Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района»
имени Героя Советского Союза Литвинова Владимира Ивановича
(наименование образовательного учреждения)
Алфим
ова
Татьяна
Василь
евна
Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна
Васильевна, SN=Алфимова,
CN=Алфимова Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.25 11:56:10+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №32 МО Белоглинский
от 30 августа 2023 года приказ № 92
Председатель _______ Т.В.Алфимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
Уровень образования (класс): среднее (полное) общее, 10 - 11 класс
Количество часов ___136______
Учитель физики МБОУ СОШ №32 Цыганкова Ксения Сергеевна
Программа разработана
образования.
в
соответствии
с
ФГОС
среднего
общего
с учетом авторской программы А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие
программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Просвещение, 2017 г.
с учетом УМК: Физика 10 кл: учебник для общеобразоват. организаций:
базовый и углубл. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. М.:
Просвещение, 2019. Физика. 11 класс: учебник для общеобразоват.
организаций: базовый и углубл. уровни / Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев,
В.М.Чаругин. М.: Просвещение, 2020.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике для средней школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы
среднего (полного) общего образования МБОУ СОШ № 32 Белоглинского района, а также
на основе авторской программы А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы.
Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, Просвещение, 2017 г.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится
2 часа в неделю, 68 часов в год в 10 классе, 2 часа в неделю, 68 часов в год в 11 классе.
Используемые учебники: Физика: учебник для 10 класса / Г.Я. Мякишев, Б.Б.
Бухонцев, Н.Н. Сотский, М.: «Просвещение», 2018 г., Физика: учебник для 11 класса / Г.Я.
Мякишев, Б.Б. Бухонцев, Н.Н. Сотский, М.: «Просвещение», 2018 г.
На основании методических рекомендаций «О составлении рабочих программ
учебных предметов и календарно-тематического планирования» №47-01-13-14546/21 от
Министерства образования, науки и молодежной политики внесены обновления четвертого
раздела рабочей программы в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 11
декабря 2020 г. №712 о внесении изменений во ФГОС общего образования, в части рабочих
программ учебных предметов, курсов, которые с 2021-2022 учебного года должны
содержать тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим
и тепловым оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний;
—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.
Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета;
Экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
целей и применять их на практике;
- использование различных источников для получения физической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих
действий;
- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
- умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать
свои взгляды, вести дискуссию.
Предметные результаты
Тема
Обучаемый научится
Обучаемый получит возможность научиться
Введение (Физи
ка и методы
научного
познания)
- давать определения понятиям: базовые физические величины,
физический закон, научная гипотеза, модель в физике и
микромире,
элементарная
частица,
фундаментальное
взаимодействие;
- называть базовые физические величины, кратные и дольные
единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий. Их
характеристики, радиус действия;
- делать выводы о границах применимости физических теорий, их
преемственности, существовании связей и зависимостей между
физическими величинами;
- интерпретировать физическую информацию, полученную из
других источников
- давать определения понятиям: механическое движение,
материальная точка, тело отсчета, система координат, равномерное
прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное
движение,
равнопеременное
движение,
периодическое
(вращательное) движение;
- использовать для описания механического движения
кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь,
средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорость,
мгновенное и центростремительное ускорение, период, частота;
- называть основные понятия кинематики;
- воспроизводить опыты Галилея для изучения свободного падения
тел, описывать эксперименты по измерению ускорения свободного
падения;
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий
Механика
Кинематика
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать
системную связь
между
основополагающими
научными
понятиями:
пространство, время, движение;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- делать выводы об особенностях свободного падения тел в - самостоятельно планировать и проводить
вакууме и в воздухе;
физические эксперименты;
- применять полученные знания в решении задач
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели (материальная точка, математический
маятник), используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- объяснять условия применения физических моделей
при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки.
Динамика
- давать определения понятиям: инерциальная и неинерциальная
система отсчёта, инертность,
сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры,
сила натяжения. Вес тела, сила трения покоя, сила трения
скольжения, сила трения качения;
- формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил,
закон всемирного тяготения, закон Гука;
- описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной
постоянной, опыт по сохранению состояния покоя (опыт,
подтверждающий закон инерции), эксперимент по измерению
трения скольжения;
- делать выводы о механизме возникновения силы упругости с
помощью механической модели кристалла;
- прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов
при длительных космических полетах;
- применять полученные знания для решения задач
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать
системную связь
между
основополагающими
научными
понятиями:
пространство, время, движение;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи, используя несколько
физических законов или формул, связывающих
известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
- объяснять условия применения физических моделей
при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки.
Законы
сохранения
механике
- давать определения понятиям: замкнутая система; реактивное
в движение; устойчивое, неустойчивое, безразличное равновесия;
потенциальные силы, абсолютно упругий и абсолютно неупругий
удар; физическим величинам: механическая работа, мощность,
энергия, потенциальная, кинетическая и полная механическая
энергия;
- формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом
границ их применимости;
- делать выводы и умозаключения о преимуществах использования
энергетического подхода при решении ряда задач динамики
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать
системную связь
между
основополагающими
научными
понятиями:
пространство, время, движение, сила, энергия;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие
перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики
изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей
при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки.
Статика
- давать определения понятиям: равновесие материальной точки,
равновесие твердого тела, момент силы;
- формулировать условия равновесия;
- применять полученные знания для объяснения явлений,
наблюдаемых в природе и в быту
Основы
гидромеханики
-давать определения понятиям: давление, равновесие жидкости и
газа;
- формулировать закон Паскаля, Закон Архимеда;
- воспроизводить условия равновесия жидкости и газа, условия
плавания тел;
- применять полученные знания для объяснения явлений,
наблюдаемых в природе и в быту
Молекулярная
физика
и
термодинамика.
Молекулярно-
- давать определения понятиям: микроскопические и
макроскопические
параметры;
стационарное
равновесное
состояние газа. Температура газа, абсолютный ноль температуры,
изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы;
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
кинетическая
теория
- воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической
теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона-Менделеева, закон
Гей-Люссака, закон Шарля.
- формулировать условия идеального газа, описывать явления
ионизации;
- использовать статистический подход для описания поведения
совокупности большого числа частиц, включающий введение
микроскопических и макроскопических параметров;
- описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие
устанавливать для газа взаимосвязь между его давлением,
объемом, массой и температурой;
- объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической
теории.
- применять полученные знания для объяснения явлений,
наблюдаемых в природе и в быту
Основы
термодинамики
- давать определения понятиям: теплообмен, теплоизолированная
система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый
процесс, физических величин: внутренняя энергия, количество
теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя,
молекула, атом, «реальный газ», насыщенный пар;
- понимать смысл величин: относительная влажность, парциальное
давление;
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать
системную связь
между
основополагающими
научными
понятиями:
пространство, время, движение, сила, энергия;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие
перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики
изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей
при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие
перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
Основы
электродинами
ки
Электростатика
Законы
постоянного
электрического
тока
- называть основные положения и основную физическую модель
молекулярно-кинетической теории строения вещества;
- классифицировать агрегатные состояния вещества;
- характеризовать изменение структуры агрегатных состояний
вещества при фазовых переходах
- формулировать первый и второй законы термодинамики;
- объяснять особенность температуры как параметра состояния
системы;
- описывать опыты, иллюстрирующие изменение внутренней
энергии при совершении работы;
- делать выводы о том, что явление диффузии является
необратимым процессом;
- применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей
для рационального природопользования и охраны окружающей
среды
- давать определения понятиям: точечный заряд, электризация тел;
электрически изолированная система тел, электрическое поле,
линии напряженности электрического поля, свободные и
связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин:
электрический заряд, напряженность электрического поля,
относительная диэлектрическая проницаемость среды;
- формулировать закон сохранения электрического заряда, закон
Кулона, границы их применимости;
- описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел
и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению
электроемкости конденсатора;
- применять полученные знания для безопасного использования
бытовых приборов и технических устройств
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики
изученных машин, приборов и технических устройств;
- давать определения понятиям: электрический ток, постоянный
электрический
ток,
источник
тока,
сторонние
силы,
сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное
соединение проводников; физическим величинам: сила тока, ЭДС,
сопротивление проводника, мощность электрического тока;
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- объяснять условия существования электрического тока;
- описывать демонстрационный опыт на последовательное и
параллельное соединение проводников, тепловое действие
электрического тока, передачу мощности от источника к
потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по
измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и
вольтметра;
- использовать законы Ома для однородного проводника и
замкнутой цепи, закон Джоуля-Ленца для расчета электрических
цепей.
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики
изученных машин, приборов и технических устройств;
Электрический
- понимать основные положения электронной теории
ток в различных проводимости
металлов,
как
зависит
сопротивление
средах
металлического проводника от температуры
- объяснять условия существования электрического тока в
металлах, полупроводниках, жидкостях и газах;
- называть основные носители зарядов в металлах, жидкостях,
полупроводниках, газах и условия при которых ток возникает;
- формулировать закон Фарадея;
- применять полученные знания для объяснения явлений,
наблюдаемых в природе и в быту
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
11 класс
Тема
Обучаемый научится
Обучаемый получит возможность научиться
Основы
электродинами
ки
(продолжение)
Магнитное поле
Электромагнитн
ая индукция
Давать определения понятий: магнитное поле, индукция
магнитного поля, вихревое поле, сила Ампера, сила Лоренца,
ферромагнетик,
домен,
температура
Кюри,
магнитная
проницаемость вещества. Давать определение единицы индукции
магнитного поля. Перечислять основные свойства магнитного
поля.
Изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого
проводника с током, катушки с током.
Наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной
стрелки и проводника с током, действия магнитного поля на
движущуюся заряженную частицу.
Формулировать закон Ампера, границы его применимости.
Определять направление линий индукции магнитного поля с
помощью правила буравчика, направление векторов силы Ампера
и силы Лоренца с помощью правила левой руки.
Применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца
при решении задач.
Давать определения понятий: явление электромагнитной
индукции, магнитный поток, ЭДС индукции, индуктивность,
самоиндукция, ЭДС самоиндукции.
Распознавать,
воспроизводить,
наблюдать
явление
электромагнитной индукции, показывать причинно-следственные
связи при наблюдении явления. Наблюдать и анализировать
эксперименты, демонстрирующие правило Ленца.
Формулировать правило Ленца, закон электромагнитной
индукции, границы его применимости.
Исследовать явление электромагнитной индукции.
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий
Объяснять принцип работы циклотрона и массспектрографа.
Исследовать магнитные свойства тел, изготовленных
из разных материалов.
Объяснять принцип действия электроизмерительных
приборов, громкоговорителя и электродвигателя.
Перечислять условия, при которых возникает
индукционный ток в замкнутом контуре, катушке.
Определять роль железного сердечника в катушке.
Изображать графически внешнее и индукционное
магнитные
поля.
Определять
направление
индукционного тока в конкретной ситуации.
самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели (материальная точка, математический
маятник), используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- Описывать процесс возникновения ЭДС индукции в
движущихся проводниках.
Колебания
и - Давать определения понятий: колебания, колебательная система,
механические колебания, гармонические колебания, свободные
волны.
Механические
колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания,
колебания
резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная
частота, фаза.
Перечислять условия возникновения колебаний. Приводить
примеры колебательных систем.
Описывать модели: пружинный маятник, математический
маятник. Перечислять виды колебательного движения, их
свойства.
Распознавать,
воспроизводить,
наблюдать
гармонические колебания, свободные колебания, затухающие
колебания, вынужденные колебания, резонанс.
Перечислять способы получения свободных и вынужденных
механических колебаний.
Составлять уравнение механических колебаний, записывать его
решение.
Находить в конкретных ситуациях значения периода колебаний
математического и пружинного маятника, энергии маятника.
Объяснять превращения энергии при колебаниях математического
маятника и груза на пружине.
Электромагнитн
ые
колебания
- Давать определения понятий: электромагнитные колебания,
колебательный контур, свободные электромагнитные колебания,
вынужденные
электромагнитные
колебания,
переменный
электрический ток, активное сопротивление, действующее
значение силы тока, действующее значение напряжения,
трансформатор, коэффициент трансформации. Изображать схему
колебательного контура и описывать принцип его работы.
Распознавать,
воспроизводить,
наблюдать
свободные
электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные
колебания, резонанс в цепи переменного тока.
Представлять принцип действия электрогенератора и
электродинамического микрофона.
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать
системную связь
между
основополагающими
научными
понятиями:
пространство, время, движение;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи, используя несколько
физических законов или формул, связывающих
известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
- Изображать графически зависимость амплитуды
вынужденных колебаний от частоты вынуждающей
силы. Анализировать изменение данного графика при
изменении трения в системе.
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
Анализировать превращения энергии в колебательном контуре при
электромагнитных колебаниях.
Определять по графику колебаний его характеристики: амплитуду,
период и частоту.
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие
перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- Проводить аналогию между механическими и
электромагнитными колебаниями.
Механические
волны
- Давать определения понятий: механическая волна, поперечная
волна, продольная волна, скорость волны, длина волны, фаза
волны, звуковая волна, громкость звука, высота тона, тембр,
отражение, преломление, поглощение, интерференция, дифракция,
поляризация механических волн, когерентные источники, стоячая
волна, акустический резонанс, плоскополяризованная волна.
Перечислять свойства и характеристики механических волн.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать механические волны,
поперечные волны, продольные волны, отражение, преломление,
поглощение, интерференцию, дифракцию и поляризацию
механических волн.
Называть характеристики волн: скорость, частота, длина волны,
разность фаз.
Определять в конкретных ситуациях скорости, частоты, длины
волны, разности фаз волн.
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты
Записывать и составлять в конкретных ситуациях
уравнение гармонической бегущей волны.
Электромагнитн
ые волны
- Давать определения понятий: электромагнитное поле, вихревое
электрическое поле, электромагнитные волны, скорость волны,
длина волны, фаза волны, волновая поверхность, фронт волны,
луч, плотность потока излучения, точечный источник излучения,
отражение, преломление, поглощение, интерференция, дифракция,
поперечность, поляризация электромагнитных волн, радиосвязь,
радиолокация, амплитудная модуляция, детектирование.
Объяснять взаимосвязь переменных электрического и магнитного
полей. Рисовать схему распространения электромагнитной волны.
Перечислять свойства и характеристики электромагнитных волн.
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- Объяснять процессы в открытом колебательном
контуре,
принцип
излучения
и
регистрации
электромагнитных волн.
Объяснять принципы осуществления процессов
модуляции
и
детектирования.
Изображать
принципиальные
схемы
радиопередатчика
и
радиоприемника. Осуществлять радиопередачу и
радиоприём.
Оптика.
Световые
волны.
Давать определения понятий: свет, геометрическая оптика,
световой луч, скорость света, отражение света, преломление света,
полное отражение света, угол падения, угол отражения, угол
преломления,
относительный
показатель
преломления,
абсолютный показатель преломления, линза, фокусное расстояние
линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция
света, дифракция света, дифракционная решетка, поляризация
света, естественный свет, плоскополяризованный свет.
Описывать методы измерения скорости света.
Перечислять свойства световых волн.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать распространение
световых волн, отражение, преломление, поглощение, дисперсию,
интерференцию, дифракцию и поляризацию световых волн.
Формулировать принцип Г юйгенса, законы отражения и
преломления света, границы их применимости.
Строить ход луча в плоскопараллельной пластине, треугольной
призме, поворотной призме, оборачивающей призме, тонкой линзе.
Строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе.
Перечислять виды линз, их основные характеристики —
оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая сила.
Находить в конкретной ситуации значения угла падения, угла
отражения, угла преломления, относительного показателя
преломления, абсолютного показателя преломления, скорости
света в среде, фокусного расстояния, оптической силы линзы,
увеличения линзы, периода дифракционной решетки, положения.
интерференционных и дифракционных максимумов и минимумов.
Записывать формулу тонкой линзы, находить в конкретных
ситуациях с её помощью неизвестные величины.
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать
системную связь
между
основополагающими
научными
понятиями:
пространство, время, движение, сила, энергия;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие
перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
Перечислять области применения интерференции
света, дифракции света, поляризации света.
Излучение
спектры
Объяснять принцип коррекции зрения с помощью очков.
Экспериментально определять показатель преломления среды,
фокусное расстояние собирающей и рассеивающей линзы, длину
световой волны с помощью дифракционной решетки
и Давать
определения
понятий:
тепловое
излучение,
электролюминесценция,
катодолюминесценция,
хемилюминесценция, фотолюминесценция, сплошной спектр,
линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр поглощения,
спектральный анализ.
Перечислять виды спектров. Распознавать, воспроизводить,
наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый
спектр, спектр излучения и поглощения.
Перечислять виды электромагнитных излучений, их источники,
свойства, применение.
Сравнивать свойства электромагнитных волн разной частоты
Основы
специальной
теории
относительност
и.
Основы
специальной
теории
относительност
и (СТО)
- Давать определения понятий: событие, постулат, собственная
инерциальная система отсчета, собственное время, собственная
длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя.
Формулировать постулаты СТО.
Записывать выражение для энергии покоя и полной энергии частиц.
Квантовая
физика.
Световые
кванты
- Давать определения понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения,
задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница
фотоэффекта;
Распознавать, наблюдать явление фотоэффекта.
Описывать опыты Столетова.
Проверять гипотезы: угол преломления прямо
пропорционален углу падения, при плотном сложении
двух линз оптические силы складываются
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- Изображать, объяснять и анализировать кривую
зависимости распределения энергии в спектре
абсолютно черного тела.
Объяснять противоречия между классической
механикой и электродинамикой Максвелла и причины
появления СТО.
- Формулировать выводы из постулатов СТО и
объяснять релятивистские эффекты сокращения
размеров тела и замедления времени между двумя
событиями с точки зрения движущейся системы
отсчета. Анализировать формулу релятивистского
закона сложения скоростей.
Проводить
мысленные
эксперименты,
подтверждающие постулаты СТО и их следствия.
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- Формулировать предмет и задачи квантовой физики.
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
Атомная физика
Физика
атомного ядра
Формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта.
Анализировать законы фотоэффекта.
Записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью
неизвестные величины.
Находить в конкретных ситуациях значения максимальной
кинетической энергии фотоэлектронов, скорости фотоэлектронов,
работы выхода, запирающего напряжения, частоты и длины волны,
частоты и длины волны, соответствующих красной границе
фотоэффекта.
Приводить примеры использования фотоэффекта.
Объяснять суть корпускулярно-волнового дуализма.
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- Описывать опыты Лебедева по измерению давления
света и Вавилова по оптике ;
Давать определения понятий: атомное ядро, энергетический
уровень, энергия ионизации;.
Описывать опыты Резерфорда.
Описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда.
Рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры.
Формулировать квантовые постулаты Бора. Объяснять линейчатые
спектры атома водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны
испускаемого фотона при переходе атома из одного стационарного
состояния в другое, энергию ионизации атома
Давать определения понятий: массовое число, нуклоны, ядерные
силы, виртуальные частицы, дефект масс, энергия связи, удельная
энергия связи атомных ядер, радиоактивность, активность
радиоактивного вещества, период полураспада, искусственная
радиоактивность, ядерные реакции, энергетический выход ядерной
реакции, цепная ядерная реакция, коэффициент размножения
нейтронов,
критическая
масса,
реакторы-размножители,
термоядерная реакция.
Сравнивать свойства протона и нейтрона.
Описывать протонно-нейтронную модель ядра.
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- находить значения радиусов стационарных орбит
электронов в атоме.
Описывать устройство и объяснять принцип действия
лазера;
Перечислять и описывать методы наблюдения и
регистрации элементарных частиц. Наблюдать треки
альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрировать
ядерные излучения с помощью счётчика Гейгера.
Определять импульс и энергию частицы при движении
в магнитном поле (по фотографиям).
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
Элементарные
частицы
Строение
Вселенной.
Солнечная
Система.
Строение
Вселенной
Определять состав ядер различных элементов с помощью таблицы
Менделеева. Изображать и читать схемы атомов.
Сравнивать силу электрического отталкивания протонов и силу
связи нуклонов в ядре.
Перечислять виды радиоактивного распада атомных ядер.
Сравнивать свойства альфа-, бета- и гамма-излучений. Записывать
правила смещения при радиоактивных распадах. Определять
элементы, образующиеся в результате радиоактивных распадов.
Записывать, объяснять закон радиоактивного распада, указывать
границы его применимости. Определять в конкретных ситуациях
число нераспавшихся ядер, число распавшихся ядер, период
полураспада
Давать определения понятий: аннигиляция, лептоны, адроны,
кварк, глюон.
Перечислять основные свойства элементарных частиц.
Выделять группы элементарных частиц.
Перечислять законы сохранения, которые выполняются при
превращениях частиц.
Описывать процессы аннигиляции частиц и античастиц и
рождения электрон-позитронных пар.
Называть и сравнивать виды фундаментальных взаимодействий.
Описывать роль ускорителей в изучении элементарных частиц.
Называть основные виды ускорителей элементарных частиц.
Находить в литературе и в Интернете сведения об истории
открытия элементарных частиц, о трёх этапах в развитии физики
элементарных частиц.
Описывать современную физическую картину мира.
Давать определения понятий: небесная сфера, эклиптика,
небесный экватор, полюс мира, ось мира, круг склонения, прямое
восхождение, склонение, параллакс, парсек, астрономическая
единица, перигелий, афелий, солнечное затмение, лунное
затмение, планеты земной группы, планеты-гиганты, астероид,
метеор, метеорит, фотосфера, светимость, протуберанец,
решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
выдвигать
гипотезы
на
основе
знания
основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и
расчетные физические задачи с выбором физической
модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины,
в контексте межпредметных связей;
- понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее применимости и место
в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств,
а
также
прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
протозвезда, сверхновая звезда, галактика, квазар, красное
смещение, теория Большого взрыва, возраст Вселенной.
Наблюдать Луну и планеты в телескоп.
Выделять особенности системы Земля—Луна.
Распознавать, моделировать, наблюдать лунные и солнечные
затмения.
Объяснять приливы и отливы.
Описывать строение Солнечной системы. Перечислять планеты и
виды малых тел.
Описывать строение Солнца.
Наблюдать солнечные пятна. Соблюдать правила безопасности
при наблюдении Солнца.
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
Объяснять суть понятий «тёмная материя» и
«тёмная энергия». Приводить примеры использования
законов физики для объяснения природы космических
объектов.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
10 класс
Введение (Физика и естественно-научный метод познания природы) 1 ч.
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования
физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон
– границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место
физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности
людей. Физика и культура.
Механика. 27 ч.
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения.
Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения
механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.
Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
Лабораторная работа №3 «Измерение жёсткости пружины»
Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения»
Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»
Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»
Молекулярная физика. Термодинамика. 17 ч.
Молекулярно-кинетическая
теория
(МКТ)
строения
вещества
и
ее
экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.
Изопроцессы.
Агрегатные состояния вещества.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней
энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы
действия тепловых машин.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №7. «Экспериментальная поверка закона Гей-Люссака»
Основы электродинамики. 17 ч.
Электрическое
поле.
Закон
Кулона.
Напряженность
и
потенциал
электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной
цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №8. «Изучение последовательного и параллельного
соединения проводников»
Лабораторная работа №9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника
тока»
Резерв 6 ч
11 класс
Основы электродинамики (продолжение). 9 ч.
Магнитное поле. 5 ч.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Действие
магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера.
Сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитные свойства вещества.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Электромагнитная индукция. 4 ч.
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон
электромагнитной индукции.
Электромагнитное поле. Практическое применение закона электромагнитной
индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Колебания и волны (15 ч.)
Механические колебания (3 ч.)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический и пружинный
маятники. Превращения энергии при колебаниях. Амплитуда, период, частота, фаза
колебаний. Вынужденные колебания, резонанс.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи
маятника»
Электромагнитные колебания (5 ч)
Электромагнитные колебания.
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Переменный ток.
Механические волны (3 ч).
Механические волны. Поперечные и продольные волны. Энергия волны.
Электромагнитные волны (4 ч).
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Вихревое электрическое поле.
Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.
Оптика (13ч)
Световые волны. Геометрическая и волновая оптика (11 ч).
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде.
Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность.
Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение
электромагнитных излучений.
Излучение и спектры (2 ч).
Виды излучений. Источники света. Спектры. Спектральный анализ.
Шкала электромагнитных волн.
Наблюдение спектров.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа № 5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния
собирающей линзы»
Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»
Лабораторная работа №7 «Оценка информационной емкости компакт-диска (CD)»
Основы специальной теории относительности (3 ч).
Основы специальной теории относительности (СТО) (3 ч).
Постулаты СТО: инвариантность модуля скорости света в вакууме, принцип
относительности Эйнштейна.
Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя
Квантовая физика (17 ч).
Световые кванты (5 ч).
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Уравнение А. Эйнштейна для
фотоэффекта.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Атомная физика (3 ч).
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе
квантовых постулатов Бора.
Физика атомного ядра (7 ч).
Состав и строение атомного ядра. Дефект массы и энергия связи ядра.
Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада.
Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер.
Применение ядерной энергии.
Элементарные частицы (2 ч).
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Ускорители элементарных частиц
Лабораторные работы
Лабораторная работа №8 « Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Строение Вселенной (5 ч).
Солнечная Система. Строение Вселенной.
Видимые движения небесных тел. Законы Кеплера.
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна.
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.
Повторение (6 ч).
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы:
10 класс
Раздел
1. Введение
2. Механика
Колво
часов
Темы
1
Физика
и
естественнонаучный
метод
познания природы
27
Колво
часов
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)
1
- дают определения понятиям: базовые физические величины,
физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире,
элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
Кинематика
6
Законы динамики
Ньютона
4
Силы в механике
5
Закон сохранения
импульса
3
Закон сохранения
механической
энергии
4
Статика
3
Основы
гидромеханики
2
- дают определения понятиям: механическое движение,
материальная точка, тело отсчета, система координат, равномерное
прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное
движение,
равнопеременное
движение,
периодическое
(вращательное) движение;
- формулируют законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон
всемирного тяготения,;- применяют полученные знания для решения
задач
- выполняют построение сил, приложенных к телу, определяют их
природу и значение. Формулируют закон Гука.
- формулируют закон сохранения импульса с учетом границ их
применимости;
- делают выводы и умозаключения о преимуществах использования
энергетического подхода при решении ряда задач динамики
формулируют закон сохранения механической энергии с учетом
границ
их
применимости;
- делают выводы и умозаключения о преимуществах использования
энергетического подхода при решении ряда задач динамики
- дают определения понятиям: равновесие материальной точки,
равновесие твердого тела, момент силы;
- формулируют условия равновесия;
- применяют полученные знания для объяснения явлений,
наблюдаемых в природе и в быту
-дают определения понятиям: давление, равновесие жидкости и газа;
- формулируют закон Паскаля, Закон Архимеда;
- воспроизводят условия равновесия жидкости и газа, условия
плавания тел;
- применяют полученные знания для объяснения явлений,
наблюдаемых в природе и в быту
Основные
направления
воспитательной деятельности
Ценности научного познания,
Экологическое воспитание.
Ценности научного познания.
Гражданское
и
духовнонравственное
воспитание.
Эстетическое воспитание.
3.
Молекулярная
физика
и
термодинамика
4.
Основы
электродинамики
17
Основы
молекулярнокинетической
теории (МКТ)
3
Уравнения
состояния газа
4
Взаимные
превращения
жидкости и газа
Жидкости
1
Твердые тела
1
Основы
термодинамики
7
1
Электростатика
6
Законы
постоянного тока
7
18
дают
определения
понятиям:
микроскопические
и
макроскопические параметры; стационарное равновесное состояние
газа. Температура газа, абсолютный ноль температуры, изопроцесс;
изотермический, изобарный и изохорный процессы;
- воспроизводят основное уравнение молекулярно-кинетической
теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона-Менделеева, закон
Гей-Люссака, закон Шарля.
-воспроизводят основное уравнение молекулярно-кинетической
теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона-Менделеева, закон
Гей-Люссака, закон Шарля.
- понимают смысл величин: относительная влажность, парциальное
давление;
- называют основные положения и основную физическую модель
молекулярно-кинетической теории строения вещества;
- классифицируют агрегатные состояния вещества;
- характеризуют изменение структуры агрегатных состояний
вещества при фазовых переходах
- дают определения понятиям: теплообмен, теплоизолированная
система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый
процесс, физических величин: внутренняя энергия, количество
теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя,
молекула, атом, «реальный газ», насыщенный пар;
- понимают смысл величин: относительная влажность, парциальное
давление;
- называют основные положения и основную физическую модель
молекулярно-кинетической теории строения вещества;
- классифицируют агрегатные состояния вещества;
- характеризуют изменение структуры агрегатных состояний
вещества при фазовых переходах
- формулируют первый и второй законы термодинамики;
- дают определения понятиям: точечный заряд, электризация тел;
электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии
напряженности электрического поля, свободные и связанные
заряды,
поляризация
диэлектрика;
физических
величин:
электрический заряд, напряженность электрического поля,
относительная диэлектрическая проницаемость среды;
- формулируют закон сохранения электрического заряда, закон
Кулона, границы их применимости;
- дают определения понятиям: электрический ток, постоянный
электрический
ток,
источник
тока,
сторонние
силы,
сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное
Ценности научного познания.
Трудовое
воспитание.
Экологическое
воспитание.
Адаптация обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
и
природной
среды.
Патриотическое
воспитание.
Ценности научного познания.
Формирование
культуры
здоровья и эмоционального
благополучия.
Трудовое
воспитание.
Эстетическое
воспитание.
5.Резерв
Электрический
ток в различных
средах
4
6
Обобщающее
повторение
6
Колво
часов
Темы
Колво
часов
соединение проводников; физическим величинам: сила тока, ЭДС,
сопротивление проводника, мощность электрического тока;
- объясняют условия существования электрического тока;
- объясняют условия существования электрического тока в металлах,
полупроводниках, жидкостях и газах;
- называют основные носители зарядов в металлах, жидкостях,
полупроводниках, газах и условия при которых ток возникает;
- формулируют закон Фарадея;
- применяют полученные знания для объяснения явлений,
наблюдаемых в природе и в быту
- обобщают и систематизируют полученные знания;
Ценности научного познания,
11 класс
Раздел
1.
Основы
электродинамики
(продолжение)
Магнитное поле
5
Электромагнитная
индукция
4
9
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)
Давать определения понятий: магнитное поле, индукция магнитного
поля, вихревое поле, сила Ампера, сила Лоренца, ферромагнетик,
домен, температура Кюри, магнитная проницаемость вещества.
Давать определение единицы индукции магнитного поля.
Перечислять основные свойства магнитного поля.
Изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого
проводника с током, катушки с током.
Наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной
стрелки и проводника с током, действия магнитного поля на
движущуюся заряженную частицу.
Формулировать закон Ампера, границы его применимости.
Определять направление линий индукции магнитного поля с
помощью правила буравчика, направление векторов силы Ампера и
силы Лоренца с помощью правила левой руки.
Применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца
при решении задач.
Давать определения понятий: явление электромагнитной индукции,
магнитный поток, ЭДС индукции, индуктивность, самоиндукция,
ЭДС самоиндукции. Формулировать правило Ленца, закон
электромагнитной индукции, границы его применимости.
Исследовать явление электромагнитной индукции. Работать в паре и
группе при выполнении практических заданий, планировать
эксперимент.
Основные
направления
воспитательной деятельности
Ценности научного познания,
Экологическое воспитание.
Ценности научного познания.
Гражданское
и
духовнонравственное воспитание.
2. Колебания
волны
и
Механические
колебания
3
Электромагнитны
е
колебания
5
Механические
волны
3
Электромагнитны
е волны
4
15
Перечислять примеры использования явления электромагнитной
индукции.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать явление самоиндукции,
показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления.
Формулировать закон самоиндукции, границы его применимости.
Давать определения понятий: колебания, колебательная система,
механические колебания, гармонические колебания, свободные
колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания,
резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная
частота, фаза.
Перечислять условия возникновения колебаний. Приводить примеры
колебательных систем.
Описывать модели: пружинный маятник, математический маятник.
Работать в паре и группе при решении задач и выполнении
практических заданий, исследований, планировать эксперимент.
Давать определения понятий: электромагнитные колебания,
колебательный контур, свободные электромагнитные колебания,
автоколебания,
автоколебательная
система,
вынужденные
электромагнитные колебания, переменный электрический ток,
активное сопротивление, индуктивное сопротивление, емкостное
сопротивление, полное сопротивление цепи переменного тока,
действующее значение силы тока, действующее значение
напряжения,
трансформатор,
коэффициент
трансформации.
Изображать схему колебательного контура и описывать принцип его
работы.
Анализировать превращения энергии в колебательном контуре при
электромагнитных колебаниях.
Перечислять свойства и характеристики механических волн.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать механические волны,
поперечные волны, продольные волны, отражение, преломление,
поглощение,
интерференцию,
дифракцию
и
поляризацию
механических волн. Называть характеристики волн: скорость,
частота, длина волны, разность фаз.
Определять в конкретных ситуациях скорости, частоты, длины
волны, разности фаз волн.
Распознавать, наблюдать электромагнитные волны, излучение,
приём, отражение, преломление, поглощение, интерференцию,
дифракцию и поляризацию электромагнитных волн.
Находить в конкретных ситуациях значения характеристик волн:
скорости, частоты, длины волны, разности фаз, глубину
радиолокации.
Ценности научного познания.
Трудовое
воспитание.
Эстетическое воспитание.
Сравнивать механические и электромагнитные волны.
Объяснять принципы радиосвязи и телевидения.
3. Оптика
4.
Основы
специальной теории
относительности
5. Квантовая физика
Световые волны.
Геометрическая и
волновая оптика
11
Излучение
спектры
2
13
3
17
4.1.
Основы
специальной
теории
относительности
(СТО)
Световые кванты
и
3
5
Давать определения понятий: свет, геометрическая оптика, световой
луч, скорость света, отражение света, преломление света, полное
отражение света, угол падения, угол отражения, угол преломления,
относительный показатель преломления, абсолютный показатель
преломления, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила
линзы, дисперсия света, интерференция света, дифракция света,
дифракционная решетка, поляризация света, естественный свет,
плоскополяризованный свет. Описывать методы измерения скорости
света.
Перечислять свойства световых волн. Строить ход луча в
плоскопараллельной пластине, треугольной призме, поворотной
призме, оборачивающей призме, тонкой линзе. Строить изображение
предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе. Перечислять виды линз,
их основные характеристики — оптический центр, главная
оптическая ось, фокус, оптическая сила.
Давать
определения
понятий:
тепловое
излучение,
электролюминесценция,
катодолюминесценция,
хемилюминесценция, фотолюминесценция, сплошной спектр,
линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр поглощения,
спектральный анализ.
Перечислять виды спектров. Распознавать, воспроизводить,
наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр,
спектр излучения и поглощения.
Давать определения понятий: событие, постулат, собственная
инерциальная система отсчета, собственное время, собственная
длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя. Записывать
выражение для энергии покоя и полной энергии частиц. Находить в
литературе и в Интернете информацию о теории эфира,
экспериментах, которые привели к созданию СТО, относительности
расстояний и промежутков времени, биографии А. Эйнштейна.
Давать определения понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения,
задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница
фотоэффекта,
Формулировать предмет и задачи квантовой физики.
Распознавать, наблюдать явление фотоэффекта.
Описывать опыты Столетова.
Формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта.
Анализировать законы фотоэффекта.
Ценности научного познания.
Ценности научного познания.
Трудовое.
Патриотическое
воспитание.
Ценности научного познания.
Трудовое
воспитание.
Патриотическое воспитание.
6.
Строение
Вселенной
5
Атомная физика
3
Физика атомного
ядра
7
Элементарные
частицы
2
Солнечная
Система.
Строение
Вселенной
5
Записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью неизвестные
величины.
Давать определения понятий: атомное ядро, энергетический уровень,
энергия ионизации, спонтанное и вынужденное излучение света.
Описывать опыты Резерфорда.
Описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда.
Рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры.
Формулировать квантовые постулаты Бора. Объяснять линейчатые
спектры атома водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны
Давать определения понятий: массовое число, нуклоны, ядерные
силы, виртуальные частицы, дефект масс, энергия связи, удельная
энергия связи атомных ядер, радиоактивность, активность
радиоактивного вещества, период полураспада, искусственная
радиоактивность, ядерные реакции, энергетический выход ядерной
реакции, цепная ядерная реакция, коэффициент размножения
нейтронов,
критическая
масса,
реакторы-размножители,
термоядерная реакция.
Сравнивать свойства протона и нейтрона.
Описывать протонно-нейтронную модель ядра.
Определять состав ядер различных элементов с помощью таблицы
Менделеева. Изображать и читать схемы атомов.
Сравнивать силу электрического отталкивания протонов и силу связи
нуклонов в ядре.
Давать определения понятий: аннигиляция, лептоны, адроны, кварк,
глюон.
Перечислять основные свойства элементарных частиц.
Выделять группы элементарных частиц.
Перечислять законы сохранения, которые выполняются при
превращениях частиц.
Описывать процессы аннигиляции частиц и античастиц и рождения
электрон-позитронных пар.
Давать определения понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный
экватор, полюс мира, ось мира, круг склонения, прямое восхождение,
склонение, параллакс, парсек, астрономическая единица, перигелий,
афелий, солнечное затмение, лунное затмение, планеты земной
группы, планеты-гиганты, астероид, метеор, метеорит, фотосфера,
светимость, протуберанец, пульсар, нейтронная звезда, чёрная дыра,
протозвезда, сверхновая звезда, галактика, квазар, красное смещение,
теория Большого взрыва, возраст Вселенной.
Ценности научного познания.
Экологическое воспитание.
Наблюдать Луну и планеты в телескоп.
Выделять особенности системы Земля—Луна.
Распознавать, моделировать, наблюдать лунные и солнечные
затмения.
Объяснять приливы и отливы.
7. Повторение
6
Обобщающее
повторение
6
- обобщают и систематизируют полученные знания;
Ценности научного познания.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры естественных
дисциплин учителей
МБОУ СОШ № 32 МО Белоглинский
от 30. 08. 2023 года №1
______________Медведева Е.В.
Заместитель директора по УВР
____________ Петрикина Ю.А.
30.08. 2023 года