МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Белоглинский район МБОУ СОШ №32 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Замдиректора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ ________________________ ________________________ №32 Чубукина Л.Ю. Петрикина Ю.А. ________________________ Приказ №92 от «30» Приказ №92 от «30» Алфимова Т.В августа 2023 г. августа 2023 г. Приказ №92 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов Составитель: Ефремова Ольга Николаевна Станица Успенская 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждѐн приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейшийрезультат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учѐтом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей еѐ истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно- нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрениюкультуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫНАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6 классах не менее одного часа в неделю, общий объем составляет 34 часа на каждый учебный год СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуренародов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья?Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно- нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ фальсификации. Преемственностьпоколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новыезадачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3. Язык и история — Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; — иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; — понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; — обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей — Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; — знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; — понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; — иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура — Иметь представление об артефактах культуры; — иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; — понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; — понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; — осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; — знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия — Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; — осознавать связь религии и морали; — понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; — уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование — Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; — иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; — понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; — приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; — понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; — выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своегонарода; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; — обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей — Знать и понимать смысл термина «семья»; — иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; — осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; — уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями еѐ существования; — понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ воспитательную роль; — понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи — Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; — осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; — понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и сохранения; — обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России — Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; — знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; — уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; — осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России — Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; — уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; — знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; — понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи — Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; — понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; — осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; — характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; — обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура — Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; — уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; — понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; — знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры — Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; — осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; — доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности — Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность — Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; — иметь представление о значении и функциях изучения истории; — осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры — Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; — рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; — обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур — Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; — понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; — знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа — Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: — осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие — Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; — называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; — уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; — понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; — демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия вРоссии; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25. Праздники в культуре народов России — Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; — устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; — различать основные типы праздников; — — — — — уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать основной смысл семейных праздников: определять нравственный смысл праздников народов России; осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России — Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; — понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; — осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; — осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России; — устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; — иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России — Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; — обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; — знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России — Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; — уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; — обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; — знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России — Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; — понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; — воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отраженияистории народа и его ценностей, морали и нравственности; — знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства; — оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом — Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; — уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; — уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учѐтом их возрастных особенностей); — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким черезбытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) — Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; — понимать, что такое культурная карта народов России; — описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России — Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования еѐ территориального, политического и экономического единства; — понимать и доказывать важность и преимущества этого единства этносов 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» ■ ■ ■ ■ Тема 1. Мир культуры: его структура Знать и уметь объяснить структуру культуры как социально го явления; понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества; понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов; уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума. Тема 2. Культура России: многообразие регионов ■ Характеризовать административно-территориальное деление России; ■ знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; ■ понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; ■ объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; ■ понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; ■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; ■ характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 3. История быта как история культуры Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях. Тема 4. Прогресс: технический и социальный Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. Тема 5. Образование в культуре народов России Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; понимать специфику каждой ступени образования, еѐ роль в современных общественных процессах; обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека. ■ Тема 6. Права и обязанности человека Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; понимать необходимость соблюдения прав человека; понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России. ■ Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ «атеизм», «свободомыслие»; характеризовать основные культурообразующие конфессии; знать и уметь объяснять роль религии в истории и на совре менном этапе общественного развития; понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие) Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры; ■ понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; ■ называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека ■ Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; ■ осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; ■ понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; ■ обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; ■ характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; ■ понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; ■ приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России ■ Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; ■ характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; ■ обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; ■ знать и уметь демонстрировать своѐ понимание самостоятельности, еѐ роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. Тема 11. Религия как источник нравственности ■ Характеризовать нравственный потенциал религии; ■ знать и уметь излагать нравственные принципы государство образующих конфессий России; ■ знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; ■ уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. Тема 12. Наука как источник знания о человеке ■ Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; ■ определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; ■ понимать отличия подвига на войне и в мирное время; ■ уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; ■ знать и называть героев современного общества и исторических личностей; ■ обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние ■ Характеризовать понятие «социальные отношения»; ■ понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; ■ осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; ■ обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; ■ обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; ■ понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания ■ Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; ■ приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и ■ ■ уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений ■ Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; ■ анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; ■ уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтѐрских и социальных проектах в регионе своего проживания. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России ■ Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа; ■ находить и обосновывать проявления гуманизма в историко- культурном наследии народов России; ■ знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; ■ находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества ■ Характеризовать понятия «социальные профессии», «помо гающие профессии»; ■ иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; ■ осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; ■ приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотво рительность как нравственный долг ■ Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; ■ доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовнонравственного развития личности самого мецената; ■ характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; ■ приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; ■ понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтѐрской деятельности, аргументированно объяснять еѐ важность. Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества ■ Характеризовать понятие «наука»; ■ уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать еѐ связь с научно-техническим и социальным прогрессом; ■ называть имена выдающихся учѐных России; ■ обосновывать важность понимания истории науки, получе ния и обоснования научного знания; ■ характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; ■ обосновывать важность морали и нравственности в науке, еѐ роль и вклад в доказательство этих понятий. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие) ■ Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определѐнной профессии; ■ обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать еѐ вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. « Р одина и патриотизм» Тема 25. Гражданин ■ Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; ■ понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; ■ понимать и уметь обосновывать нравственные качества граж данина. Тема 26. Патриотизм ■ Характеризовать понятие «патриотизм»; ■ приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; ■ различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим на- родам, их истории и культуре; ■ уметь обосновывать важность патриотизма . ■ Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Характеризовать понятия «война» и «мир»; доказывать важность сохранения мира и согласия; обосновывать роль защиты Отечества, еѐ важность для гражданина; ■ понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; ■ характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 28. Государство. Россия — наша родина ■ Характеризовать понятие «государство»; ■ уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; ■ хаактеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; ■ характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие) ■ Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, еѐ составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; ■ обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие) ■ Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; ■ находить примеры добрых дел в реальности и уметь адапт ровать их к потребностям класса. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие) ■ Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравствен ный идеал; ■ приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; ■ формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи. Тема 32. Человек и культура (проект) ■ Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; ■ уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; ■ показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; ■ характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Система оценки результатов обучения Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие. 1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. 2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся . 3. При этом непосредственное оценивание остаѐтся прерогативной образовательного учреждения с учѐтом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов ■ ■ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Наименование разделов и тем п/п Программы всего 1.1. Зачем изучать курс «Основы духовно- Виды деятельности Количество часов контрольные работы (цифровые) образовательные ресурсы практические работы формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной 1 нравственной культуры народов России»? культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником; 1.2. Наш дом — Россия 1 1.3. Язык и история 1 Электронные слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия; https://infourok.ru/konspe kt-uroka-na-temuvvedenie-v-kurs-odnk-nr4022424.html https://videouroki.net/razr abotki/nash-domrossiia.html формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры; понимать особенности коммуникативной роли языка; слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам; 1.4. Русский язык — язык общения и язык формировать представление о русском языке как языке межнационального общения; 1 Возможностей 1.5. Истоки родной культуры слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное; объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления; https://videouroki.net/vide o/25-russkij-yazykgosudarstvennyj.html формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре 1 разных народов; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; 1.6. Материальная культура формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; 1 слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; 1.7. Духовная культура формировать представление о духовной культуре разных народов; 1 понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника; 1.8. Культура и религия формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чѐм 1 заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме; 1.9. Культура и образование понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость 1 образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме; 1.10. Многообразие культур России (практическое занятие) 1 1 отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научнопопулярной литературой; слушать выступления одноклассников; https://www.prodlenka.or g/metodicheskierazrabotki/420691razrabotka-uroka-odnknrv-5-klasse-na-temu-po https://www.prodlenka.or g/metodicheskierazrabotki/420691razrabotka-uroka-odnknrv-5-klasse-na-temu-po https://videouroki.net/vide o/2-kultura-i-religiya.html https://interneturok.ru/less on/okruj-mir/2klass/zhizn-goroda-isela/kultura-i-obrazovanie https://videouroki.net/vide o/34-mnogonacionalnayakultura-rossii.html 2.1. Семья — хранитель духовных понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом 1 Ценностей 2.2. Родина начинается с семьи культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи; понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей 1 страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; 2.3. Традиции семейного воспитания в понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей 1 России 2.4. Образ семьи в культуре народов семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом; знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; 1 России 2.5. Труд в истории семьи знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал; понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего 1 семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником; 2.6. Семья в современном мире 1 (практическое занятие) 3.1. Личность — общество — культура 1 понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать еѐ следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; 1 знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи); 3.2. Духовный мир человека. Человек — 1 понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной 1 культуры; слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; 1 показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; творец культуры 3.3. Личность и духовно-нравственные Ценности 4.1. Историческая память как духовнонравственная ценность 4.2. Литература как язык культуры понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; 1 понимать особенности литературы, еѐ отличия от других видов художественного творчества; https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-1-rol-semi-v-zhiznicheloveka https://videouroki.net/razr abotki/prezentatsiya-poodnknr-5-klass-traditsiivospitaniya.html https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-2-semeynyetsennosti-v-pravoslaviihttps://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-4-semya-pervyytrudovoy-kollektiv https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-1-rol-semi-v-zhiznicheloveka https://videouroki.net/razr abotki/tiema-dukhovnaiakul-tura-lichnosti-iobshchiestva.html https://videouroki.net/vide o/15-duhovnyj-mircheloveka.html https://infourok.ru/planko nspekt-uroka-odnk-vklasse-na-temu-duhovniecennosti-3300810.html https://myslide.ru/presenta tion/xranit-pamyatpredkovxAosnovyxAduxo vnonravstvennojxAkultur yxAnarodov-rossii-5 объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники; 4.3. Взаимовлияние культур иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный 1 обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам; 4.4. Духовно-нравственные ценности уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные 1 российского народа ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); https://infourok.ru/prezent aciya-na-temuvzaimodeystvie-kultur2605074.html https://uchitelya.com/obsc hestvoznanie/172448prezentaciyanravstvennye-cennostirossiyskogo-naroda.html 4.5. Регионы России: культурное многообразие 2 понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками; https://multiurok.ru/files/ mnoghoobraziie-kul-turynarodov-rossii.html 4.6. Праздники в культуре народов России 1 понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; https://kopilkaurokov.ru/o rk/uroki/pravoslavnyiepra zdnikirusskoghonaroda уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы; 4.7. Памятники в культуре народов России устанавливать связь между историей памятника и историей края; 1 характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; 4.8. Музыкальная культура народов понимать особенности музыки как вида искусства; 1 России 4.9. Изобразительное искусство народов знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида 1 России 4.10. Фольклор и литература народов художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; понимать, что такое национальная литература; 1 России 4.11. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников; 1 1 https://pandia.ru/text/80/0 79/18886.php https://infourok.ru/prezent aciya-na-temu-muzykanarodov-rossii5419100.html https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7825/conspect/312 988/ https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7370/conspect/245 745/ отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые https://videouroki.net/razr abotki/konspiektзадачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научноzaniatiia-byt-i-osnovnyieпопулярной литературой; zaniatiia-liudieiznakomstvo-s-ukladom-ibyt.html 4.12. Культурная карта России (практическое занятие) 4.13. Единство страны — залог будущего России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования еѐ культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; 2 34 4 https://uchitelya.com/peda gogika/97534prezentaciya-rossiyaustremlennaya-vbuduschee-5-klass.html ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Наименование разделов и тем п/п Программы Количество часов всего Электронные Виды деятельности контрольные работы (цифровые) образовательные ресурсы практические работы 1.1. Мир культуры: его структура 1 Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы. Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 1.2. Культура России : многообразие регионов 1 Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России. Характеризовать духовную культуру народов России как обще достояние нашей Родины. Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя 1.3. История быта как история культуры 1 1.4. Прогресс: технический и социальный 1 1.5. Образование в культуре на-родов России 1 1.6. Права и обязанности человек 1 1.7. Общество и религия: духов- но-нравственное 1 взаимодействие 1.8. Современный мир: самое важное (практическое занятие 1 Понимать и объяснять взаимосвязьхозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, гео графическими условиями его жизни. Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий https://infourok.ru/konsp ekt-uroka-na-temuvvedenie-v-kurs-odnknr-4022424.html https://videouroki.net/raz rabotki/nash-domrossiia.html https://videouroki.net/vi deo/25-russkij-yazykgosudarstvennyj.html Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний. Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе развития общества. 1 Понимать, в чём заключаются современного общества. основные духовно-нравственные ориентиры https://www.prodlenka.o rg/metodicheskierazrabotki/420691razrabotka-urokahttps://www.prodlenka.o rg/metodicheskierazrabotki/420691razrabotka-urokahttps://videouroki.net/vi deo/2-kultura-ireligiya.html 2.1. Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека 1 Понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey 2.2. Взросление человека в куль-туре народов России 1 Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-1-rol-semi-v-zhiznicheloveka 2.3. Религия как источник нравственности 1 https://videouroki.net/razr Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы abotki/prezentatsiya-poodnknr-5-klass-traditsiiпо теме vospitaniya.html 2.4. Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 Понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научнопопулярной литературой https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-2-semeynyetsennosti-v-pravoslavii- 2.5. Этика и нравственность как категории 1 духовной культуры Объяснять понятия «добро» и «зло» спомощью примеров из истории икультуры народов России, соотносить эти понятия с личным опытом. Решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey- 2.6. Самопознание занятие) Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне. Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки само- презентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников https://interneturok.ru/less on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey- 1 Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе. https://videouroki.net/r azrabotki/tiemadukhovnaia-kul-tura-l l 3.1. (практическое Труд делает человека человеком 1 1 3.2. Подвиг: как узнать героя? 1 Понимать и объяснять отличие под вига на войне и в мирное время. https://videouroki.net/ video/15-duhovnyjmir-cheloveka.html 3.3. Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 1 Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность». https://infourok.ru/plan konspekt-uroka-odnkv-klasse-na-temu- 3.4. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания 1 3.5 3.6 Духовно-нравственны ориентиры социальных отношении Гуманизм как сущностная характеристика духовно- 1 Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство». https://myslide.ru/pres Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном entation/xranitдля понимания детей уровне Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтѐрство». Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов. 1 Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духов- но- https://infourok.ru/prez entaciya-na-temuvzaimodeystvie-kultur2605074.html https://infourok.ru/prez entaciya-na-temu- нравственной культуры народов России нравственных ценностей народов России vzaimodeystvie-kultur2605074.html 3.7. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества 3.8 Выдающиеся благотворите6 ли в 2 истории. Благотворительность как нравственный долг Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия https://multiurok.ru/fil es/mnoghoobraziiekul-tury-narodovrossii.html 3.9. Выдающиеся учѐные России. 2 Наука как источник социального и духовного прогресса общества Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учѐных России https://kopilkaurokov.r u/ork/uroki/pravoslavn yieprazdnikirusskogho naroda 3.10 Моя профессия (практиче ское занятие) 1 Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбран- ной профессии https://pandia.ru/text/8 0/079/18886.php 4.1 Гражданин 1 Характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма. Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника https://infourok.ru/prez entaciya-na-temumuzyka-narodovrossii-5419100.html 4.2. Патриотизм 1 Характеризовать важность сохранения мира и согласия. Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. https://resh.edu.ru/subj ect/lesson/7825/conspe ct/312988/ 4.3. Защита Родины: подвиг или долг? 1 Характеризовать важность сохранения мира и согласия. Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. https://resh.edu.ru/subj ect/lesson/7370/conspe ct/245745/ 4.4 Государство. Россия — наша родина 1 Объяснять понятие «государство». Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовнонравственные ценности Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой https://videouroki.net/r azrabotki/konspiektzaniatiia-byt-iukladom-i-byt.html 4.5 Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 1 Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу https://uchitelya.com/p edagogika/97534prezentaciya-rossiyaustremlennaya-v- 4.6 Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 1 Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала. Работать с источниками. 4.7 Человек: какой он? (практическое занятие 1 1 Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу https://uchitelya.com/p edagogika/97534prezentaciya-rossiya-u https://uchitelya.com/p edagogika/97534prezentaciya-rossiyaustremlennaya-v- Работать с научно-популярной литературой, готовить рефераты, слушать и https://uchitelya.com/o анализировать доклады одноклассников bschestvoznanie/17244 8-prezentaciyanravstvennye-cennostirossiyskogonaroda.html 1 1 4.8 Человек и культура (проект) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 https://uchitelya.com/p Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние. Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в edagogika/97534prezentaciya-rossiyaпроизведениях искусства. ustremlennaya-vРаботать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект 0 6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Эл.образовательные изучения ресурсы Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Наш дом — Россия Язык и история 1 0 0 1.09 1 1 0 0 0 0 8.09 15.09 1 0 0 22.09 5. Русский язык — язык общения и язык возможностей Истоки родной культуры 1 0 0 29.09 6. Материальная культура 1 0 0 6.10. 7. Духовная культура 1 0 0 13.10 8. Культура и религия 1 0 0 20.10 9. Культура и образование 1 0 0 27.10 10. Многообразие культур России (практическое занятие) 1 0 1 10.11 11. Семья — хранитель духовных ценностей 12. Родина начинается с семьи 1 0 0 17.11 1 0 0 24.11 13. Традиции семейного воспитанияв России 1 0 0 1.12 14. Образ семьи в культуре народов России 15. Труд в истории семьи 1 0 0 8.12 1 0 0 15.12 16. Семья в современном мире (практическое занятие) 17. Личность — общество — культура 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры 19. Личность и духовнонравственные ценности 1 0 1 22.12 1 0 0 29.12 1 0 0 12.01 1 0 0 19.01 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность 1 0 0 26.01 21. Литература как язык культуры 1 0 0 2.02 22. Взаимовлияние культур 1 0 0 9.02 23. Духовно-нравственные ценности российского народа 24. Регионы России: культурное многообразие 1 0 0 16.02 0 1.03 1. 2. 3. 4. 1 25. Регионы России: культурное многообразие. 0 0 0 15.03 26. Праздники в культуре народов России 27. Праздники в культуре народов России 1 0 0 22.03 1 0 0 5.04 28. Памятники в культуре народов России 1 0 0 12.04 29. Музыкальная культура народов России 30. Изобразительное искусство народов России 1 0 0 19.04 1 0 0 26.04 31. Фольклор и литература народов России 1 0 0 3.05 32. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 33. Культурная карта России (практическое занятие) 34. Единство страны — залог будущего России. Контрольная работа. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 1 10.05 1 0 1 17.05 0 24.05 1 34 0 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Тема урока п/п Количество часов Дата изучения всего контрольные работы практические работы 1 1 0 0 0 0 6.09 13.09 1 1 0 0 0 0 20.09 27.09 1 0 0 4.10 1 0 0 11.10 Общество и религия: духов- нонравственное взаимодействие 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека 10. Взросление человека в куль- туре народов России 1 0 0 18.10 1 0 1 25.10 1 0 0 8.11 1 0 1 15.11 11. Религия как источник нравственности 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 0 0 22.11 1 0 0 29.11 1 0 0 6.12 14. Самопознание (практическое 1 занятие) 15. Труд делает человека человеком 1 0 1 13.12 0 0 20.12 16. Подвиг: как узнать героя? 1 0 17. Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания 19. Духовно-нравственны ориентиры социальных отношении 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного об- лика общества 22. Выдающиеся благотворите6 ли в истории. Благотворительность как нравственный долг 23. Выдающиеся благотворите6 ли в истории. Благотворительность как нравственный долг 24. Выдающиеся учѐные России. Наука 1 0 0 10.01 1 0 0 17.01 1 0 0 24.01 1 0 0 31.01 1 0 0 7.02 1 0 0 14.02 1 0 0 21.02 0 28.02 1. 2. 3. 4. 5. 6. Мир культуры: его структура Культура России : многообразие регионов История быта как история культуры Прогресс: технический и социальный Образование в культуре на- родов России Права и обязанности человек 7. 1 27.12 как источник социального и духовного прогресса общества 25. Выдающиеся учѐные России. Наука 1 как источник социального и духовного прогресса общества 26. Моя профессия (практиче ское 1 занятие) 27. Гражданин 1 0 0 6.03 0 1 13.03 0 0 20.03 28. Патриотизм 1 0 0 3.04 29. Защита Родины: подвиг или долг? 1 0 0 10.04 30. Государство. Россия — наша родина 1 0 0 17.04 31. Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 0 0 24.04 32. Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 0 1 8.05 33. Человек: какой он? (практическое занятие 34. Человек и культура (проект) 1 0 1 15.05 1 0 0 22.05 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. -4 е издание, стереотип. - М: Вентана – Граф. Н. Ф. Виноградова, Т. Э. Мариносян Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс 2-е издание, стереотипное Просвещение, 2022 г МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Виноградова Н.Ф., Методическое пособие для учителя. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер, проектор, экран, колонки