МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Алфим Белоглинский район ова МБОУ СОШ №32 Татьяна Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.25 11:59:44+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическим заместитель директора Директор МБОУ СОШ объединением↵ учителей по УВР №32 ↵ ________________________ ________________________ ________________________ Ю.А.Петрикина Т.В.Алфимова Приказ №92 от «30» 08 приказ №92 от «30» 08 И.С.Спесивцева 2023 г. 2023 г. Приказ №92 от «30» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 класса на 2023-2024 учебный год Автор программы: Шкуратова Л.В. учитель технологии 2023г. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения курса Изучение предметной области «Технология» должно обеспечивать: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. Предметные результаты освоения предметной области «Технология» должны отражать: 1) сформированность целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; 2) владение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; 3) владение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; 4) сформированность умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; 5) сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; 6) сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в основную образовательную программу предметных результатов освоения и содержания учебного предмета «Технология», распределенных по годам обучения При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения. Содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам. Содержание деятельности учащихся в каждом классе, с 7-го по 8-й, по программе в соответствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей: Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Модуль 2. Производства. Модуль 3. Технология. Модуль 4. Техника. 2 Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов. Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации. Модуль 9. Технологии растениеводства. Модуль 10. Технологии животноводства. Модуль 11. Социальные технологии. Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям: получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; элементы черчения, графики и дизайна; элементы прикладной экономики, предпринимательства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; технологическая культура производства; культура и эстетика труда; история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии; виды профессионального труда и профессии Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности -Обосновывать и осуществлять учебные -Применять методы творческого поиска проекты материальных объектов, технических или технологических решений; нематериальных услуг, технологий; -корректировать технологию и программу -обосновывать потребность в конкретном выполнения проекта с учётом изменяющихся материальном благе, услуге или технологии; условий для проектной деятельности; -чётко формулировать цель проекта (вид, форму -применять технологический подход для и предназначение изделия, услуги, технологии); осуществления любой деятельности; -разрабатывать программу выполнения проекта; -овладеть элементами предпринимательской -составлять необходимую учебнодеятельности технологическую документацию; -выбирать технологию с учётом имеющихся материально-технических ресурсов; -осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной программой проекта; -подбирать оборудование и материалы; -организовывать рабочее место; -осуществлять технологический процесс; -контролировать ход и результаты работы; -оформлять проектные материалы; -осуществлять презентацию проекта с использованием компьютера Модуль 2. Производство 3 -Соотносить изучаемый объект или явления с Изучать характеристики производства; природной средой и техносферой; -оценивать уровень автоматизации и -различать нужды и потребности людей, виды роботизации местного производства; материальных и нематериальных благ для их -оценивать уровень экологичности местного удовлетворения; производства; -устанавливать рациональный перечень Определяться в приемлемости для себя той или потребительских благ для современного иной сферы производства или сферы услуг; человека; -находить источники информации о -ориентироваться в сущностном проявлении перспективах развития современных основных критерий производства: продукт производств в области проживания, а также об труда, предмет труда, средства производства, актуальном состоянии и перспективах развития средства труда, процесс производства, регионального рынка труда технологический процесс производства; -сравнивать и характеризировать различные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг; -оценивать уровень совершенства местного производства Модуль 3. Технология - Чётко характеризовать сущность технологии -Оценивать возможность и целесообразность как категории производства; применения современных технологий в сфере -разбираться в видах и эффективности производства и сфере услуг в своём социальнотехнологий получения, преобразования и производственном окружении; применения материалов, энергии, информации, -оценивать возможность и целесообразность объектов живой природы и социальной среды; применения современных технологий для -оценивать влияние современных технологий на бытовой деятельности своей семьи общественное развитие; -ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях; -оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства; -оценивать возможности и целесообразность применимости той или иной технологии, в том числе с позиций экологичности производства; -прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда Модуль 4. Техника -Разбираться в, сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм; -классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники; -изучать конструкцию и принципы работы современной техники; -оценивать область применения и возможности Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов; -моделировать машины и механизмы; -разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи; -проводить модификацию действующих машин и механизмов применительно к ситуации или данному заданию 4 того или иного вида техники; -разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой; -ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических машинах и бытовой технике; -различать автоматизированные и роботизированные устройства; -собирать из деталей конструктора роботизированные устройства; -проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, материального или виртуального конструктора); -управлять моделями роботизированных устройств Модуль 5. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов -Читать и создавать технические рисунки, -Выполнять чертежи и эскизы с использованием чертежи, технологические карты; средств компьютерной поддержки; -анализировать возможные технологические -разрабатывать оригинальные конструкции в решения, определять их достоинства и заданной ситуации; недостатки в контексте заданной ситуации; - находить варианты изготовления и испытания -подбирать ручные инструменты, отдельные изделий с учётом имеющихся материальномашины и станки и пользоваться ими; технических условий; -осуществлять изготовление деталей, сборку и -проектировать весь процесс получения отделку изделий; материального продукта; -изготавливать изделия в соответствии с -разрабатывать и создавать изделия с помощью разработанной технической и технологической 3Д-принтера; документацией; -совершенствовать технологию получения -выполнять отделку изделий; использовать один материального продукта на основе из распространённых в регионе видов дополнительной информации декоративно-прикладной обработки материалов; -осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки Модуль 6. Технология обработки пищевых продуктов -Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях; -выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; -разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике; Выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; -соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов; -пользоваться различными видами оборудования современной кухни; -понимать опасность генетически модифицированных продуктов для здоровья -Осуществлять рациональный выбор продуктов с учётом их питательной ценности и принципов здорового питания; -составлять индивидуальный режим питания; -разбираться в особенностях национальной кухни и готовить некоторые блюда; -сервировать стол, эстетически оформлять блюда; -владеть технологией карвинга для оформления праздничных блюд 5 человека; -определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам, органолептическими и лабораторными методами; -соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; -разбираться в технологиях заготовки продуктов питания и применять их Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии -Характеризовать сущность работы и энергии; -Оценивать эффективность использования -разбираться в видах энергии, используемых различных видов энергии в быту и на людьми; производстве; -ориентироваться в способах получения, -разбираться в источниках различных видов преобразования, использования и энергии и целесообразности их применения в аккумулирования механической энергии; различных условиях; -сравнивать эффективность различных - проектировать электроустановки и составлять источников тепловой энергии их электрические схемы, собирать установки, -ориентироваться в способах получения и содержащие электрические цепи; использования энергии магнитного поля; -давать сравнительную оценку -ориентироваться в способах получения, электромагнитной «загрязнённости» преобразования, использования и ближайшего окружения; аккумулирования электрической энергии; -давать оценку экологичности производств, -ориентироваться в способах получения, использующих химическую энергию; преобразования и использования химической -выносить суждения об опасности и энергии; безопасности ядерной и термоядерной -осуществлять использование химической энергетики энергии при обработке материалов и получении новых веществ; -ориентироваться в способах получения, преобразования и использования ядерной и термоядерной энергии Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации - Разбираться в, сущности информации и формах её материального воплощения; -осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации; -применять технологии записи различных видов информации; -разбираться в видах информационных каналов человека и представлять их эффективность; -владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации; -пользоваться компьютером для получения, обработки, преобразования, передачи и сохранения информации; -характеризовать сущность коммуникации как формы связи информационных систем и людей; -ориентироваться в, сущности менеджмента и иметь представление об основных методах Пользоваться различными современными техническими средствами для получения и сохранения информации; -осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников с применением современных технических средств; -применять технологии запоминания информации; -изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму; -владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения; -управлять конфликтами в бытовых и производственных ситуациях 6 управления персоналом; -представлять информацию вербальными и невербальными средствами при коммуникации с использованием технических средств Модуль 9. Технологии растениеводства - Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений; -определять полезные свойства культурных растений; -классифицировать культурные растения по группам; -проводить исследования с культурными растениями; -классифицировать дикорастущие растения по группам; -проводить заготовку сырья дикорастущих растений; -выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение; -владеть методами переработки сырья дикорастущих растений; -определять культивируемые грибы по внешнему виду; -создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов; -владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов; -определять микроорганизмы по внешнему виду; -создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных водорослей; -владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей для получения продуктов питания -Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями; -применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур; -определять виды удобрений и способы их применения; -давать аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий; -владеть биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.); -создавать условия для клонального микро размножения растений; -давать аргументированные оценки и прогнозы использования технологий клеточной и генной инженерии на примере генномодифицированных растений Модуль 10. Технологии животноводства -Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека; -анализировать технологии, связанные с использованием животных; -выделять и характеризировать основные элементы технологий животноводства; -собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных; -оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям; -составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье (в городской школе) и в личном подсобном хозяйстве (в -приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства; -проводить исследования способов разведения и содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей; -оценивать по внешним признакам с помощью простейших исследований качество продукции животноводства; -проектировать и изготовлять простейшие технические устройства, обеспечивающие условия содержания животных и обеспечивающие уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др.; 7 сельской школе); -подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных; -описывать технологии и основное оборудование для кормления животных и заготовки кормов; -описывать технологии и технические устройства для получения различных видов продукции (молока, мяса, яиц, шерсти) на современных животноводческих фермах; -описывать экстерьер и породные признаки животных по внешнему виду и справочным материалам; -описывать работу по улучшению пород животных (в городских школах, в клубах собаководов); -оценивать по внешним признакам состояние здоровья домашних животных, проводить санитарную обработку, простые профилактические и лечебные мероприятия для кошек, собак (в городской школе), для сельскохозяйственных животных (в сельской школе); -описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями использования животных -описывать признаки распространённых заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам; -исследовать проблему бездомных животных как проблему своего микрорайона Модуль 11. Социальные технологии -Разбираться в, сущности социальных технологий; -ориентироваться в видах социальных технологий; -характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети ка технологию; -создавать средства получения информации для социальных технологий; -ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям; -осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность», «спрос», «маркетинг», «менеджмент» Обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные; -готовить некоторые виды инструментария для исследования рынка; -выявлять и характеризировать потребительский спрос на некоторые виды товаров и услуг; -применять методы управления персоналом при коллективном выполнении практических работ и созидательной деятельности; -разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий; -разрабатывать бизнес-план, бизнес-проект Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов Личностные результаты: У учащихся будут сформированы: - познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности; 8 - желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; - умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда; - самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; - умение планировать образовательную и профессиональную карьеры; - осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; - технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности Метапредметные результаты У учащихся будут сформированы: - умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; - умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; - творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса; - самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; - способность моделировать планируемые процессы и объекты; - умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; - способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности; - умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; - умение организовать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; - умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива; - способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; - умение обосновать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности; - понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности Предметные результаты В познавательной сфере у учащихся будут сформированы: - владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; - ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг; - ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах; - использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; - навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий проектирования и создания объектов труда; - владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; - владение методами творческой деятельности; - применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: - способности планировать технологический процесс и процесс труда; 9 - умение организовать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда; - умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда; - умение подбирать инструменты и оборудованием с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов; - умение анализировать, разрабатывать и /или реализовывать прикладные технические проекты; - умение анализировать, разрабатывать и /или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии; - умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей; - умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном уровне; - навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов; - навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя; - навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда; -умение проверять промежуточный и конечный результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля; - способность нести ответственность за охрану собственного здоровья; - знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; - ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине; - умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем(текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта…) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; - умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки. В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы: - готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере; - навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности; - навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; - навыки согласования своих возможностей и потребностей; - ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда; -проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ; - экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств. В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: - умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; - владение методами моделирования и конструирования; - навыки применения различных технологий технического творчества и декоративноприкладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг; - умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности; - композиционное мышление. В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы: - умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации; - способность бесконфликтного общения; - навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов; 10 - способность к коллективному решению творческих задач; - желание и готовность прийти на помощь товарищу; - умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др. В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы: - развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; - достижение необходимой точности движение и ритма при выполнении различных технологических операций; - соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований; - развитие глазомера; - развитие осязания, вкуса, обоняния. Предметные результаты освоения учебного предмета По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом: 7 класс В результате изучения учебного предмета «Технология» ученик научится: оценивать возможность и целесообразность использования конкретной технологии, в том числе с позиций экологичности производства; организовывать свою деятельность на основе правил и положений культуры труда; составлять необходимую технологическую документацию в рамках проектной деятельности; выбирать технологию с учетом имеющихся материально-технических ресурсов; характеризовать виды инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах на производстве; приводить примеры объектов, имеющих системы автоматического управления; пользоваться некоторыми видами электрифицированных инструментов при выполнении проектных работ; соблюдать правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования при работе в мастерских; ориентироваться в технологиях производства и обработки древесины; изготавливать изделия с использованием сверлильного и токарного станков для обработки древесины; склеивать заготовки из древесины и древесных материалов; характеризовать технологии производства и обработки металлов (гальваностегия, резка лазером, плазменная резка и др.); характеризовать способы получения и применения в промышленном производстве электрической энергии и энергии магнитного поля; собирать и испытывать электрические цепи с различными электрическими приемниками; самостоятельно проводить наблюдения, опыты и эксперименты для получения необходимой информации с применением технических средств; характеризовать значение социологических исследований: проводить простейшие социологические исследования (анкетирование, интервью и др.); характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в следующих сферах: медицина, производство и обработка материалов, машиностроение, производство продуктов питания, информационные технологии, транспорт, высокотехнологичное производство; анализировать тенденции их развития, объяснять социальное значение групп профессий 8 класс В результате изучения учебного предмета «Технология» ученик научится: характеризовать сущность современных технологий в сферах материального и сельскохозяйственного производства (в том числе биотехнологий); классифицировать информационные технологии; подбирать и обосновывать технологии для своей созидательной деятельности; 11 объяснять понятие «дизайн»; характеризовать методы дизайнерской деятельности при проектировании объектов на основе дизайна; характеризовать продукты труда; объяснять необходимость стандартов производства, эталонов контроля качества продуктов труда и приборов для измерения характеристик продуктов труда; проводить измерения различных параметров производства и продуктов труда с помощью изученных инструментов; определять органы управления в различных технологических машинах; характеризовать принципы автоматического управления устройствами и машинами; конструировать и собирать простые автоматические/роботизированные устройства из набора деталей образовательного конструктора по инструкции/схеме; использовать приемы современных и прогрессивных технологий обработки металлов (сварка и др.); характеризовать виды химической энергии и ее применение в промышленном производстве; характеризовать современные средства передачи и записи информации; выполнять отдельные виды записи информации с помощью современных технических средств; объяснять понятия «потребность», «спрос», «маркетинг»; разрабатывать опросники для исследования спроса и предложений на рынке; характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в следующих сферах: дизайн, животноводство, производство и обработка материалов и т.д.; анализировать тенденции их развития, разъяснять социальное значение групп профессий Содержание учебного предмета Содержание по годам обучения учебного предмета «Технология», распределенное 7 класс Теоретические сведения. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Техническая, конструкторская и технологическая документация в проекте. Основы производства. Средства ручного труда. Средства труда в производстве потребительских благ. Современные и перспективные технологии. Культура труда. Культура производства. Технологическая культура производства. Элементы техники и машин. Двигатели (общие сведения). Виды двигателей. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов Производство натуральных, искусственных и синтетических материалов. Производственные технологии обработки конструкционных материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Технология получения, обработки и использования информации. Источники информации. Каналы передачи информации. Методы сбора и обработки 12 информации. Социальные технологии. Значение социологических исследований. Методы социологических исследований Практические работы 8 класс Теоретические сведения. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Техническая эстетика в проекте. Дизайн в процессе проектирования. Методы дизайнерской деятельности. Основы производства. Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Контроль качества продуктов труда. Эталон. Измерительные приборы. Современные и перспективные технологии. Классификация технологий в основных сферах общественного производства. Элементы техники и машин. Органы управления технологическими машинами. Система управления технологическими машинами. Принципы управления автоматических устройств. Элементы автоматики. Автоматизация производства. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Современные технологии обработки материалов: электрофизическая, электрохимическая, ультразвуковая, лучевая. Технологии обработки жидкостей и газов. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Общая характеристика химической энергии. Химическая обработка материалов. Технологии получения, обработки и использования информации. Материальные носители информации. Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации. Социальные технологии. Технологии изучения спроса и предложения на рынке. Методы исследования рынка Практические работы Система оценки планируемых результатов Виды контроля Поскольку уроки в основном носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый. Инструменты для оценивания -тесты, лабораторные, практические, творческие работы, творческие проектные работы. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, проектная работа. Форма промежуточной и итоговой аттестации (оценка) за I, II, III, IV четверти и год. Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам: степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий и заданий мыслительной деятельности, Характер деятельности (репродуктивная, творческая). Качество выполняемых работ и итогового продукта при оценке теоретических знаний и выполнении практических заданий по следующим критериям: «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески, ответ в полном объеме и без ошибок; «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены 13 небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный, теоретический ответ содержит небольшие неточности; «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок, ответ не полный, с большим количеством ошибок; «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операции допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид, не достаточно владеет теоретическим материалом. «1» - ученик не справился с практической работой, не владеет теоретическим материалом. Для текущего и итогового контроля используются такие формы: - устные ответы, - тестирование, - практические работы, - контрольные, творческие работы, - зачеты, - изготовление швейного изделия, выполнение поузловой обработки. - проекты. Календарно-тематическое планирование 7 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Дата по факту Модули и темы программы Введение(1ч) Проведение инструктажа и техники безопасности в мастерской. Методы и средства творческой проектной деятельности(5ч) 05.09.2023 Создание новых идей методом фокальных объектов 08.09.2023 Техническая документация в проекте 12.09.2023 Конструкторская документация. 15.09.2023 Технологическая документация в проекте. 19.09.2023 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Сувенир" Производство(4ч) 22.09.2023 Современные средства ручного труда 26.09.2023 Средства труда современного производства 29.09.2023 Агрегаты и производственные линии. Контрольная работа. 03.10.2023 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Буклет" Технология(4ч) 06.10.2023 Культура производства. Технологическая культура производства. 10.10.2023 Технологическая культура производства. 13.10.2023 Культура труда. Кабинет и мастерская. 17.10.2023 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Домашнее рабочее место" Техника(7 ч) 20.10.2023 Двигатели. Воздушные двигатели Кол-во час. 01.09.2023 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 24.10.2023 Гидравлические двигатели. 27.10.2023 Паровые двигатели. 07.11.2023 Тепловые двигатели внутреннего сгорания. 10.11.2023 Реактивные и ракетные двигатели. Контрольная работа. 14.11.2023 Электрические двигатели. 17.11.2023 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Двигатель" Технологии получения, обработка, преобразования и использования материалов(10 ч) 21.11.2023 Производство металлов. 24.11.2023 Производство древесных материалов 28.11.2023 Производство искусственных и синтетических материалов и пластмасс. 01.12.2023 Особенности производства искусственных и синтетических волокн в текстильном производстве. 05.12.2023 Свойства искусственных волокн. 08.12.2023 Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. 12.12.2023 Производственные технологии пластического формирования материалов. 15.12.2023 Физико-химические и термические технологии обработки конструкционных материалов. 19.12.2023 Кабинет и мастерская. Этапы творческого проекта "Изделие из пластичного материала папье-маше" 22.12.2023 Кабинет и мастерская. Творческий проект " Изделие из пластичного материала папье-маше" Технологии приготовления мучных изделий(5ч) 26.12.2023 Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. 29.12.2023 Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. 09.01.2024 Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. 12.01.2024 Кабинет и мастерская. Этапы творческого проекта "Кулинарная книга. Мучные изделия" 16.01.2024 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Кулинарная книга. Мучные изделия" Технологии получения и обработки рыбы и морепродуктов(6ч) 19.01.2024 Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы 23.01.2024 Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. 26.01.2024 Морепродукты 30.01.2024 Рыбные консервы и пресервы.Контрольная работа 02.02.2024 Кабинет и мастерская. Этапы творческого проекта "Кулинарная книга. Блюда из рыбы и морепродуктов. 06.02.2024 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Кулинарная книга. Блюда из рыбы и морепродуктов" Технологии получения, преобразования и использования тепловой энергии (4ч) 09.02.2024 Энергия магнитного поля. 13.02.2024 Энергия электрического тока 16.02.2024 Энергия электромагнитного поля. 20.02.2024 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Учебный стенд" 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Технологии получения, обработки и использования информации (5 ч) 27.02.2024 Источники и каналы получения информации. 01.03.2024 Метод наблюдения в получении новой информации. 05.03.2024 Технические средства проведения наблюдений. 12.03.2024 Опыты или эксперименты для получения новой информации. 15.03.2024 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Развитие и поведение домашнего животного(растения)" 19.03.2024 22.03.2024 02.04.2024 05.04.2024 09.04.2024 12.04.2024 16.04.2024 Технологии растениеводства(7 ч) Грибы, их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вешенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов.Контрольная работа. Кабинет и мастерская. Этапы творческого проекта "Домашняя грибная ферма Кабинет и мастерская. Творческий проект "Домашняя грибная ферма" Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека (6 ч) 19.04.2024 Корма для животных. 23.04.2024 Состав кормов и их питательность. 26.04.2024 Составление рационов кормления. 03.05.2024 Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным. 07.05.2024 Кабинет и мастерская. Этапы творческого проекта "Рацион питания домашних животных" 14.05.2024 Кабинет и мастерская. Творческий проект "Рацион питания домашних животных" 17.05.2024 21.05.2024 24.05.2024 28.05.2024 Социальные технологии (5 ч) Назначение социологических исследований. Технологии опроса: анкетирование. Технологии опроса: интервью. Итоговое занятие. Обобщающий урок по курсу Технологии за 7 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 ИТОГО: 1 68 Календарно-тематическое планирование 8 КЛАСС № Дата по факту Модули и темы программы Введение 16 Количество учебных часов 1 2 3 Проведение инструктажа и техники безопасности в мастерской. Методы и средства творческой проектной деятельности (2ч) Дизайн в процессе проектирования продукта труда. 14.09.2023 Методы дизайнерской деятельности 21.09.2023 Метод мозгового штурма при создании инноваций. Кабинет и мастерская 07.09.2023 6 Основы производства. Продукт труда и контроль качества производства(3 ч) Продукт труда. Стандарты производства продуктов 28.09.2023 труда. 05.10.2023 Эталоны контроля и качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда. 12.10.2023 Кабинет и мастерская. 7 8 19.10.2023 26.10.2023 4 5 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 09.11.2023 16.11.2023 23.11.2023 30.11.2023 07.12.2023 1 1 1 3 1 1 1 Технология (3ч) Классификация технологий Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий. Кабинет и мастерская. Контрольная работа 3 1 Техника (4 ч) Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства. Кабинет и мастерская. 4 Технологии получения, обработка, преобразования и использования материалов (5 ч) Плавление материалов и отливка изделий. 14.12.2023 21.12.2023 Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. 28.12.2023 Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка материалов. 11.01.2024 Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов. 18.01.2024 Кабинет и мастерская Контрольная работа Технологии обработки и использования пищевых продуктов(1 ч) Мясо птицы. Мясо животных. 19 25.01.2024 Технологии получения, преобразования и использования энергии. Химическая энергия.(2 ч) . Выделение энергии при химических реакциях. 20 01.02.2024 Химическая обработка материалов и получение новых веществ Кабинет и мастерская 21 08.02.2024 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Технологии обработки информации. Технологии записи и хранения информации.(3 ч) Материальные формы представления информации для 22 15.02.2024 хранения. Средства записи информации. Современные технологии 23 22.02.2024 записи и хранения информации. Кабинет и мастерская. 24 29.02.2024 Технологии растениеводства. Микроорганизмы в сельскохозяйственном производстве.(4 ч) Микроорганизмы, их строение и значение для человека. 25 07.03.2024 Бактерии и вирусы в биотехнологиях. 26 14.03.2024 Культивирование одноклеточных зеленых водорослей. 27 21.03.2024 Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях. 28 04.04.2024 Кабинет и мастерская. 29 30 31 32 33 34 11.04.2024 18.04.2024 25.04.2024 02.05.2024 16.05.2024 23.05.2024 Технологии животноводства (2 ч) Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность. Кабинет и мастерская.Контрольная работа Социальные технологии. Маркетинг(4 ч) Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Итоговое занятие ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Учебно-методическое обеспечение технологического образования школьников учебного предмета «Технология» 7-8 класс -Примерная программа «Технология» 5-9 класс предметной линии учебников под редакцией В.М. Казакевича-М.: Просвещение, 2018г. - Методическое пособие. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией В.М.Казакевича. М.: Просвещение, 2020г. -Учебник «Технология» 7, 8-9 класс для общеобразовательных организаций под редакцией В.М.Казакевича. М.: Просвещение, 2019г 18