Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» Алфимов а Татьяна Васильев на Подписан: Алфимова Татьяна Васильевна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Успенская, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЛИТВИНОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""", СНИЛС=11533708129, ИНН=232600658199, E=cb-mou32@yandex.ru, G=Татьяна Васильевна, SN=Алфимова, CN=Алфимова Татьяна Васильевна Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.25 09:43:41+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «_30__» августа 2023 года протокол № __1____ председатель_______ Т.В. Алфимова Рабочая программа воспитания ООО МБОУ СОШ № 32 ст. Успенская 2023 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ № 32 разработана с учѐтом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по еѐ реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (УказПрезидента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. 1.2 Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьѐй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района» включает в себя три основных раздела: - целевой; - содержательный; - организационный. Период реализации программы: 2023-2026гг. К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Раздел 2. ЦЕЛЕВОЙ. 2.1. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ СОШ 32 определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 2.2 Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 2.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: 2.3.1. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, законуи правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 2.3.2. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. 2.3.3. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 2.3.4. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно- ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 2.4. Направления воспитания. 2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, памяти предков. эстетического эстетической культуры воспитания, на способствующего основе российских формированию традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания. 2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания. 2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО установлены ФГОС ООО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС ООО. 2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием (гражданских, воспитания обучающихся конституциональных) на основе ценностей, российских обеспечивают базовых единство воспитания, воспитательного пространства. 2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. 2.5.3.1. Гражданское воспитание: знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам; проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей; выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. 2.5.3.2. Патриотическое воспитание: сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру; проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,проживающих в родной стране; проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России; знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев изащитников Отечества в прошлом и современности; принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. 2.5.3.3. Духовно-нравственное воспитание: знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности); выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведениеи поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков; выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормами ценностям; сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий; проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей; проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. 2.5.3.4. Эстетическое воспитание: выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве; проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей; сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. 2.5.3.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде; выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность); проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья; умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным меняющимся социальным, состоянием; способный адаптироваться к информационными природным условиям, стрессовым ситуациям. 2.5.3.6. Трудовое воспитание: уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний; сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной социальной организации, своей местности) технологической и направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личныхи общественных интересов, потребностей. 2.5.3.7. Экологическое воспитание: понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества; сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на применение знаний естественных и социальных наукдля решения задач в области охраны природы, планирования своих поступкови оценки их возможных последствий для окружающей среды; участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. 2.5.3.8. Ценности научного познания: выражающий познавательные интересы в разных предметных областяхс учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений; ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде); демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной исследовательской деятельности. и гуманитарной областях познания, РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. 3.1 Уклад общеобразовательной организации. Особенностью воспитательной работы в МБОУ СОШ № 32 является военнопатриотическое направление (т.к. школе присвоен региональный статус «казачья общеобразовательная организация»), реализуемое через работу школьного военнопатриотического клуба «Единство», школьного спортивного клуба «Экстрим», школьного музейного клуба «Память», чему способствует постоянное взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры. Процесс воспитания в МБОУ СОШ № 32 основывается на следующих принципах: – Приоритет безопасности ребенка – неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении его в образовательной организации; – Психологическая комфортная среда – ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого, позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимоотношения школьников и педагогов; – Событийность – реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмет совместной заботы детей и взрослых; – Совместное решение личностно и общественно значимых проблем – личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание – это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; – Системно-деятельностная организация воспитания – интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности; – Следование нравственному примеру – содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающихся имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т.д.; – Ориентация на идеал – воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов помогает найти образы для подражания в рамках гражданско-патриотического воспитания, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом. Основные традиции воспитания в МБОУ СОШ №32: – Стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; – Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; – Бережное отношение к символам школы (герб, флаг) формируют патриотизм от малого (школа) к великому (страна), а наличие формы дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей; – В школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); – В проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также социальная активность; – Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; – Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Гармоничному развитию школьников способствует совместная работа школы, семьи и общественности. Для создания чѐтких положительных ориентиров для молодого поколения обязателен подъѐм культурно-досуговой деятельности с детьми и подростками. Такую роль играют учреждения культуры и общественные объединения. МБОУ СОШ № 32 на протяжении многих лет тесно сотрудничает с районным краеведческим музеем в с. Белая Глина, наставником Свято-Успенского храма Гавий И.И, ДЮСШ, ДШИ, ЦРБ, БАТТ и др. В результате взаимодействия и совместной работы расширяется и укрепляется ценностно-смысловая сфера личности, формируется способность подростка оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм отношения к себе, другим людям, государству, Отечеству, миру в целом. Обучащиеся МБОУ СОШ №32 являются участниками Российского движения детей и молодежи, проекта «Культурный норматив школьника», проекта «Киноуроки в школах России», проекта «Орлята России», проекта «Школьный театр». На базе школы открыт центр «Точка роста».Учащиеся МБОУ СОШ № 32 принимают участие во всех значимых поселенческих мероприятиях, организуемых УК и общественными объединениями: Бессмертный полк, Дни станицы и района, День пожилого человека, Всекубанский месячник военнопатриотической работы и т. д. А также учащиеся школы помогают в организации мероприятий подобного типа в качестве волонтѐров, ведущих.Оповещение, а также информация о проведении мероприятий размещаются в открытой группе в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/mbousosh32blg).Обучающимися являются преимущественно дети семей, проживающих по данному микрорайону, среди которых имеются многодетные семьи, малообеспеченные, неполные, семьи, имеющие детей под опекой, а так же семьи, имеющие отдельные признаки неблагополучия, с которыми постоянно ведется профилактическая работа педагогическими сотрудниками школы. Данные обстоятельства определяют особенности работы администрации школы, штаба воспитательной работы, классных руководителей, учителейпредметников по профилактике правонарушений и безнадзорности, по формированию нравственных ценностей и ориентиров у учащихся, с особым вниманием у тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, состоит на профилактическом учете или нуждается в повышенном педагогическом внимании. Школа осуществляет постоянное межведомственное взаимодействие с органами и службами системы профилактики (КДНиЗП,ОПДН,УСЗН, ОГИБДД УВД). 3.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. Инвариативные модули: 3.2.1 Модуль «Классное руководство». Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать: Осуществляя работу с классом классный руководитель организует работу с -коллективом класса; - индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; - работу с учителями, преподающими в данном классе; - работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны –вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой,–установить и у прочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутри классные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития обучающихся путѐм наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения. доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; Работа с родителями учащихся или их законными представителями: организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школы; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность». Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в МБОУ СОШ № 32 осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. К ним относятся курсы, «ОПК», «Математическая грамотность. Читаем, решаем, живем», «Основы финансовой грамотности», «Решение задач по математике повышенной сложности», «Золотое перышко» , «Читательская грамотность», «Орлята России», «Разговор о правильном питании», «Практикум по геометрии», « Билет в Будущее» Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. К ним относятся: «Теремок» Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. К ним относятся «Программа по противодействию экстремизма». Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживания. К ним относятся «История и современность кубанского казачества», «Традиционная культура кубанского казачества», клуб «Память». Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых, к ним относятся «Школа безопасности», «Азбука безопасности», «НВП», «Безопасные дороги Кубани» , «Мир подвижных игр», «Школа юного спортсмена». Также во внеурочное время включены часы подготовки к основным школьным делам, реализация воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ, детских общественных объединений. 3.3. Модуль «Урочная деятельность». Модуль «Урочная деятельность» включает в себя: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учѐт в определении воспитательных задач уроков, занятий; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 3.2.4 Модуль «Основные школьные дела». Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел МБОУ СОШ № 32 предусматривает: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные собщероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: Международный день распространения грамотности День образования Краснодарского края Дни Здоровья День выбора Школьного самоуправления День Самоуправления Акция « Открытка» ко Дню пожилого человека Осенняя ярмарка День отца Неделя психологии День народного единства Праздничный концерт ко Дню матери Театрализованное представление « Новогодняя сказка» Участие в конкурсе чтецов «Живая классика» Цикл мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества Цикл мероприятий, посвященных 8 Марта Театрализованное представление ко Дню Театра Цикл мероприятий, посвященные присоединению Крыма к РФ День Космонавтики Спортивная общешкольная игра «Зарница» Эко акции ко Всемирному Дню Земли Цикл мероприятий, посвященный Дню весны и труда Цикл мероприятий, посвященных Дню Победы Праздничные мероприятия ко Дню Защиты детей Праздничные мероприятия ко Дню России Праздничные мероприятия ко Дню любви, семьи и верности Праздничные мероприятия ко Дню Государственного флага РФ. участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в России, мире; День окончания второй мировой войны День солидарности в борьбе с терроризмом, акция «Нет террору!», классные часы День начала Нюрнбергского процесса День Государственного герба РФ, классные часы Цикл мероприятий, посвященных дню Неизвестного солдата Цикл мероприятий, посвященных дню Героя Отечества Цикл мероприятий, посвященный Дню Конституции РФ Акция «Добровольцы России», «Волонтерство как призвание» Акция ко Дню памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны Участие во Всероссийской акции «Блокадный хлеб» Акция « Свеча памяти», акция «Красная гвоздика» ко Дню Памяти и скорби торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе: Торжественная линейка, посвященная Дню знаний Торжественная линейка, посвященная Последнему звонку Торжественное вручение аттестатов Церемония награждения «Школьный Олимп» (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, муниципального образования Белоглинский район; социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнѐров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; Военные сборы допризывной молодежи Туристический поход вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми. 3.2.5 Модуль «Внешкольные мероприятия». Модуль «Внешкольные мероприятия реализуется через: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнѐрами общеобразовательной организации; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в Успенскую библиотеку, на предприятия станицы Успенской, экскурсии), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. 2.2.6 Модуль «Организация предметно-пространственной среды». Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики регион. В холле школы расположен уголок с символикой Российской федерации, Краснодарского края, Белоглинского района (Флаг,герб,гимн). В центре холла место почитания Героя Советского Союза - портрет Владимира Ивановича, чьим именем названо образовательное учреждение Организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; флага Краснодарского края, Белоглинского района. Исполнение гимна Российской Федерации, Краснодарского края, Белоглинского района. В школе еженедельно по понедельникам перед 1 уроком проходит церемония поднятия государственного Флага РФ, в пятницу после 5 урока проходит церемония спуска флага РФ и исполнение гимна. В кабинете географии размещены карты России, регионов, муниципальных образований. В кабинетах размещены портреты выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества. изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности. В праздничные дни, вместо привычного звонка звучат тематические мелодии, работает школьное радио. В холле первого этажа размещены несколько стендов информационной направленности, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; во дворе школы есть место для спортивных игр, футбольное поле; В библиотеке стеллажи свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; Регулярно классные руководители вместе с обучающимися, проводят работу по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; Ученическое самоуправление с педагогом-организатором принимают участие в разработке и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.2.7. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителямиили законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; работа родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; - целевое взаимодействие с законными представителями детей сирот и детей, оставшимися без попечения родителей. 3.2.8 Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в МБОУ СОШ 32 предусматривает: организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Ученический совет) избранных обучающимися; представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией; участие представителей органов ученического самоуправления в реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации. Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может реализовыватьсячерез детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется: На уровне школы: • через деятельность выборного Ученического Совета обучающихся школы, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, походов и т.п.); ● через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами); • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность». В МБОУ СОШ № 32 этот вид деятельности носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. Данная работа проводится по следующим направлениям: «Профилактика правонарушений и безнадзорности обучающихся» Организационная работа Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений в рамках межведомственного взаимодействия. Организация работы штаба воспитательной работы Организация работы Совета профилактики Диагностическая работа Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними. Профилактическая работа с детьми Составление банка данных семей, состоящих на учете ОПДН, ВШУ, КДН и ЗП. Реализация системы воспитательной работы школы. Составление социальных паспортов классов и общего по школе Мониторинг занятости внеурочной деятельностью и доп.образованием детей, состоящих на учете Ежедневный контроль посещаемости Организация занятости полезной в каникулярное время Организация межведомственного взаимодействия Профилактические беседы Организация психолого-педагогического сопровождения Проведение рейдов, подомовых обходов Индивидуальная профилактическая работа Беседы педагога -психолога, классного руководителя, школьного -участкового, администрации школы, инспектора ОПДН с подростком. Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции Профилактическая работа с родителями Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль; Проведение Родительского всеобуча. «Профилактика табакокурения, употребления алкоголя, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» («Антинарко») Организационная работа Планирование работы по профилактике табакокурения, употребления алкоголя, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомания. Диагностическая работа Организация и проведение «Социально психологического тестирования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся» Профилактическая Беседы, классные часы, внеклассные мероприятия, работа с детьми Профилактическая работа с родителями Спортивные соревнования, акции по формированию здорового образа жизни. Родительские собрания, лекции, индивидуальные консультации. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях. «Профилактика экстремизма и терроризма. межнациональных отношений среди обучающихся» Организационная работа Профилактическая работа с детьми Профилактическая работа с родителями Гармонизация Планирование работы по профилактике экстремизма и терроризма, гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся. Проведение мероприятий на формирование у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучения диалогу культур. Проведение классных часов (привлечение представителей правоохранительных органов) Участие в районных мероприятиях по профилактике экстремизма и терроризма Информационно-просветительские мероприятия Проведение единого дня безопасного интернета Родительские собрания, родительский всеобуч. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях. «Профилактика суицидального поведения подростков. Формирование жизнестойкости обучающихся» Организационная работа Диагностическая работа Профилактическая Планирование работы по формированию жизнестойкости. Проведение диагностик и психологических методик. Психологические, правовые классные часы, работа с детьми Профилактическая работа с родителями Организационная работа Профилактическая работа с детьми Профилактическая работа с родителями дискуссионные площадки. - Участие в творческих конкурсах, акциях и мероприятиях разного уровня. Родительские лектории, тематические встречи, индивидуальные консультации. Планирование работы по информационной безопасности обучающихся. Проведение классных часов, мероприятий, интернет - уроков, участие в акциях. Родительские собрания и лектории, разработка и вручение памяток. «Профилактика дорожно -транспортного травматизма и безопасность на объектах железнодорожного транспорта» Организационная работа Планирование работы по профилактике ДТТ, планирование совместной работы с ГИБДД Работа с детьми Проведение месячника безопасности Проведение курса внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани» Проведение классных часов и бесед Проведение инструктажей по ТБ Участие в акции «Внимание,дети!», «Внимание, каникулы» Проведение тематических конкурсов и акций Работа с родителями Общешкольные и классные родительские собрания, разъяснительные беседы «Противопожарная безопасность» Организационная работа Профилактическая работа с детьми Планировани безопасности. Проведение безопасности. е работы классных по часов, противопожарной уроков Участие в творческих конкурсах, акциях и мероприятиях разного уровня. Профилактическая работа с родителями Родительские собрания и лектории, разработка и вручение памяток. «Профилактика самовольного ухода детей из школы и дома» Организационная работа Ежедневный мониторинг посещаемости Изучение социального состава обучающихся, выявление и учет детей, склонных к самовольным уходам Усиление пропускного режима школы Создание банка данных по самовольным уходам из дома Профилактическая работа с детьми Беседы социального педагога, педагога -психолога, классного руководителя, школьного -участкового, администрации школ, инспектора ОПДН с подростком. Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции Проведение классных часов с учащимися 5-11 классов по темам «Как не стать жертвой преступления», «Твое поведение, твое лицо» и др. Проведений бесед Профилактическая работа с родителями «Профилактическая работа по предупреждению жестокого обращения с детьми, преступлений против половой неприкосновенности». Организационная работа Контроль за посещением школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий, связанные с применением насилия или давления со стороны родителей Профилактическая работа с детьми Профилактическая работа с родителями Посещение на дому детей, имеющих проблемы в семье. Изучение семейных отношений. ПП диагностика семейного климата, а также выявление обучающихся склонных к жестокости и насилию Классные часы по профилактике конфликтных ситуаций Проведение цикла бесед Проведение цикла бесед с родителями на родительских собраниях. «Наши дети нуждаются в защите» «Жестокое отношение к детям – примета времени» «Профилактика нтернет - безопасности» Организационная работа Планирование работы безопасности в сети интернет. по Профилактическая работа с детьми Проведение классных часов, уроков безопасности, Единый классный час «Безопасность в интернете» Профилактическая работа с родителями Проведение цикла бесед с родителями на родительских собраниях. «Безопасность в сети Интернет» «Дети в интернете- мы за них в ответе» и др. «Профилактика безопасности на воде» Организационная работа Профилактическая работа с детьми Планирование работы безопасности на воде. по Проведение классных часов, уроков безопасности по обеспечению безопасности жизни детей Проведение инструктажа по ТБ по плану, во время каникул Профилактическая работа с родителями Проведение цикла бесед с родителями на родительских собраниях. «Безопасность на воде» Памятки по безопасности на воде 3.2.10 Модуль «Профориентация». Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в пост индустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: проведение циклов профориентационных часов «Россия – мои горизонты»,»Билет в будущее», направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия станицы, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; мероприятия профориентационной направленности совместно с ГБПОУ КК Белоглинским Аграрно-техническим техникумом и др и сотрудничество с ЦЗН; начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через организацию кружков дополнительного образования и кружков внеурочной деятельности. 3.2.11 Модуль «Социальное партнѐрство». Школа взаимодействует с домом детского творчества, организациями культуры и спорта, с МКУ Белоглинского района «Молодежный центр», с Советом Ветеранов, Белоглинскоймежпоселенческой районной библиотекой, Белоглинской поселенческой детской библиотекой, ГКУ КК ЦЗН Белоглинского района разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада школы.Школа осуществляет постоянное межведомственное взаимодействие с органами и службами системы профилактики (КДНиЗП, ОПДН, УСЗН, ОГИБДД УВД). Социальное партнерство реализуется через: участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ. 3.2.12 Модуль « Дополнительное образование» Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. Дополнительное образование ведется так же, как другие типы и виды образования по конкретным образовательным программам. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Система дополнительного образования в нашей школе: максимально ориентируется на запросы и потребности детей, обучающихся и их родителей (законных представителей), обеспечивает психологический комфорт для всех детей, учащихся и личностную значимость учащихся, дает шанс каждому открыть себя как личность, предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи, побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Материально-техническое оснащение школы позволяет организовывать деятельность очень широкого спектра дополнительных услуг. Занятия проводяться по дополнительным общеразвивающим программам различной направленности: Технической направленности: - Робототехника; Физкультурно-спортивной направленности: - Шахматы; - Волейбол Гуманитарной направленности: - Школа безопасности. 2.2.13 Модуль «Детские общественные объединения». В МБОУ СОШ № 32 действуют следующие детские общественные объединения: - Российское движение детей и молодежи «Движение Первых» – общественногосударственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников; - «Орлята России» Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. - Волонтерский клуб «Добрые сердца - ВПК «Единство – работа клуба предполагает мероприятия по подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическому воспитанию старшеклассников, а также направлена, прежде всего, на моральнопсихологическую и правовую подготовку подростков к военной службе, а также на получение первоначальных знаний и практических навыков допризывной подготовки. Учащиеся, члены школьного ВПК, принимают участие в организации и проведении мероприятий («Бессмертный полк», «Парад Победы», уход за памятниками и обелисками станицы, несение вахты участие в районных соревнованиях, конкурсах и смотрах, помощь ветеранам и др.) - Отряд «ЮИД», цель которого профилактика ДДТТ и пропаганда дорожной безопасности среди школьников. - Школьный театр «Теремок» это добровольное объединение детей 8 – 10 лет, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления к овладению полезными навыками в области организации досуга и отдыха. - Клуб «Память», способствующий формированию уважительного отношения учащихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценностями в школе. Музей трудовой и боевой славы, а также краеведческий музей был создан в 1972 году. Музей стал культурным центром школы, здесь проходят экскурсии для учеников не только нашей школы, но и учеников других школ и воспитанников детского сада. РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 4.1 Кадровое обеспечение. Во всей системе требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования стержневыми являются требования к кадровым условиям. Требования к кадровым условиям включают: укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации. МБОУ СОШ № 32 укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных ФГОС НОО, ООО, СОО. В кадровое обеспечение воспитательного процесса школы входят: Заместитель директора воспитательной работе Советник директора по воспитательной работе Педагог-организатор Классные руководители Педагог-психолог В школе работает 4 учителя начальных классов. Сформировано 11 классных коллективов, 11 педагогов имеют классное руководство. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов реализуется в полном объеме план – график повышения квалификации педагогических и руководящих работников. 4.2 Нормативно – правовая база. Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 32 связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения: 1.Положение о классном руководстве 2. Положение о дежурстве в МБОУ СОШ № 32 3. Положение о методическом объединении классных руководителей 4.Положение о внутришкольном контроле 5. Положение о Совете профилактике правонарушений 6.Положение о родительском комитете МБОУ СОШ № 32 7.Положение о работе штаба воспитательной работы 8. Положение о школьной одежде и внешнем виде обучающихся 9. Положение о социально-психологической службе МБОУ СОШ №32 10.Положение о защите от информации, причиняющие вред их здоровью и развитию. 11.Положение о внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ №32. 12.Положение о школьном ученическом самоуправлении. 13.Правила внутреннего распорядка для обучающихся МБОУ СОШ № 32 14.Положение о школьном спортивном клубе «Экстрим» 15.Положение о военно-патриотическом клубе «Единство» 16.Положение о школьном театре. 4.3 Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей. На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строитсякак максимально доступная для детей с ОВЗ; Событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; Рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов- психологов,; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельностиобучающихся с особыми образовательными потребностями. 4.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при еѐ организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чѐм-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 4.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне общего образования, установленными ФГОС ООО. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнѐрами); распределѐнная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления являются примерными, их можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов общеобразовательной организации, контингента обучающихся и др.): 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, старшим вожатым, педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, старшим вожатым, педагогомпсихологом, социальным педагогом), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнѐрства; деятельности по профориентации обучающихся; организуемого дополнительного образования обучающихся. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчѐта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом в общеобразовательной организации.