 12.03 составление задач 19.03 прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». 9. Последовательность «шагов» (алгоритм) 1 решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. 10. Ориентировка в тексте задачи, 1 выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). 11.Задачи с неполными данными, лишними, 1 нереальными данными. 12. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных 1 составление задач, 2.04 требующих математического решения Работа с 9.04 часами, с календарем дат). 13. Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. 1 14. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». 1 15. Задачи с изменением вопроса. Задачи на 1 установления сходства и соответствия. 16. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. 2 17. Задачи на комбинированные действия. Решение нестандартных задач. 1 работа в группах 16.04 «Найди пару» самостоятельное 23.04 решение задач с одинаковыми цифрами Анализ, составление 7.05 задач решение задач 14.05 на установление причинноследственных отношений решение задач на установление причинноследственных отношений 21.05 . Методическое обеспечение программы Список литературы 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1-2классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребѐнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 10.Узорова О. В., Нефѐдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал