Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс 2023 год (3-4 класс)

Краснодарский край Белоглинский район ст. Успенская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского союза
В.И.Литвинова Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

Алфимо
ва
Татьяна
Василье
вна

Подписан: Алфимова Татьяна
Васильевна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Успенская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""",
СНИЛС=11533708129,
ИНН=232600658199,
E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна
Васильевна, SN=Алфимова,
CN=Алфимова Татьяна Васильевна
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.25 11:43:41+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Председатель __________ Т.В.Алфимова
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

изобразительному искусству ____________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)
начальное общее образование 1-4 классы_____
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов

135 ч______________________________________________

Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Ефремова Ольга Николаевна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32,
Рудакова Наталья Александровна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32,
Тимошенко Наталья Ивановна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32,
Чубукина Людмила Юрьевна - учитель начальных классов МБОУСОШ № 32.
ФИО (полностью), должность (краткое наименование организации)

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года
« Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального
общего образования» с изменениями от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015)
(указать ФГОС)

с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); основной образовательной программы начального общего
образования по ФГОС МБОУСОШ № 32 (протокол № 1 от 30.08.2019г.);
(указать примерную ООП/примерную программу учебного предмета)

с учетом УМК «Начальная школа XXI века» «Изобразительное искусство» 1-4 классы под
редакцией Б. М. Неменского – М.: Вентана – Граф, 2013 г.
(указать автора, издательство, год издания)

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 1-4 классов разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009
года « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»с изменениями от
29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);(раздел «Планируемые
результатыИзобразительное искусство»);
- основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС МБОУСОШ № 32, протокол № 1 от 30.08.2019г.;
- авторской программы «Изобразительное искусство» 1 – 4 классы под редакцией Б.М.Неменского / М.: «Просвещение» 2015 г.(разделы
«Планируемые результаты», «Содержание программы», «Тематическое планирование»)

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-этической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и
зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать
и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их
роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
1.1 Основные направления воспитательной деятельности:
* Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) - мировоззренческие представления, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира, представление об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязь человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей; познавательные
мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная и
информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
* Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание):

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики
содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Изобразительное искусство: 1)
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение
практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими
умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а
также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.)
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в

художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям
действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности - способности оценивать и выстраивать на основе традиционных
моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в
целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе
морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к
родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности,
разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям
окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ- средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для
выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их
роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;
различные художественные
материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с
белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать
средствами
живописи,
графики, скульптуры,декоративно-прикладного искусства
образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния,
используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного
героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,эстетического отношения к
миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
2.
Содержание учебного предмета, курса
1 класс (33часа)
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь
Мир полон украшений. Цветы.
Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры,
которые создали люди. Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 класс (34 часа).
ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий. Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в
объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и
фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс (34 часа)
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музей в жизни города.
Картина — особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс (34 часа)
КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы)
3.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Раздел

Кол-во
часов

1 класс
Ты
учишься 9
изображать

Темы

Колво
часов

Изображения всюду
вокруг нас
Мастер изображения
учит видеть
Изображать можно
пятном
Изображать можно в
объеме
Изображать можно
линией
Разноцветные краски
Изображать можно и то,
что невидимо
(настроение)
Художники и зрители

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

Основные виды деятельности обучающихся Основные
направления
(на
уровне
универсальных
учебных воспитательной деятельности
действий)
Находить в окружающей действительности
изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков,
сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в
детских книгах.
Придумывать и изображать то, что
каждый хочет, умеет, любит.
Находить,
рассматривать
красоту
(интересное,
эмоционально-образное,
необычное) в обыкновенных явлениях
(деталях) природы (листья, капли дождя,
паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и
рассуждать об увиденном (объяснять
увиденное).
Видеть зрительную метафору (на что
похоже) в выделенных деталях природы.

Популяризация научных знаний
среди детей (Ценности научного
познания)
Приобщение детей к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание)

(обобщение темы)

Ты украшаешь

Ты строишь

8

11

Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту нужно уметь
замечать.
Узоры на крыльях.
Ритм пятен.
Красивые рыбы.
Монотипия. Украшения
птиц. Объемная
аппликация.
Узоры, которые создали
люди. Как украшает
себя человек.
Мастер Украшения
помогает сделать
праздник (обобщение
темы).

1
1
1

Постройки в нашей
жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые
построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое

1
1
2

1
1
1
1
1

1
2
1
1

Выявлять геометрическую форму простого
плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе
выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости
графическими
средствами
(цветные
карандаши, фломастеры) заданный (по
смыслу) метафорический образ на основе
выбранной
геометрической
формы
(сказочный лес, где все деревья похожи на
разные по форме листья).
Находить
примеры
декоративных
Приобщение
детей
к
украшений в окружающей действительности культурному
наследию
(в школе, дома, на улице).
(Эстетическое воспитание)
Наблюдать и эстетически оценивать
украшения в природе.
Видеть
неожиданную
красоту
в
неброских, на первый взгляд незаметных,
деталях природы, любоваться красотой
природы.
Создавать роспись цветов-заготовок,
вырезанных из цветной бумаги.
Составлять
из
готовых
цветов
коллективную работу (поместив цветы в
нарисованную на большом листе корзину
или вазу).
Изображать (декоративно) птиц, бабочек,
рыб и т.д., передавая характер их узоров,
расцветки, форму украшающих их деталей,
узорчатую красоту фактуры.
Рассматривать и сравнивать различные
архитектурные постройки, иллюстрации из
детских книг с изображением жилищ,
предметов современного дизайна с целью
развития наблюдательности и представлений
о многообразии и выразительности
конструктивных пространственных форм.
Приобретать первичные навыки

Приобщение детей к культурному
наследию (Эстетическое
воспитание)

Изображение,
украшение,
постройка всегда
помогают друг
другу

2 класс

5

строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы
живем (обобщение
темы).

2

Три Брата-Мастера
всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок
любования (обобщение
темы).

1
1
1
1
1

структурирования пространственной
формы.
Соотносить внешний вид архитектурной
постройки с ее назначением
Анализировать, из каких основных частей
состоят дома.
Конструировать изображение дома с
помощью печаток («кирпичиков»).
Различать три вида художественной
деятельности по предназначению (цели)
произведения, его жизненной функции
(зачем?):
украшение,
изображение,
постройка.
Анализировать, в чем состояла работа
Мастера Изображения, Мастера Украшения
и Мастера Постройки, их «участие» в
создании
произведений
искусства
(изобразительного,
декоративного,
конструктивного).
Воспринимать и обсуждать выставку
детских
работ
(рисунки,
скульптура,
постройки, украшения), выделять в них
знакомые средства выражения, определять
задачи, которые решал автор в своей работе.

Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое воспитание)

Как и чем
работает
художник?

Реальность и
фантазия

8

7

Три основных цвета —
желтый, красный,
синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные
мелки, акварель, их
выразительные
возможности.
Выразительные
возможности
аппликации.
Выразительные
возможности
графических
материалов.
Выразительность
материалов для работы
в объеме.
Выразительные
возможности бумаги.
Неожиданные
материалы (обобщение
темы).
Изображение и
реальность.
Изображение и
фантазия. Украшение и
реальность. Украшение
и фантазия. Постройка
и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера
Изображения,
Украшения
и
Постройки
всегда
работают
вместе
(обобщение темы).

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе
бумаги, посредством приема «живая
краска».
Овладевать первичными живописными
навыками. Учиться различать и
сравнивать
темные и светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и
черной для получения богатого колорита.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать
живописными
материалами
различные
по
настроению
пейзажи,
посвященные
изображению
природных
стихий.

Популяризация научных знаний
среди детей (Ценности научного
познания)
Приобщение детей к культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

Размышлять
о
возможностях
Приобщение
детей
к
изображения
как
реального,
так
и культурному
наследию
фантастического мира.
(Эстетическое воспитание)
Рассматривать слайды и изображения
реальных и фантастических животных
(русская деревянная и каменная резьба и
т.д.).
Придумывать
выразительные
фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путем
соединения воедино элементов разных
животных и даже растений.
Развивать навыки работы гуашью.

О чем говорит
искусство

Как говорит
искусство

11

8

Изображение природы в
различных состояниях.
Изображение характера
животных.
Изображение характера
человека: женский
образ.
Изображение характера
человека: мужской
образ.
Образ человека в
скульптуре.
Человек и его
украшения.
О чем говорят
украшения.
Образ здания.
В
изображении,
украшении, постройке
человек выражает свои
чувства,
мысли,
настроение,
свое
отношение
к
миру
(обобщение темы).
Теплые и холодные
цвета. Борьба теплого и
холодного. Тихие и
звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают
характер.
Ритм линий и пятен,
цвет, пропорции —
средства
выразительности.

1
1
1
1
1
1
2
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1

1

Наблюдать и рассматривать животных в
различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику
зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным
характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать противоположные по характеру
сказочные женские образы (Золушка и злая
мачеха, баба Бабариха
Характеризовать доброго и злого
сказочных героев.
Сравнивать
и
анализировать
возможности
использования
изобразительных средств для создания
доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное
состояние человека.

Приобщение детей к культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

Уметь составлять теплые и холодные
Приобщение
детей
к
цвета.
культурному
наследию
Понимать
эмоциональную (Эстетическое воспитание)
выразительность теплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и
взаимовлияние цвета.
Осваивать различные приемы работы
кистью
(мазок
«кирпичик»,
«волна»,
«пятнышко»).
Развивать колористические навыки
работы гуашью.
Изображать
простые
сюжеты
с
колористическим контрастом (угасающий

Обобщающий
года.

3 класс
Искусство в
твоем доме

Искусство на
улицах твоего
города

урок

костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.).
Уметь составлять на бумаге тихие
(глухие) и звонкие цвета.
Иметь представление об эмоциональной
выразительности цвета — глухого и
звонкого.
Уметь наблюдать многообразие и
красоту цветовых состояний в весенней
природе.
Изображать борьбу тихого (глухого) и
звонкого цветов, изображая весеннюю
землю.

8

Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя
дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для
твоего дома (обобщение
темы).

1
1
1
1
1
2
1

7

Памятники
архитектуры.
Парки, скверы,
бульвары. Ажурные
ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный
транспорт.
Труд художника на

1
1
1
1
1
1
1

Характеризовать и эстетически
Популяризация научных знаний
оценивать
разные
виды
игрушек, среди детей (Ценности научного
материалы, из которых они сделаны.
познания)
Понимать и объяснять единство
Приобщение детей к
материала, формы и внешнего оформления
культурному наследию
игрушек (украшения).
(Эстетическое воспитание)
Выявлять в воспринимаемых образцах
игрушек работу Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения, рассказывать о
ней.
Учиться видеть и объяснять образное
содержание конструкции и украшения
предмета.
Создавать выразительную пластическую
форму игрушки и украшать ее, добиваясь
целостности цветового решения.
Учиться видеть архитектурный образ,
Приобщение
детей
к
образ городской среды.
культурному
наследию
Воспринимать
и
оценивать (Эстетическое воспитание)
эстетические достоинства старинных и
современных построек родного города
(села).
Раскрывать
особенности
архитектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры
—
это
достояние
народа,
которое
необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе
работу каждого из Братьев-Мастеров.

улицах твоего города
(села) (обобщение
темы).
Художник и
зрелище

11

Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный
карнавал
(обобщение темы).

2
2
2
1
1
2
1

Художник и
музей

8

Музей в жизни города.
Картина — особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические
и бытовые.
Скульптура в музее и на
улице.
Художественная
выставка (обобщение
темы).

1
2

4 класс

1
1
1
1
1

Изображать архитектуру своих родных
мест,
выстраивая композицию листа,
передавая
в
рисунке
неповторимое
своеобразие
и
ритмическую
упорядоченность архитектурных форм.
Сравнивать
объекты,
элементы
Приобщение
детей
к
театрально-сценического мира, видеть в них культурному
наследию
интересные
выразительные
решения, (Эстетическое воспитание)
превращения простых материалов в яркие
образы.
Понимать и уметь объяснять роль
театрального
художника
в
создании
спектакля.
Создавать «Театр на столе» —
картонный макет с объемными (лепными,
конструктивными)
или
плоскостными
(расписными) декорациями и бумажными
фигурками персонажей сказки для игры в
спектакль.
Иметь представление, что картина —
Приобщение
детей
к
это особый мир, созданный художником, культурному
наследию
наполненный его мыслями, чувствами и (Эстетическое воспитание)
переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя,
о своем опыте восприятия произведений
изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картиныпейзажи, рассказывать о настроении и
разных состояниях, которые художник
передает цветом (радостное, праздничное,
грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских
художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с
ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.

Истоки родного
искусства

8

Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный
мир.
Красота человека.
Народные
праздники
(обобщение темы).

2
2
2
2

Древние города
нашей земли

7

Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воинызащитники.
Новгород. Псков.
Владимир и Суздаль.
Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах
(обобщение темы).
Страна восходящего
солнца. Образ
художественной
культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города
Средневековья.
Многообразие
художественных
культур в мире
(обобщение темы).

1
1
1
1

Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.

2
1
1
1

Каждый народ — 11
художник

Искусство
объединяет
народы

8

1
1
1

2

2
2
2
2
1

Характеризовать
красоту
природы
родного края.
Характеризовать особенности красоты
природы разных климатических зон.
Изображать характерные особенности
пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства
живописи для создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы
гуашью.
Знать и называть основные структурные
части города, сравнивать и определять их
функции, назначение.
Изображать
и
моделировать
наполненное жизнью людей пространство
древнерусского города.
Учиться
понимать
красоту
исторического образа города и его значение
для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны.

Популяризация научных знаний
среди детей (Ценности научного
познания)
Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое воспитание)

Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое воспитание)

Иметь интерес к иной и необычной
Приобщение
детей
к
художественной культуре.
культурному
наследию
Иметь представления о целостности и (Эстетическое воспитание)
внутренней
обоснованности
различных
художественных культур.
Воспринимать эстетический характер
традиционного для Японии понимания
красоты природы.
Иметь
представление
об
образе
традиционных
японских
построек
и
конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять
традиционные
представления о красоте русской и японской
женщин.
Понимать особенности изображения,
украшения и постройки в искусстве Японии.
Уметь объяснять, рассуждать, как
Приобщение детей к
в произведениях искусства выражается
культурному наследию
печальное и трагическое содержание.
(Эстетическое воспитание)
Эмоционально откликаться на образы

Юность и надежды.
1
Искусство народов
2
мира (обобщение темы).

страдания в произведениях искусства,
пробуждающих чувства печали и участия.
Выражать художественными средствами
свое
отношение
при
изображении
печального события.
Изображать в самостоятельной творческой
работе драматический сюжет.

КТП 4 класс
№
п/п

Содержание (разделы, темы)

Истоки родного искусства
1-2
Пейзаж родной земли.

Кол- Дата проведения
План
Факт
во
часов
8
2

3-4

Деревня — деревянный мир.

2

5-6

Красота человека.

2

7

Народные праздники.

1

6.09
13.09

20.09
27.09
4.10
11.10
18.10

8
Контрольная работа № 1
Древние города нашей земли
9
Родной угол.

1
7
1

25.10

10

Древние соборы.

1

14.11

11

Города Русской земли.

1

21.11

12
13

Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль.
Москва.

1
1

28.11
6.12

7.11

Материальнотехническое
оснащение

Универсальные учебные действия
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции межпредметные
понятия

Уч. с.11-13
Презентация.
Уч. с.14-19
Презентация.
Уч. с.20-33
Презентация.
Уч. с.35-39
Презентация.
Уч. с.40-44
Презентация.

Познавательные: способность высказывать
суждения о художественных особенностях
произведений.
Личностные: умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.
Метапредметные: активное использование
языка изобразительного искусства и
различных художественных материалов
для освоения содержания разных учебных
предметов

Уч. с.46-53
Презентация.
Уч. с.54-55
Презентация.
Уч. с.56-59
Презентация.
Презентация
Уч. с.60-70
Презентация.

Познавательные: понимание значения
искусства в жизни человека и общества.
Личностные: эмоционально-ценностное
отношение к окружающему миру.
Метапредметные: активное использование
языка изобразительного искусства и
различных художественных материалов

14

Узорочье теремов.

1

13.12

15

Пир в теремных палатах

1

20.12

Каждый народ — художник
16-17 Страна восходящего солнца.

11
2

18-19 Образ художественной культуры Японии
20-21 Народы гор и степей.

2
2

22-23 Города в пустыне.

2

24
25
26

Древняя Эллада. Европейские города
Средневековья
Многообразие художественных культур в
мире (обобщение темы).
Контрольная работа № 2

Искусство объединяет народы
27-28 Материнство.

29

Мудрость старости.

30-31 Сопереживание-великая тема искусства

1

27.12
10.01
17, 24.01
31.01
7.02
14.02
21.02
28.02

1

06.03

1

13.03

8
2

20.03
10.04

1

17.04

2

32

Контрольная работа № 3

1

24.04
1.05
8.05

33

Юность и надежды.

1

15.05

34

Искусство народов мира (обобщение
темы).

1

22.05

Уч. с.71-73
Презентация.
Уч. с.74-77
Презентация.
Уч. с.80-91
Презентация.
Уч. с.92-102
Презентация.
Уч. с.103-109
Презентация.
Уч. с.110-125
Презентация.
Уч. с.126-135
Презентация.
Проект учащихся
Уч. с.138-143
Презентация.
Стихи о маме.
Уч. с.144-147
Стихи о бабушке,
дедушке
Уч. с.148-151
Уч. с.148-151
Стихи о
защитниках
Родины.
Уч. с.152-153
Коллективные и
индивидуальные
работы учащихся
(выставка работ)

Познавательные: способность высказывать
суждения о художественных особенностях
произведений.
Метапредметные: активное использование
языка изобразительного искусства и
различных художественных материалов
для освоения содержания разных учебных
предметов
Познавательные: понимание значения
искусства в жизни человека и
общества.Личностные: эмоциональноценностное отношение к окружающему
миру.
Познавательные: способность высказывать
суждения о художественных особенностях
произведений.
Личностные: эмоционально-ценностное
отношение к окружающему миру.
Метапредметные: активное использование
языка изобразительного искусства и
различных художественных материалов
для освоения содержания разных учебных
предметов

Итого:

34

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

Заместитель директора по УВР

учителей начальных классов МБОУСОШ № 32

______________ Петрикина Ю.А.

от «30» августа 2021г. № 1
_______________

подпись

Л.Ю.Чубукина

Подпись руководителя МО

Ф.И.О.

30 августа 2021г.

Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».