Рабочая программа по технологии 1-4 класс 2023 год (3-4 класс)

Краснодарский край Белоглинский район ст. Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского союза В.И.Литвинова
Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

Алфим
ова
Татьяна
Василь
евна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.
ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru,
G=Татьяна Васильевна,
SN=Алфимова, CN=Алфимова
Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.25 11:46:13+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Председатель __________ Т.В.Алфимова
подпись руководителя ОУ
Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По

технологии____________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)
начальное общее образование 1-4 классы_____
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов

135 ч_______________

Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Ефремова Ольга Николаевна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32,
Рудакова Наталья Александровна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32,
Тимошенко Наталья Ивановна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32,
Чубукина Людмила Юрьевна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32.
ФИО (полностью), должность (краткое наименование организации)

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года « Об
утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего
образования» с изменениями от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015)
(указать ФГОС)

с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/15); основной образовательной программы начального общего образования по
ФГОС МБОУСОШ № 32 (протокол № 1 от 30.08.2019г.);
(указать примерную ООП/примерную программу учебного предмета)

с учетом УМК «Начальная школа XXI века» Технология 1-4 классы/ Е.А. Лутцева. – М.: Вентана –
Граф, 2013 г.
(указать автора, издательство, год издания)

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приказ
Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года « Об утверждении и введении в действие федерального
государственного стандарта начального общего образования» с изменениями от 29.12.2014 № 1643, от
31.12.2015;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8
апреля 2015 г. № 1/15);
- основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС МБОУСОШ № 32,
протокол № 1 от 30.08.2019г.;
- УМК «Начальная школа XXI века»
- авторской программы: Технология 1-4 классы/ Е.А. Лутцева. – М. :Вентана-Граф, 2013 г.
- письма министерства образования , науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021
№ 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования».
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.),
интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и
творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и
конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории
деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных
потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с
природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации
технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационноэкономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной
среды для творческого решения несложныхконструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной
продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть
положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям
За основу рабочей программы по предмету «Технология» взят 1 вариант примерного
тематического планирования примерной программы по технологии и авторской программы курса УМК
«Начальная школа 21 века» Технология: программа: 1-4 классы/ Е.А. Лутцева. – М. :Вентана-Граф,
2013 г.
При составлении рабочей программы произведена (введена) корректировка примерной
авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и
перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа 21 века» и
учебника «Технология», автор Е.А.Лутцева. - Москва: «Вентана-Граф», 2011 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения технологии является воспитаниеи развитие социально и
личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок
(внимательное идоброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим,готовность прийти
на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,доброжелательность, общительность, эмпатия,
самостоятельность,ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов,толерантность,

трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение ксвоему и чужому труду и результатам
труда).
1.1 Основные направления воспитательной деятельности:
Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) - мировоззренческие
представления, соответствующие современному уровню развития науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мира, представление об основных закономерностях развития
природы, взаимосвязь человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная и информационная культура, в том
числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение - коммуникативная компетентность
в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес
к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с
учетом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей .
.
Метапредметнымирезультатами
изучения
технологии
являетсяосвоение учащимися
универсальных способов деятельности, применимыхкак в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненныхситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделитьпроблему,
составить план действий и применять его для решенияпрактической задачи, осуществлять
информационный поиск, необходимуюкорректировку в ходе практической реализации, выполнять
самооценкурезультата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступныепо возрасту начальные
сведения о технике, технологиях и технологическойстороне труда мастера, художника, об основах
культуры
труда;элементарные
умения
предметно-преобразовательной
деятельности,
уменияориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой ипроектной деятельности.
2.
Содержание учебного курса, курса
1 класс (33)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и
природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира
(эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды
(сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и
инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход за инструментами и их
хранение. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и
сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы,
инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и
конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы —
соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2.Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в
жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность, гладкость,
шершавость, влагопронинаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их

свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная
тонкая, газегная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование
материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека,
шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приёмов рационального
и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии
сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с
технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение,
формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием,
резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое
соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при
изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и
технологических приёмов их обработки.
Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике
аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3.
Конструирование и моделирование
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и
моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по
образцуи рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции
(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное
соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)*
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
2 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека.
История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей
человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде.
Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий
ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте
проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения работ во времена Средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство,
эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных
предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).Разнообразие предметов
рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее
представление).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление
плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых
проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита
проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе),
натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей
ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья.
Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия,
функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и
режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки,
сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия
надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику,
циркулемс опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с
помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью
чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой
строчки).
3.
Конструирование и моделирование
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в
изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное
соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный).
Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе). Виды,
названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных
материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Использование информационных технологий(практика работы на компьютере)
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (CD)
по изучаемым темам.
3 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.
Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной
потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национальнокультурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые
технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил
природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы
пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды.
Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и
её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой,
звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных
средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия,
подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному
или техническому замыслу).

Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами,
электричеством.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.),
их получение, применение.
Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая).
Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований
конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им.
Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами
(крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.
3.
Конструирование и моделирование
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь
назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных
материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с
помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.).
Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач
(бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративнохудожественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип
работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий(практика работы на компьютере)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой
человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший
вид графической информации. Источники информации, используемые человекомв быту: телевидение,
радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила
безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с
мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
4 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Преобразовательная деятельность человека в XX — начале XXI в. Научно-технический прогресс:
главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их
положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельности на природу Земли в
целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в
промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационнокомпьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование
компьютерных технологий во всех областях! жизни человека. Влияние современных технологий и
преобразующей! деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения
экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей
изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного
пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань,
пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические
материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую
среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной
проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн
одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка
петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой.
Дизайн и маркетинг.
3.
Конструирование и моделирование
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на
основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых,
профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в
космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и др.).
4.
Использование информационных технологий(практика работы на компьютере)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах
жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления
(принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в
компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки):
создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word,
PowerPoint.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

6

Мир профессий.
Профессии близких;
профессии, знакомые детям;
профессии мастеров.
Разнообразные
предметы рукотворного мира .
Роль и место человека в
окружающем мире.
Бережное отношение к
природе как к источнику
сырьевых ресурсов,
природные материалы.
Самообслуживание:
организация рабочего места.
Гигиена труда.

1

С помощью учителя:
— наблюдать связи
человека с природой и
предметным миром:
предметный мир
ближайшего
окружения,
конструкции и образы
объектов природы и
окружающего мира;
— наблюдать
конструкторскотехнологические и
декоративнохудожественные
особенности
предлагаемых изделий;
— сравнивать, делать
простейшие
обобщения;

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

1 класс
Раздел 1.
Общекульту
рные и
общетрудов
ые
компетенци
и. Основы
культуры
труда,
самообслуж
ивание

1

1
1

1
1

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

— анализировать
предлагаемые задания:
понимать
поставленную цель,
отделять известное от
неизвестного;
Раздел 2.
Технология
ручной
обработки
материалов.
Элементы
графической
грамоты (17
ч)

Знакомство с
материалами и их практическим применением в
жизни.
Виды бумаги
(рисовальная, цветная тонкая,
газегная и др.).
Подготовка материалов
к работе. Сбор и сушка
природного материала.
Инструменты и
приспособления для
обработки доступных
материалов: ножницы, игла,
стека, шаблон, булавки
Знакомство с
графическими
изображениями: рисунок,
схема
Элементарное
знакомство с
технологическим процессом
изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их
выделение,
формообразование, сборка.
Разметка деталей на
глаз, по шаблону.
Выделение деталей
отрыванием, резанием
ножницами.
Формообразование
деталей сгибанием,
складыванием, вытягиванием.
Клеевое соединение
деталей изделия. Отделка
деталей изделия рисованием,
аппликацией, прямой
строчкой.
Единообразие
технологических операций
при изготовлении изделий из
разных материалов.

2

1
2

2

2
2

2
1
1

1

1

С помощью учителя:
— выполнять
простейшие
исследования
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
изученные материалы:
их виды, физические и
технологические
свойства,
конструктивные
особенности
используемых
инструментов, приёмы
работы освоенными
приспособлениями и
инструментами;
— анализировать
конструкторскотехнологические и
декоративнохудожественные
особенности
предлагаемых изделий,
выделять известное и
неизвестное;
— осуществлять
практический поиск
и открытие нового
знания и умения;
анализировать и читать
графические
изображения (рисунки);
— воплощать
мысленный образ в
материале с опорой
(при необходимости) на
графические
изображения, соблюдая
приёмы безопасного и
рационального труда;
— планировать

Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопраделен
ие

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

последовательность
практических действий
для реализации
поставленной задачи;
Раздел 3.
Конструиро
вание и
моделирова
ние

10

Элементарное понятие
конструкции. Изделие, деталь
изделия.
Конструирование
и
моделирование изделий из
природных
материалов
и
бумаги
складыванием,
сгибанием, вытягиванием по
образцуи рисунку.
Неразборные
(однодетальные) и разборные
(многодетальные)
конструкции
(аппликации,
изделия
из
текстиля,
комбинированных
материалов),
общее
представление.
Неподвижное
соединение деталей.

2

3

3

2

С помощью учителя:
—моделировать
несложные изделия с
разными
конструктивными
особенностями по
образцу и рисунку;
— определять
особенности
конструкции,
подбирать
соответствующие
материалы и
инструменты;
— планировать
последовательность
практических действий
для реализации
замысла

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

— Наблюдать
конструкции и образы
объектов природы и
окружающего мира,
знакомиться с
традициями и
творчеством мастеров
родного края;
— сравнивать
конструктивные и
декоративные
особенности предметов
быта и осознавать их
связь с выполняемыми
утилитарными
функциями, понимать
особенности
декоративноприкладных изделий,
называть используемые
в рукотворной
деятельности
материалы.

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)
Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопраделен
ие

2 класс
Раздел 1.
Общекульту
рные и
общетрудов
ые
компетенци
и. Основы
культуры
труда,
самообслуж
ивание

8

История приспособляемости
первобытного человека к
окружающей среде
Названия
профессий
ремесленников.
Технологии выполнения работ
во времена средневековья и
сегодня
Разнообразие
предметов
рукотворного мира
Природа - источник сырья
Мастера и их профессии
Введение
в
проектную
деятельность

1

1
1
1
1
1
2

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

Раздел 2.
15
Технология
ручной
обработки
материалов.
Элементы
графической
грамоты

Материалы природного
происхождения
Чертежные инструменты
Технологические операции
Сборка изделия
Отделка аппликацией,
ручными строчками

3
3
3
3
3

— выполнять
простейшие
исследования
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
изученных материалов:
их видов, физических и
технологических
свойств,
конструктивных
особенностей
используемых
инструментов, приёмов
работы
приспособлениями и
инструментами;

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Раздел 3.
Конструиро
вание и
моделирова
ние

9

Конструирование из готовых
форм
Виды соединения деталей
конструкции
Способы сборки разборных
конструкций
Макет, модель.
Конструирование и
моделирование изделий из
разных материалов

2
1
3
1
2

С помощью учителя:
— сравнивать
различные виды
конструкций и способы
их сборки;
— моделировать
несложные изделия с
разными
конструктивными
особенностями,
используя разную
технику (в пределах
изученного);
— обобщать
(осознавать и
формулировать) то
новое, что открыто и

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Тема.
Компьютер
в учебном
процессе

2

Компьютер в
учебномпроцессе

2

С помощью учителя:
— наблюдать мир
образов на экране
компьютера (графику,
тексты, видео,
интерактивное видео);
— наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
материальные и
информационные
объекты;
— выполнять

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

предложенные на
цифровых носителях
задания
3 класс
Раздел 1.
Общекульту
рные и
общетрудов
ые
компетенци
и. Основы
культуры
труда,
самообслуж
ивание

Раздел 2.
Технология
ручной
обработки
материалов.
Элементы

14

10

Материальные и
духовные потребности человека как движущие силы
прогресса.
Ключевые технические
изобретения от Средневековья
до начала XX в.
Использование
человеком энергии сил
природы (воды, ветра, огня)
для повышения
производительности труда.
Использование
человеком силы пара,
электрической энергии для
решения жизненно важных
проблем в разные
исторические периоды.
Зарождение наук.
Взаимовлияние наук и
технических изобретений в
процессе развития
человечества.
Энергия природных
стихий: ветра, воды (пара).
Электричество, простейшая электрическая цепь и
её компоненты.
Гармония предметов и
окружающей среды —
соответствие предмета
(изделия) обстановке.
Элементарная
проектная деятельность
Самообслуживание —
правила
безопасного
пользования
бытовыми
электрическими приборами,
электричеством.

2

Некоторые виды
искусственных и
синтетических материалов, их
получение, применение.
Разметка развёрток с
опорой на простейший

1

1

1

1

2

1
1
1

Под руководством
учителя:
— коллективно
разрабатывать
несложные
тематические проекты
и самостоятельно их
реализовывать, вносить
коррективы в
полученные
результаты;
— ставить цель,
выявлять и
формулировать
проблему, проводить
коллективное
обсуждение
предложенных
учителем или
возникающих в ходе
работы учебных
проблем; выдвигать
возможные способы их
решения

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Самостоятельно:
— выполнять
простейшие
исследования
(наблюдать,
сравнивать,

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

2

2

1
1

Раздел

Колвочас
ов

графической
грамоты

Раздел 3.
Конструиро
вание и
моделирова
ние

Раздел 4.

Темы

Колвочас
ов

чертёж.
Линии чертежа (осевая,
центровая).
Преобразование
развёрток несложных форм
(достраивание элементов).
Выбор способа
соединения и соединительного
материала в зависимости от
требований конструкции.
Выполнение рицовки с
помощью канцелярского
ножа. Приёмы безопасной
работы им.
Соединение деталей
косой строчкой.
Отделка косой
строчкой и её вариантами:
кружевами, тесьмой,
бусинами и т. д.

5

5

1

2

1

2

1

Связь назначения
изделия и его конструктивных
особенностей: формы,
способов соединения,
соединительных материалов.
Простейшие способы
достижения прочности
конструкций.
Конструирование и
моделирование изделий из
разных материалов по
заданным декоративнохудожественным условиям.
Техника как часть
технологического процесса,
технологические машины.

1

Информационная

1

1

2

1

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

сопоставлять)
изученных материалов:
их видов, физических и
технологических
свойств,
конструктивных
особенностей
используемых
инструментов.
С помощью учителя:
— создавать
мысленный образ
объекта с учётом
поставленной
конструкторскотехнологической
задачи или с целью
передачи определённой
художественноэстетической
информации;
воплощать мысленный
образ в материале с
опорой (при
необходимости) на
графические
изображения, соблюдая
приёмы безопасного и
рационального труда;

Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопраделен
ие

С помощью учителя:
— проектировать
изделия: создавать
образ в соответствии с
замыслом,
реализовывать замысел,
используя
необходимые
конструктивные формы
и декоративнохудожественные
образы, материалы и
виды конструкций; при
необходимости
корректировать
конструкцию и
технологию её
изготовления;

Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопраделен
ие

С помощью учителя:

Популяризация

Раздел

Колвочас
ов

Использова
ние
информацио
нных
технологий

Темы

среда, основные источники
информации, получаемой
человеком. Информационные
технологии.
Книга как древнейший
вид графической информации.
Источники информации,
используемые человекомв
быту.
Современный
информационный мир.
Персональный компьютер
(ПК) и его назначение.
Правила безопасного
пользования ПК.
Назначение основных
устройств компьютера для
ввода, вывода и обработки
информации.
Работа с доступными
источниками информации

Колвочас
ов

1

1

1

1

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

— наблюдать мир
образов на экране
компьютера, образы
информационных
объектов различной
природы, процессы
создания
информационных
объектов с помощью
компьютера;
— исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
предложенные
материальные и
информационные
объекты, инструменты
материальных и
информационных
технологий;
— использовать
информационные
изделия для создания
образа в соответствии с
замыслом;
— планировать

научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Под руководством
учителя:
— коллективно
разрабатывать
несложные
тематические проекты
и самостоятельно их
реализовывать.
Самостоятельно:
— проводить
доступные
исследования новых
материалов,
конструкций с целью
дальнейшего их
использования в
собственной
художественнотворческой
деятельности;
— анализировать

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

4 класс
Раздел 1.
Общекульту
рные и
общетрудов
ые
компетенци
и. Основы
культуры
труда,
самообслуж
ивание

14

Преобразовательная
деятельность человека в XX
— начале XXI в.
Научно-технический
прогресс: главные открытия,
изобретения,
современные
технологии
Угроза экологической
катастрофы и роль разума
человека
в
её
предотвращении.
Сферы использования
электричества, природных
энергоносителей (газа, нефти)
в промышленности и быту.
Общие представления
об авиации и космосе, энергии
и энергетике, информационнокомпьютерных технологиях.
Самые яркие
изобретения начала XX в. (в

1

1

1

2

1

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

обзорном порядке).
Начало XXI в. —
использование компьютерных
технологий во всех областях
жизни человека.
Влияние современных
технологий и преобразующей!
деятельности человека на
окружающую среду.
Причины и пути
предотвращения
экологических и техногенных
катастроф.
Дизайн-анализ (анализ
конструкторских,
технологических и
художественных особенностей
изделия).
Коллективные проекты.
Самообслуживание:
пришивание пуговиц,
сшивание разрывов по шву.
Правила безопасного
пользования бытовыми
приборами.

1

доступные задания:
понимать
поставленную цель,
отделять известное от
неизвестного,
прогнозировать
получение
практических
результатов в
зависимости от
характера
выполняемых
действий, находить и
использовать в
соответствии с этим
оптимальные средства
и способы работы;
— искать, отбирать и
использовать
необходимую
информацию для
выполнения
предложенного
задания;
— планировать
предстоящую
доступную
практическую
деятельность в
соответствии с её
целью, задачами,
особенностями
выполняемого задания,
отбирать оптимальные
способы его
выполнения;
— организовывать
свою деятельность,
соблюдать приёмы
безопасного и
рационального труда;
работать в малых
группах, осуществлять
сотрудничество,
исполнять разные
социальные роли,
участвовать
в коллективном
обсуждении,
продуктивно

1

1

1

1

1
2

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

взаимодействовать и
сотрудничать со
сверстниками и
взрослыми;
Раздел 2.
8
Технология
ручной
обработки
материалов.
Элементы
графической
грамоты (8
ч)

Изобретение и
использование синтетических
материалов с определёнными
заданными свойствами в
различных отраслях и
профессиях.
Нефть как
универсальное сырьё.
Материалы,
получаемые из нефти
(пластмасса, стеклоткань,
пенопласт и др.).
Синтетические
материалы — полимеры
(пластик, поролон). Их
происхождение, свойства.
Влияние современных
технологий и преобразующей
деятельности человека на
окружающую среду.
Комбинирование
технологий обработки разных
материалов и художественных
технологий.
Дизайн
(производственный,
жилищный, ландшафтный и
др.). Его роль и место в
современной проектной
деятельности.
Дизайн одежды в
зависимости от её назначения,
моды, времени.

1

1
1

1

1

1

1

1

Самостоятельно:
— проводить
доступные
исследования новых
материалов с целью
выявления их
художественнотехнологических
особенностей для
дальнейшего
использования в
собственной
художественнотворческой
деятельности;
— анализировать
конструкторскотехнологические и
декоративнохудожественные
особенности
предлагаемых заданий;
— осуществлять
доступный
информационный,
практический поиск и
открытие нового
художественнотехнологического
знания и умения;
— анализировать и
читать изученные
графические
изображения (рисунки,
простейшие чертежи и
эскизы, схемы);

Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопраделен
ие

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

Раздел 3.
Конструиро
вание и
моделирова
ние

5

Поиск оптимальных и
доступных новых решений
конструкторскотехнологических проблем на
основе элементов ТРИЗ
(теории решения
изобретательских задач).
Техника XX — начала
XXI в. Её современное
назначение
Современные
требования к техническим
устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность
и др.).

1

Самостоятельно:
— характеризовать
основные требования к
конструкции изделия;
— моделировать
несложные изделия
с разными
конструктивными
особенностями (в
пределах изученного);
— конструировать
объекты с учётом
технических и
художественнодекоративных условий;
— проектировать
изделия;

Трудовое
воспитание и
профессиональ
ное
самоопраделен
ие

Современный
информационный мир.
Использование
компьютерных технологий в
разных сферах
жизнедеятельности человека.
Персональный
компьютер (ПК) и
дополнительные
приспособления (принтер,
сканер, колонки и др.).
Знакомство с
текстовым редактором.
Поиск информации в
компьютере и Интернете.
Работа с простейшими
информационными объектами
(тексты, рисунки): создание,
преобразование, сохранение,
удаление, печать (вывод на
принтер).
Программы Word,
PowerPoint.

1

Самостоятельно:
— наблюдать образы
информационных
объектов различной
природы, процессы
создания
информационных
объектов с помощью
компьютера.
С помощью учителя:
— исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
технологические
свойства, способы
обработки элементов
информационных
объектов: ввод,
удаление, копирование
и вставку текстов;
— наблюдать и
использовать
материальные и
информационные
объекты, инструменты
материальных и
информационных
технологий, элементы
информационных
объектов (линии,
фигуры, текст,

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Раздел 4.
7
Использова
ние
информацио
нных
технологий
(практика
работы на
компьютере
)

2

2

1

1

1
1
1

1

Раздел

Колвочас
ов

Темы

Колвочас
ов

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основныенапр
авлениявоспита
тельнойдеятель
ности

таблицы.

КТП 4 класс

№
п/п

Содержание (разделы, Кол Дата
темы)
-во проведения
Факт
час План
ов

Общекультурные и
общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда,
самообслуживание
1
Преобразовательная
деятельность человека в
XX — начале XXI в.
Научно-технический
2

3

4

5
6

7
8

9-10

1112

Универсальные учебные
действия (УУД),
проекты, ИКТкомпетенции
межпредметные
понятия

Под руководством учителя:
— коллективно
разрабатывать несложные
тематические проекты и
самостоятельно их
реализовывать.
Самостоятельно:
— проводить доступные
исследования новых
материалов, конструкций с
целью дальнейшего их
использования в собственной
художественно-творческой
деятельности;
— анализировать доступные
задания: понимать
поставленную цель, отделять
известное от неизвестного,
прогнозировать получение
практических результатов в
зависимости от характера
выполняемых действий,
находить и использовать в
соответствии с этим
оптимальные средства и
способы работы;
— искать, отбирать и
использовать необходимую
информацию для выполнения
предложенного задания

14

1

1.09

ИД, ПК

1

8.09

ИД, ПК

15.09

ИД, ПК

22.09
29.09

ИД, ПК

прогресс: главные открытия,
изобретения,
современные
технологии
Угроза
экологической 1
катастрофы и роль разума
человека
в
её
предотвращении.
Сферы использования
1
электричества, природных
энергоносителей (газа,
нефти) в промышленности и
быту.
Контрольная работа № 1
1
Общие представления об
авиации и космосе, энергии и
энергетике, информационнокомпьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения
начала XX в. (в обзорном
порядке).
Начало XXI в. —
использование
компьютерных технологий во
всех областях жизни
человека.
Влияние современных
технологий и преобразующей
деятельности человека на
окружающую среду.
Причины и пути предотвращения экологических и

Материал
ьнотехническ
ое
оснащени
е

29.09

1

6.10

ИД, ПК

1

13.10

ИД, ПК

1

20.10

ИД, ПК

2

27.10
10.11

ИД, ПК

17.11
2
24.11

ИД, ПК

техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ
конструкторских,
технологических и
художественных
особенностей изделия).

1.12
8.12

Коллекция
тканей

Технология ручной обработки
9
материалов. Элементы
графической грамоты
Изобретение и использование 1
15

15.12

ИД, ПК

16

1

22.12

ИД, ПК

1

29.12

ИД, ПК

1

12.01

ИД, ПК

1

19.02

ИД, ПК

1
1

26.01
2.02

1314

17

18

19

20
21

синтетических материалов с
определёнными заданными
свойствами в различных
отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное
сырьё.
Материалы, получаемые из
нефти (пластмасса,
стеклоткань, пенопласт и
др.).
Синтетические материалы —
полимеры (пластик,
поролон). Их происхождение,
свойства.
Влияние современных
технологий и преобразующей
деятельности человека на
окружающую среду.
Контрольная работа № 2
Комбинирование технологий
обработки разных
материалов и
художественных технологий.

2

22

Дизайн (производственный,
жилищный, ландшафтный и
др.). Его роль и место в
современной проектной
деятельности.

1

09.02

23

Дизайн одежды в зависимости от её назначения,
моды, времени.

1

16.02

Конструирование и
моделирование
Поиск оптимальных и
24

доступных новых решений
конструкторскотехнологических проблем на
основе элементов ТРИЗ
(теории решения
изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в.
25
Её современное назначение
26-27 Современные требования к
техническим устройствам
(экологичность,
безопасность,

Природный
материал,
набор для
уроков
труда
Природный
материал,
набор для
уроков
труда
Природный
материал,
набор для
уроков
труда

4
1

1.03

ИД, ПК

1

15.03

ИД. ПК

2

22.03
05.04

ИД, ПК

Самостоятельно:
— проводить доступные
исследования новых
материалов с целью выявления
их художественнотехнологических
особенностей для
дальнейшего использования в
собственной художественнотворческой деятельности;
— анализировать
конструкторскотехнологические и
декоративнохудожественные особенности
предлагаемых заданий;
— осуществлять доступный
информационный,
практический поиск и
открытие нового
художественнотехнологического знания и
умения
— характеризовать основные
требования к конструкции
изделия;
— моделировать несложные
изделия с разными
конструктивными
особенностями (в пределах
изученного);
— конструировать объекты с
учётом технических и
художественнодекоративных условий;
— проектировать изделия

эргономичность и др.).

Использование
информационных технологий
(практика работы на
компьютере)
Современный
28

7

1

12.04

ИД, ПК

29

1

19.04

ИД, ПК

1

26.04

ИД, ПК

1
1

03.05
10.05

ИД, ПК

1

17.05

ИД, ПК

1

24.05

ИД, ПК

30

31
32
33
34

информационный мир.
Использование компьютерных технологий в разных
сферах жизнедеятельности
человека.
Персональный компьютер
(ПК) и дополнительные
приспособления (принтер,
сканер, колонки и др.).
Контрольная работа № 3
Знакомство с текстовым
редактором.
Поиск информации в
компьютере и Интернете.
Работа с простейшими
информационными
объектами (тексты, рисунки):
создание, преобразование,
сохранение, удаление, печать
(вывод на принтер).

Итого

34

СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического
объединения учителей начальных классов
от «30» августа 2021г
руководитель______ _Л.Ю.Чубукина
Подпись руководителя МО

Самостоятельно:
— наблюдать образы
информационных объектов
различной природы, процессы
создания информационных
объектов с помощью
компьютера.
С помощью учителя:
— исследовать (наблюдать,
сравнивать, сопоставлять)
технологические свойства,
способы обработки
элементов информационных
объектов

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ Петрикина Ю.А.
дата «30» августа 2021г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».