Краснодарский край Белоглинский район ст. Успенская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского союза В.И.Литвинова Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) Алфим ова Татьяна Василь евна Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.25 11:44:57+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2021 года протокол № 1 Председатель __________ Т.В.Алфимова подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке ____________________________ (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее образование 1-4 классы_____ (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 135 ч______________________________________________ Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Ефремова Ольга Николаевна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32, Рудакова Наталья Александровна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32, Тимошенко Наталья Ивановна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32, Чубукина Людмила Юрьевна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32. ФИО (полностью), должность (краткое наименование организации) Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015) (указать ФГОС) с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС МБОУСОШ № 32 (протокол № 1 от 30.08.2019г.); (указать примерную ООП/примерную программу учебного предмета) с учетом УМК «Начальная школа XXI века» Музыка: 1-4 классы авторы: В.О. Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. – М.: Вентана – Граф, 2013 г. (указать автора, издательство, год издания) Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе: - примерной программы по музыке ФГОС начального общего образования. – М. : Просвещение, 2011г; - приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта общего начального образования»; - приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта общего начального образования»; - основной образовательной программы ФГОС начального общего образования МБОУ СОШ № 32, протокол № 1 от30.08.2019 г. -программы Музыка: 1-4 классы/ В.О. Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. – М.: Вентана-Граф, 2013г. - письма министерства образования , науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования». При составлении рабочей программы произведена (введена) корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа 21 века» и учебника «Музыкальное искусство», авторы В.О.Усачева, Л.В.Школяр. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты 1.1 Основные направления воспитательной деятельности: * Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) - мировоззренческие представления, соответствующие современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира, представление об основных закономерностях развития природы, взаимосвязь человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; * Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание):формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей; 1.2 1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование основ национальных ценностей российского общества; 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир вего органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий; 4) формирование уважительного отношения к истории и культуре другихнародов; 5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностногосмысла учения; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях, умения избегать конфликтов; 7) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебныедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;определять наиболее эффективные способы решения; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебнойдеятельности и способности конструктивно действовать в ситуацияхнеуспеха; 5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)использование знаково-символических средств представления информациидля создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решенияучебных и практических задач; 7)активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решениякоммуникативных и познавательных задач; 8)использование различных способов поиска (в справочных источниках иоткрытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации всоответствии с коммуникативными и познавательными задачами итехнологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводитьтекст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме ианализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своевыступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей ижанров в соответствии с целями и задачами; 10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачамикоммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям; 12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий; 12)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих; 13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредствомкомпромисса и сотрудничества; 14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,процессов и явлений действительности (природных, социальных,культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебногопредмета «музыка»;__ 15)овладение базовыми предметными и межпредметнымипонятиями,отражающими существенные связи и отношения между объектами ипроцессами; 16)умение работать в материальной и информационной среде начальногообщего образования (в том числе с учебными моделями). Основу программы составляет русское и зарубежное классическоемузыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народнаямузыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) исовременная музыка. При отборе музыкального материала учитывалсяпринцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющиеисключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьниковв данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответноечувство в душе ребенка именно в возрасте 6—10 лет. Предметные результаты 1) Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; 2)сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материалемузыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса иинтереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальномупроизведению; 4)использование музыкальных образов при создании театрализованных имузыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровыхпроизведений, в импровизации. 2. Содержание учебного предмета, курса: 1 класс (33 ч) Истоки возникновения музыки (8 ч) Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образноэмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание». Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Содержание и формы бытования музыки (16 ч) Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений — добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна — в музыке отражён весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д. Язык музыки (9 ч) Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой). 2 класс (34 ч) Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч) От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира. Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч) Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла). «Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч) Одно из основных понятий музыки — «тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема». «Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б. Кабалевский). Развитие как становление художественной формы <6 ч) Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации. 3 класс (34 ч) Характерные черты русской музыки (8 ч) Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни. Народное музыкальное творчество — «энциклопедия» русской интонационности(12 ч) Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Истоки русского классического романса (6 ч) Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс. Композиторская музыка для церкви (2 ч) Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч) Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков. 4 класс (34 ч) Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч) Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч) Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического. Музыкальное общение без границ (10 ч) Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства. Искусство слышать музыку (9 ч) Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Раздел К о лво ч ас ов К о лво ч ас ов Темы Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности 1 класс Истокивозн 6 икновениям узыки Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкальнохудожественных образах жизненных 1 Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны).Различать характерные признаки основных жанров музыки.Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.Характеризовать Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Раздел К о лво ч ас ов Темы явлений. Композитор, исполнитель, слушатель Содержание и формы бытования музыки 18 Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственноэстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.Многообраз ие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.Общее и различное при соотнесении произведений малых К о лво ч ас ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности деятельность композитора, исполнителя, слушателя.Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Раздел К о лво ч ас ов Языкмузык и 9 Всеобщее в жизни и музыке 8 Темы (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.Исследовани е выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой 2 класс Всеобщие эмоциональнообразные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.Взаимодейст вие явлений жизни и музыки — попытка К о лво ч ас ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.Участвовать в народныхпраздниках, обрядах (хороводы, заклички, народныеигры) Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Раздел К о лво ч ас ов Темы проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.Выраз ительные и изобразительныевозмо жностимузыки в раскрытиивнутреннего мирачеловека Музыка — искусство интонируем ого смысла «Тема» и «развитие» — жизнь 10 Интонация как феномен человеческой речи и музыки.Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоциональнообразному содержанию.Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного 10 «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство К о лво ч ас ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) свойства в жизни природы и человека.Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкальнохудожественных образов произведений разных форм и жанров.Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.Исполнять вокальнохоровые произведения, воплощая интонационновыразительный замысел авторов текста и музыки Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Приобщение детей к культурному наследию Раздел К о лво ч ас ов Темы художествен ного образа жизненного содержания и его интонационного воплощения.«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия 6 Развитие как становление художествен ной формы Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.Историческ исложившиесямузыкал ьныеформы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации К о лво ч ас ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) изменяется».Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.Запоминать имена великих композиторовклассиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности (Эстетическое воспитание) Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Раздел К о лво ч ас ов Темы К о лво ч ас ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности творческой индивидуальности 3 класс Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.Мировая слава русской классической музыки. Интонационнообразный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационныекорни 12 Род, родник, Родина — Народное духовно-нравственные музыкально основы устного е народного творчество творчества.Историческ — и сложившиеся энциклопед фольклорные ия русской жанры.Обрядовость как интонацион сущность русского ности Характерн ые черты русской музыки 8 Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторовклассиков.Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.Пониматьнеоб ходимостьсохраненияфолькло рнойкультуры, древнихмузыкальныхинструм ентов Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.Разучивать и Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Раздел К о лво ч ас ов 6 Истоки русского классическо го романса Композитор ская музыка для церкви 2 Народная и профессион ально- 8 Темы К о лво ч ас ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности народного творчества.Благородств о, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.Свадебныйо бряд — ядро и критерийнравственноэстетическогоотношени я к жизни Многообразная интонационная сфера городскогомузицирован ия.От крестьянской песни к городскому салонному романсу.Жанры бытовогомузицировани я: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр. исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).Напеватьмелод иистаринныхромансов, выражаяинтонациейпсихологи ческуюнасыщенностьсодержа ния Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенностиинтониров аниярусскогоцерковног опения Два пути в профессиональной аранжировке Размышлять о роли музыки в церкви.Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Различать на слух народную Приобщение детей к музыку и музыку, сочинённую культурному композиторами в народном наследию Раздел К о лво ч ас ов композитор ская музыка в русской культуре К о лво ч ас ов Темы классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. ВеличиеРоссии в музыкерусскихклассико в Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности духе.Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов (Эстетическое воспитание) Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.Воспроизводитьспеци фическое, особенноемузыкальнойкульту рыдругихстран в собственнойдеятельности Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) 4 класс Многоцвети 7 е музыкально й картины мира Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для Раздел К о лво ч ас ов Темы музыкальной культуры планеты Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического Музыка мира сквозь призму русской классики 8 Музыкальн ое общение без границ 10 Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой К о лво ч ас ов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.Исполнятьмузыкуд ругихнародов, передаваяеёинтонационные и стилистическиеособенности Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственноэстетической художественной идеи.Создаватьсобственныет ематические «музыкальныесалоны», используяметодытеатрализаци и, моделирования, Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Раздел Искусствос лышатьмуз ыку К о лво ч ас ов 9 К о лво ч ас ов Темы Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) импровизации Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры Основныенаправлен иявоспитательнойде ятельности Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) КТП 4 класс № п/п Содержание (разделы, темы) Кол- Дата во проведения Факт часов План Истоки родного искусства 1-2 Пейзаж родной земли. 8 2 2 5-6 Деревня — деревянный мир. Красота человека. 7 Народные праздники. 1 3-4 2 6.09 13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 Материальн отехническое оснащение Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции межпредметны е понятия Уч. с.11-13 Презентация. Уч. с.14-19 Презентация. Уч. с.20-33 Презентация. Уч. с.35-39 Презентация. Уч. с.40-44 Презентация. Познавательные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Личностные: умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности. Метапредметные: активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов 8 Контрольная работа № 1 Древние города нашей земли 9 Родной угол. 1 7 1 25.10 7.11 Уч. с.46-53 Презентация. Уч. с.54-55 Презентация. Уч. с.56-59 Презентация. Презентация 10 Древние соборы. 1 14.11 11 Города Русской земли. 1 21.11 12 1 28.11 1 6.12 Уч. с.60-70 Презентация. 14 Древнерусские воинызащитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. 1 13.12 15 Пир в теремных палатах 1 20.12 Уч. с.71-73 Презентация. Уч. с.74-77 Презентация. 13 Каждый народ — художник 16-17 Страна восходящего солнца. 18-19 Образ художественной культуры Японии 20-21 Народы гор и степей. 11 2 22-23 Города в пустыне. 2 24 25 26 Древняя Эллада. Европейские города Средневековья Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Контрольная работа № 2 27.12 10.01 17, 24.01 Уч. с.80-91 Презентация. 1 31.01 7.02 14.02 21.02 28.02 Уч. с.92-102 Презентация. Уч. с.103-109 Презентация. Уч. с.110-125 Презентация. 1 06.03 Уч. с.126-135 Презентация. 1 13.03 Проект учащихся 2 2 Познавательные: понимание значения искусства в жизни человека и общества. Личностные: эмоциональноценностное отношение к окружающему миру. Метапредметные: активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов Познавательные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Метапредметные: активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов Познавательные: понимание значения искусства в жизни человека и общества.Личност ные: эмоциональноценностное отношение к окружающему миру. Искусство объединяет народы 27-28 Материнство. 29 Мудрость старости. 30-31 Сопереживание-великая тема искусства 32 Контрольная работа № 3 8 2 20.03 10.04 1 17.04 2 1 24.04 1.05 8.05 33 Юность и надежды. 1 15.05 34 Искусство народов мира (обобщение темы). 1 22.05 Итого: Уч. с.148-151 Стихи о защитниках Родины. Уч. с.152-153 Коллективные и индивидуальны е работы учащихся (выставка работ) Познавательные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Личностные: эмоциональноценностное отношение к окружающему миру. Метапредметные: активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов 34 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «30» августа 2021г № 1 ___________________Л.Ю.Чубукина Подпись руководителя МО Уч. с.138-143 Презентация. Стихи о маме. Уч. с.144-147 Стихи о бабушке, дедушке Уч. с.148-151 Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________Ю.А.Петрикина дата «30» августа 2021г